Лекция №3. теория поведения потребителей.

Краткое содержание лекции

Потребительский выбор— ответ потребителя о приобретении либо каком-либо методе потребления некоего блага (товара либо услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, потому, что считают, что фактическое ответ потребителя конкретно выявляет и его предпочтение. В противном случае говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая собственные приобретения. Но это неверно, напр., в условиях недостатка тех либо иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар нереально приобрести, не выявляет подлинного предпочтения.

Базу теории потребительского выбора образовывает теория предельной полезности. Как вычисляют западные экономисты, от полезности того либо иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (одолжений).

Полезностью именуют удовлетворение, которое приобретают потребители от потребления того либо иного товара (услуги).

Различают полезность:

  • неспециализированную
  • предельную.

Неспециализированная полезность — удовлетворение, которое связано с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост неспециализированной полезности в следствии приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, германский экономист Г. Госсен. Его именем названы два закона.

Первый закон Госсена – закон насыщения потребностей. Он гласит: с удовлетворением потребности в каком-либо благе его сокровище падает либо по мере повышения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит в большинстве случаев не сходу, а неспешно, как бы по ступеням

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей. В соответствии с этому закону любой участник обмена пытается достигнуть максимума пользы, распределяя собственные средства между разными приобретениями. Он предполагает взять равное удовлетворение от каждой суммы денег, израсходованной на любой из получаемых товаров.

Кривая безразличия — это линия, соединяющая все точки комплектов двух благ, имеющих для потребителя однообразную неспециализированную полезность. Другими словами потребителю безразлично, какой комплект товаров Х и Y он выберет.

Рис. 1. Кривая безразличия

На рис. 1 любая точка на кривой а1 воображает таковой комплект товаров Х и Y, что их неспециализированная полезность однообразна для потребителя.

При повышении количества товаров Х и Y (а отечественный потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), кривая безразличия будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой комплект товаров Х и Y, пребывающий на данной кривой, будет лучше, чем любой комплект на кривой а1, т.к. неспециализированная полезность от потребления этих комплектов увеличится.

Совокупность точек оптимума потребителя, выстроенных для изменяющегося неизменных цен и дохода именуется кривой доход-потребление.

Эта кривая разрешает выстроить графическое изображение зависимости настоящего потребления (спроса) от дохода потребителя.

Кривая Энгеля — график, иллюстрирующий зависимость между количеством потребления товаров либо одолжений и доходом потребителя при предпочтениях и неизменных ценах.

Кривая названа по имени германского экономиста и статистика Эрнста Энгеля, что изучил связи между количеством приобритаемого данным потребителем блага и величиной его дохода.

Форма кривых Энгеля разрешает классифицировать изучаемые товары на обычные (с выделением в данной группе предметов предметов роскоши и первой необходимости) и на довольно нехорошие. В случае если полученная кривая имеет хороший наклон, то товар относится к группе обычных. Это указывает, что с ростом дохода потребление для того чтобы товара возрастает. В случае если же кривая Энгеля имеет отрицательный наклон, то товар относится к довольно нехорошим, и с ростом доходов количество его потребления уменьшается.

Подобным образом возможно проанализировать влияние трансформации цен на оптимальный выбор потребителя, предположив цены и неизменность дохода одного из товаров.

Контрольные вопросы:

10. Что такое полезность? Какие конкретно бывают виды полезности?

11. ее свойства и Кривая безразличия?

12. Что именуется кривой «доход-потребление»?

Тестовые вопросы:

1. Пятое съеденное мороженное принесет меньше удовлетворения, чем первое. Это пример?

а. уменьшение предельной полезности

б. действия закона спроса

в. наличие избытка товара

г. наличие недостатка товара

2. Неспециализированная полезность – это?

а. уровень полезности, достигаемый при потреблении данного количества благ

б. сумма полезностей всех вероятных способов применения данного блага

в. уровень полезности, на что пытается выйти потребитель

г. уровень полезности, выше которого потребителю не разрешает встать его доход

3. Кривая безразличия — это?

а. линия, соединяющая все точки комплектов двух благ, имеющих для потребителя однообразную неспециализированную полезность. Другими словами потребителю безразлично, какой комплект товаров Х и Y он выберет

б. график, иллюстрирующий зависимость между количеством потребления товаров либо одолжений и доходом потребителя при предпочтениях и неизменных ценах

в. совокупность точек оптимума потребителя, выстроенных для изменяющегося неизменных цен и дохода

г. кривая выравнивания предельных полезностей

Задания на независимую работу студента (СРС): Теория потребительского выбора. предельная полезность и Полезность. Кривые безразличия. равновесие потребителя и Бюджетное ограничение. Бюджетная линия (конспект с графиками).

Office hours (СРСП):Кривые «доход-потребление», «цена-потребление». Кривая Эйнгеля. Рента потребителя (презентация PowerPoint, 8-10 слайдов).

GLOSSARY

Теория потребительского поведения. Лекция №2


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: