Лекция 7. познание как философская проблема

Сознание, познание и знание тесно связаны между собой не только вследствие того что у этих слов один корень, но и вследствие того что они не существуют приятель без приятеля. В то время, когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь заходит не о первичности сознания, а о его активности. Человек, обладая сознанием, способен познавать мир и применять полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в следствии познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии его результатов и процесса познания? Эти неприятности относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.структура и Сущность познания.

Философская дисциплина, занимающаяся изучением неприятностей познания, именуется гносеологией. К таким проблемам относятся сущность, закономерности, границы и возможности познания, его критерии, формы существования взятых в следствии познания знаний. Неприятность познания занимает серьёзное место в совокупности «человек – мир», т.е. в предмете философии, и – в ответе второй стороны главного вопроса философии: вопроса о познаваемости мира.

Познание – это неизменно субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и разные социальные общности, впредь до человечества. Объект – то, на что направлено отечественное познание. Кроме того в то время, когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Легко человек в этом случае выступает и объектом и субъектом познания.

Не смотря на то, что большая часть философов признавали познаваемость мира, это не свидетельствует, что они одинаково разглядывали данный процесс. При рассмотрении познания появляется множество вопросов, ответы на каковые оказывают помощь по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами различных школ и направле-ний вопрос о роли в ходе разума и познания чувств, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что наиболее значимую роль в познании играются эмоции, а разум – лишь мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что ключевую роль в познании играется разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в ходе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). Наряду с этим познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но тут речь заходит о тех философах, каковые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но так как история знает много таких филосо- фов, каковые думали, что мы можем познать лишь собственные ощущения, что мир – это лишь комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами отечественных ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), свойственный представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания неизменно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а после этого и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах обращение шла более детально в лекциях по истории философии.

Само собой разумеется, определенная часть скептицизма в научном познании должна иметь место, дабы избежать догматизма. Не просто так, в ХХ веке появилась фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прошлые знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со свойствами отечественного мозга отра- жать в виде субъективных и совершенных образов все то, что мы принимаем от действительности посредством отечественных эмоций. Этих эмоций (академик И.П.Павлов именовал их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти эмоции и являются проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и появляются образы объективной действительности. Отражение по большому счету это – фиксация особенностей одних предметов в особенностях вторых предметов при их сотрудничестве. Адекватное отражение субъектом объекта и образовывает сущность процесса познания. Но на процесс познания оказывают интересы субъекта и существенное влияние потребности, совокупность его сокровищ, жизненный опыт, имеющиеся знания. Исходя из этого познание выступает как обобщенное отражение, результат всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Так, возможно заявить, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через собственных индивидов адекватно отражает реальность. Отсюда ясно, что процесс познания носит публично-исторический темперамент.

Объектом же познания человечества есть целый объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то нескончаем и процесс познания.

Познавая мир, человек применяет эти знания для практического преобразования действительности. В случае если сознание – отражение мира в виде субъективных и совершенных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности либо изме-

нения ее в соответствии с его интересами и потребностями.

методология и Философия науки. Лекция 7. Субъект познания в науке


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: