Лекция № 7. взаимосвязь между «единобожием в поклонении» и «единобожием во владычестве»

Связь между«Единобожием в поклонении»(Таухид Улюхийя) и«Единобожием во владычестве»(Таухид Рубубийя)

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла отечественных скверны и душ отечественных дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет никого и ничего, хорошего поклонения, не считая Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его посланник и раб.

Связь между этими двумя разделами единобожия содержится в том, что в случае если человек признаёт единоличную власть Аллаха над всем сущим (ТаухидРубубийя), то он обязан признать да и то, что поклонения хорош лишь только Аллах, и никто более. Иначе говоря Единобожие во владычестве обязывает нас выполнять Единобожие в поклонении. Кто признаёт Аллаха своим Господом, Творцом и уверенный в том, что лишь Он руководит делами вселенной, тот обязан поклоняться лишь Ему одному и не дробить собственное поклонение между ложными богами и Аллахом.

Иначе, Единобожие в поклонении (Таухид Улюхийя) машинально включает в себяЕдинобожие во владычестве (Таухид Рубубийя). В то время, когда мы принимаем Единобожие в поклонении (Улюхийя), то уже подразумеваем собственное убеждение в том, что лишь Аллах есть Творцом всего сущего, и лишь Он властен над всем, и лишь Он правит мирозданием (т.е. уверенный в Таухиде Рубубийя). Это значит, что в случае если человек поклоняется одному лишь Аллаху и не придаёт Ему сотоварищей (т.е. не посвящает своей веры и своего поклонения никому, не считая Него), то он в обязательном порядке будет верить, что лишь Аллах есть Владыкой, Творцом и Господом всего, что имеется в нашем мире. В Коране упоминаются слова пророка Ибрахима[1] (мир ему), с которыми он обратился к своим соплеменникам, почитавшим идолов:

????? ????????????? ???? ??????? ??????????? * ??????? ???????????? ?????????????? * ??????????? ??????? ???? ?????? ????? ????????????? * ??????? ????????? ?????? ?????????* ????????? ???? ??????????? ??????????? * ??????? ???????? ?????? ????????? * ????????? ?????????? ????? ????????? * ????????? ???????? ??? ???????? ??? ?????????? ?????? ????????

«Он сообщил: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы и ваши предки? Все они являются моими неприятелями, не считая Господа миров, Что сотворил меня и ведет прямым методом, Что кормит меня и поит, Что исцеляет меня, в то время, когда я заболеваю, Что умертвит меня, а позже воскресит, Что, я надеюсь, забудет обиду мой грех в Сутки воздаяния» (Коран, 26: 75-82).

Понятие «владычества» (Рубубийя) и понятие «единственности в поклонении» (Улюхийя) время от времени видятся в сурах Корана совместно (в одном предложении либо в одном контексте). Тогда каждое из этих двух слов несёт собственный особенный суть, соответствующий тому, что было разъяснено выше[2]. К примеру, в словах Аллаха:

???? ??????? ??????? ????????* ?????? ????????*?????? ????????

«Сообщи: «Прибегаю к защите Господа (Робб) людей,Царя людей, Всевышнего (Илях)людей» (Коран, 114: 1-3).

[От переводчика:В данном аяте употреблено слово «Господь/Робб» (?????), что означает «властитель, владыка, хозяин, управитель, тот, кто взращивает, устраивает». От этого слова происходит и наименование первого раздела в Единобожии — «Рубубийя». Кроме этого употреблено слово «Всевышний/Илях» (??????), оно обычно переводится с арабского как «Всевышний», что делается лишь с целью благозвучности текста, но совсем не отображает сущность данного слова[3], по причине того, что слово «илях» обозначает «объект поклонения, тот, кому люди посвящают собственное поклонение». В противном случае говоря, слово «илях» имеет более конкретный и определённый суть, чем русское слово «всевышний». От слова «илях» образовано и слово «Улюхийя», которое переводится как «право на поклонение, поклоняемость». Подробнее об этом вы имеете возможность определить, ознакомившись с работой «Ответственные слова», § 5. Божество.]

Слово «Господь/Робб» (?????) в данном аяте значит: Владыка, Властитель, управляющий Своим творением. А слово «Всевышний/Илях» (??????) значит «Достопоклоняемый, Единственный, Кто по настоящему хорош того, дабы ему поклонялись».

Но в некоторых местах Корана эти два слова упоминаются по отдельности. Тогда каждое из них – на последовательности со своим необыкновенным коренным смыслом- включает в себя суть другого слова. Это значит, что в случае если сообщено «Господь/Робб» (?????), то в его суть включается и «объект поклонения», а вдруг сообщено «Илях» (??????)(объект поклонения), то подразумевается и «Господь». К примеру, как мы знаем, что допрашивая погибшего человека в могиле, ангелы спросят его: «Кто твой Господь (Робб)?» Другими словами, кому ты поклонялся и кто твой Создатель? Кроме этого и в словах Всевышнего:

????????? ?????????? ??? ??????????? ???????? ????? ?????? ??? ????????? ???????? ???????

«Они были несправедливо изгнаны из собственных жилищ лишь за то, что говорили: «Отечественный Господь (Робб) – Аллах» (Коран, 22: 40).

???? ???????? ?????? ??????? ??????

«Сообщи: «Неужто я стану искать другого господа (робб) кроме Аллаха?» (Коран, 6: 164).

????? ????????? ??????? ???????? ??????? ????? ???????????? ??????????? ?????????? ?????????????? ?????? ????????? ????? ?????????? ???????????? ???????????? ??????? ??????? ??????????

«Воистину, к тем, каковые сообщили: «Отечественный Господь (Робб) – Аллах», – а позже были стойкими, нисходят ангелы: «Не опасайтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, что был обещан вам»(Коран, 41: 30).

Во всех этих аятах слово «Господь/Робб» (?????) включает в себя оба вида Единобожия (во владычестве/Рубубийя, и в поклонении/Улюхийя).

Необходимо очень отметить такую серьёзную подробность: миссия всех божьих посланников по большей части была направлена на призыв к Единобожию в поклонении (ТаухидУлюхийя), а не к Единобожию во владычестве. Дело в том, что люди обычно и без того признавали Единобожие во владычестве (Рубубийя) в общем, а отрицали его только немногие, но кроме того они делали это только снаружи (в то время как глубоко в сердце признание владычества Всевышнего было и у них). Но признания лишь одного нюанса Единобожия не хватает чтобы человек считался верующим единобожником. Отыщем в памяти, что кроме того Иблис (сатана) признавал владычество и господство Аллаха, но лишь только это не сделало его верующим.

????? ????? ????? ????????????? ????????????? ?????? ??? ????????

«Он (Иблис) сообщил: «Господи (Робб)! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное» (Коран, 15: 39).

Владычество Всевышнего признавали кроме того язычники, к каким был направлен Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).На это показывают ясные аяты Корана:

??????? ??????????? ????? ?????????? ???????????? ???????

«Если ты поинтересуешься у них, кто сотворил их, они обязательно сообщат: «Аллах» (Коран, 43: 87).

Но подобное признание не помогло язычникам, поскольку они не выполняли Единобожия в поклонении. Исходя из этого необходимо сделать таковой вывод: тот, кто признаёт лишь Единобожие во владычестве (ТаухидРубубийя), ещё не есть мусульманином, до тех пор, пока не утвердит в собственном сердце Единобожие в поклонении (ТаухидУлюхийя) и пока не начнёт поклоняться одному лишь Аллаху.

Сейчас делается ясным, сколь несостоятельны утверждения мутакаллимов[4] и суфиев, каковые твердят, что в случае если человек признает Аллаха Управителем мира и своим Творцом, то этого будет для него достаточно, и кто признает владычество Аллаха (Рубубийя), тот считается мусульманином. В то время, когда в собственных книгах по акыдемутакаллимы говорят о Единобожии (Таухид), то дают такие определения, которыми возможно охарактеризовать лишь Единобожие во владычестве (Рубубийя).К примеру, они говорят: «Единобожие (Таухид) – это убеждение о том, что Аллах существует, что Он есть Творцом, ниспосылает жизненный удел» и т. д. После этого они приводят доказательства, подтверждающие Единобожие во владычестве (Рубубийя).

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах собственной милостью) сообщил: «Все мутакаллимы в собственных книгах о рационализме (калям) и логике признают Единобожие (Таухид), но самое большее, что они смогли сделать на этом поприще, – это поделить его на три вида. Они говорят:

«1) Аллах один в собственной сущности, никто не разделяет с Ним Его сущности.

2) Он один в собственных качествах, никто не владеет подобными качествами.

3) Он один в собственных делах, никто не соучаствует с Ним в Его делах. Больше всего они обсуждают последний вид, что они именуют «Единобожие в делах» (Таухид аль-Аф?аль), которое подразумевает, что Творец этого мира – один. Они начинают обосновывать это посредством аргументов взаимоисключения[5] (таману?) и другими методами и считают, что это и имеется то Единобожие (Таухид), которое требуется в Исламе. Они считают, что именно в этом содержится суть слов «Ля иляхаилля-Ллах»[6]. Мутакаллимы дошли до того, что стали толковать понятие «Улюхийя» как «свойство творить», но так как как мы знаем, что арабские язычники, жившие в эру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не отрицали этого. Более того, они свято верили, что Аллах — Творец всего сущего, они кроме того были уверены, что всё происходит лишь по Его воле и предопределению (Кадар). Однако, они оставались многобожниками» (финиш цитаты).

Слова шейха Ибн Таймийи (да одарит его Аллах собственной милостью) подтверждаются кораническим аятом, в котором говорится:

???????? ????????? ??? ????? ??????? ????????? ???? ?????????? ?????? ?????????????? ???????????

«Мы послали к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута[7]!»(Коран, 16: 36).

Пророки не говорили своим народам: уверуйте, что Аллах – это Творец мироздания. Нет! Все они говорили: поклоняйтесь Аллаху и откажитесь отмногобожия!

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя (да одарит его Аллах собственной милостью) кроме этого сообщил: «Единобожие (Таухид), которое донесли до нас посланники, содержится в признании, что правом на поклонение владеет лишь Аллах, это выражено в свидетельстве «Ля иляхаилля-Ллах», и исходя из этого нельзя поклоняться никому, не считая Него…

…Суть Единобожия (Таухид) содержится не только в признании владычества Аллаха (Рубубийя) и того, что Он есть Создателем Вселенной, как вычисляют кое-какие люди, такие как мутакаллимы и суфии. Они считают, что в случае если приведут Его существования власти и доказательства Аллаха, то тем самым выполнят Единобожие во всей его полноте…

…В случае если кроме того человек будет всецело уверенный в наличии у Аллаха Его возвышенных качеств, если он будет отрицать всё то, что ошибочно приписывают Аллаху, будет признавать, что лишь Он творит и руководит миром, то и тогда он не возьмёт права именоваться единобожником. Он не станет единобожником, пока не засвидетельствует, что нет никакого объекта поклонения, не считая Аллаха, и пока не проникнется безотносительным убеждением, что поклонение возможно посвящать лишь Ему, а после этого станет неуклонно придерживаться Единобожия в поклонении единственному Аллаху.

…«Илях»(??????) – это тот, кому поклоняются, обожествляют и трепетно покоряются. Слово «илях»(??????) в арабской речи не имеет смысла «способный к сотворению либо изобретению». В случае если человек будет толковать слово «илях»(??????) как «способный к созиданию» и сделает это своим убеждением, будет считать, что вся сущность Единобожия сводится к вере в то, что нет создателя не считая Аллаха (как это делают мутакаллимы и последователи Абу аль-Хасана аль-Аш?ари), то это говорит о незнании им подлинной сути Единобожия (Таухид), с которым был отправлен Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Арабы-язычники утверждали, что единственным Творцом всего есть Аллах, но, не обращая внимания на это, они оставались многобожниками. Всевышний сообщил:

????? ???????? ???????????? ???????? ?????? ????? ????????????

«Большинство их (язычников) в случае если и верит в Аллаха, то наровне с Ним поклоняются вторым»(Коран, 12: 106).

Растолковывая данный аят,праведные предшественники говорили: «В случае если спросишь их:«кто создал небеса и почву?», они ответят: «Аллах!» Но не обращая внимания на таковой ответ,они поклоняются вторым всевышним.

Аллах (Свят Он и Возвышен) говорит в Священном Коране:

??? ??????? ????????? ????? ?????? ??? ??????? ??????????? * ???????????? ??????? ???? ??????? ???????????? * ???? ??? ?????? ????????????? ????????? ??????? ????????? ?????????? * ???????????? ??????? ???? ??????? ?????????? * ???? ??? ???????? ????????? ????? ?????? ?????? ??????? ????? ??????? ???????? ??? ??????? ??????????? * ???????????? ??????? ???? ???????? ???????????

«Сообщи: «Кому в собственности почва и те, кто на ней, в случае если лишь вы понимаете?» Они сообщат: «Аллаху». Сообщи: «Неужто вы не помяните назидание?»

Сообщи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они сообщат: «Аллах». Сообщи: «Неужто вы не устрашитесь?»

Сообщи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, в случае если лишь вы понимаете?» Они сообщат: «Аллах». Сообщи: «До чего же вы одурачены!» (Коран, 23: 84-89).

Мы видим, что не каждый, кто верит в существование Аллаха как Властителя и Творца, есть единобожником в плане поклонения. Многие люди верят в Аллаха, но вместе с тем поклоняются вторым всевышним, молятся не Аллаху, просят у идолов и не слушаются Его посланников. Все многобожники и идолопоклонники верят, что Аллах — Творец всего сущего, и не обращая внимания на это, они создали себе защитников, к каким обращаются со собственными молитвами наровне с Аллахом, поставив их в один последовательность с Господом миров…

…Исходя из этого приверженцы аналогичных идей смогут поклоняться солнцу, луне, звёздам, они возносят им собственные молитвы, обращаются с просьбами, постятся для них, посвящают им собственные жертвоприношения, ищут близости к ним, а после этого говорят: «Это не многобожие, по причине того, что многобожием (ширк) будет принимать во внимание лишь тогда, в то время, когда человек будет верить, что названные выше объекты руководят миром, а если он обращается к ним как к посредникам, то многобожником он, якобы, не есть». Но так как это элементарные базы исламской религии, и каждому мусульманину должно быть как мы знаем, что вера в посредников между Аллахом и человеком – это и имеется многобожие (ширк)» (финиш цитаты).

Сейчас то же самое говорят могилопоклонники, они ищут близости к покойным, посвящая им всевозможные обряды поклонения и говорят: «Это не многобожие, поскольку мы не утверждаем, что эти святые являются творцами либо руководят делами Вселенной, мы только сделали их посредниками, через которых мы приближаемся к Аллаху».

Аллах сообщил:

????? ??????? ???????? ?????????? ??????????? ?????????? ??? ??????? ?????????? ??? ???????????? ?????? ??????????????? ????? ??????? ???????

«Воистину, чистая вера возможно посвящена одному Аллаху. А те, каковые забрали себе вместо Него помощников и других покровителей, говорят: «Мы поклоняемся им лишь чтобы они приблизили нас к Аллаху как возможно ближе» (Коран, 39: 3).

Хвала Аллаху, Господу миров. благословение и Мир Посланнику Аллаха, и его семье и всем его сподвижникам.

Сноски:

o [1] Ибрахим (русс.Авраам).

o [2] Наблюдай статьи: 1) «Единобожие в поклонении» (ТаухидУлюхийя) и 2) «Единобожие во владычестве»(ТаухидРубубийя).

o [3] Этимология слов «божество» и «бог» в русском языкеЧтобы осознать, что означает слово «божество» и «бог» в русском языке, обратимся труду епископа Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», в главе «Этимология слова «Всевышний»» он пишет:«В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Всевышний», как вычисляют лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что означает «одаряющий, наделяющий«, со своей стороны происходящему от bhagas — «достояние«, «счастье«. «Достаток» также родственно слову «Всевышний». В этом выражено представление о Всевышнем как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, каковые, но, не остаются в Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Всевышний одаряет, наделяет нас Собственной полнотой, Своим достатком, в то время, когда мы приобщаемся к Нему.Греческое слово theos, согласно точки зрения Платона, происходит от глагола theein, означающего «бежать«. «Первые из людей, населявших Элладу, почитали лишь тех всевышних, которых и сейчас еще почитают многие варвары: солнце, луну, почву, звезды, небо. А потому, что они видели, что все это постоянно бежит, совершая круговорот, то от этой-то природы бега им и дали имя всевышних», — пишет Платон. Иными словами, древние видели в природе, ее круговращении, ее целенаправленном «беге» указания на существование какой-то высшей разумной силы, которую не могли отождествить с единым Всевышним, но воображали в виде множества божественных сил.Но святитель Григорий Богослов наровне с этой этимологией приводит другую: имя theos от глагола ethein — «зажигать«, «гореть«, «пылать«. «Потому что Господь Всевышний твой имеется пламя поядающий, Всевышний ревнитель», — говорится в Библии (Втор. 4:24); эти слова повторит и апостол Павел, говоря о способности Всевышнего истреблять и пожигать всякое зло (Евр. 12:29). «Всевышний имеется пламя, а диавол холоден», — пишут святые Варсануфий и Иоанн. «Всевышний имеется пламя, согревающий и воспламеняющий утробы и сердца, — говорит преподобный Серафим Саровский. — Итак, в случае если мы ощутим в сердцах собственных мороз, что от диавола… призовем Господа: Он, придя, согреет сердце отечественное идеальной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит мороз ненавистника хороша «.Преподобный Иоанн Дамаскин дает еще третью этимологию слова theos от theaomai — «созерцать«: «Потому что от Него запрещено что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно взяло бытие».Имя, с которым Всевышний открылся древним иудеям, — Yahweh (Яхве) свидетельствует «Сущий«, имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah — быть, существовать, либо скорее от первого лица этого глагола ehieh — «Я есмь». Но данный глагол имеет динамический суть: он свидетельствует не просто сам по себе факт существования, но некое неизменно актуальное бытие, живое и действенное присутствие. В то время, когда Всевышний говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это указывает: Я живу, Я тут, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это независимое, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая имеется сверхбытие: «По собственному значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь Создателем и единоличной Причиной всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий — мера и начало вечности, обстоятельство времени и мера времени для всего существующего и по большому счету становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, потому, что в Сущем пребывает все сущее — как изменяющееся, так и неизменное… Всевышний — не просто Сущий, но Сущий, Которого всегда и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия — как настоящих, так и будущих», — пишет создатель трактата «О Божественных именах».(«Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»).Как мы видим, все перечисленные смыслы слова «всевышний» либо его латинского эквивалента «theos» либо иудейского «Yahweh (Яхве)» сводятся к следующим качествам: 1) «одарять», «наделять», «делать радостным», 2) «бегать», «двигаться», 3) «зажигать», «гореть», «пылать», «пожигать», «согревать», «воспламенять», «быть огнём поядающим» 4) «созерцать», «видеть», «быть всевидящим», 5) «существовать», «иметь бытие», «жить», «пребывать», «быть».

Мы не будем в разрешённой статье разбирать правильность либо неправильность данных качеств, нас интересует тот факт, что все эти качества относятся к теме Единобожия во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя). Все сведенья качества сконцентрированы на описании качеств самого Всевышнего, но не показывают на отечественные обязанности в отношении Него. В случае если попытаться отыскать эквиваленты некоторым из смыслов слова «Всевышний», указанных епископом Иларионом, то больше всего подходят такие имена Аллаха как аль-Ваххаб (Вседарующий), ар-Раззак (Дающий пропитание, Дарующий удел), Шадиду-ль-`икаб (Сильный в наказании), аль-Басыр (Всевидящий), аль-Хайй (Живой), аль-Кайюм (Сущий, Поддерживающий бытие). Эти качества все есть показателем Владычества Аллаха, а, следовательно, слово «Всевышний» в данном контексте больше соответствует арабскому слову «Робб» (Господь, Владыка, Воспитатель) и говорит о Владычестве Аллаха (ар-Рубубийя)

В той же главе епископ Иларион пишет:

На языках германского происхождения слово «Всевышний» — британское God, германское Gott — происходит от глагола, означающего «падать ниц«, падать в поклонении. «Людьми, каковые в раннее время стремились сообщить что-то о Всевышнем, — говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, — не было сделано попытки Его обрисовать, очертить, сообщить, каков Он в Себе, а лишь указать на то, что случается с человеком, в то время, когда внезапно он окажется лицом к лицу с Всевышним, в то время, когда внезапно его осияет Божественная благодать, Чудотворный свет. Все, что человек может тогда сделать, — это пасть ниц в священном кошмаре, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в таковой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Всевышний осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, в тот же час «упал на землю… в ужасе и трепете» (Деян. 9:4,6).

Из данных слов мы видим, что в британском и германском языке слова «God» и «Gott» формируются не от глаголов, показывающих на дела самого Всевышнего либо Его качества, а от глаголов, говорящих о действии людей в отношении Всевышнего. Другими словами эти имена показывают на то, что «God» (либо «Gott») есть объектом поклонения. Этот суть соответствует арабскому слову «илях» (???), которое значит: «тот, кому поклоняются», «объект поклонения». Слово «илях» несёт в себе суть, указывающий на обязанности людей в отношении этого божества.
Ещё более детально просматривайте в цикле лекций «Серьёзные слова», § 5. Божество.

o [4] Мутакаллимы – философское течение, строящее собственные представления об исламской акыде, как они утверждают, в соответствии с правилами логики (мантык) и способами рационализма (калям). На самом же деле воззрения мутакаллимов зиждутся на базе эллинизме и греческой философии. Ислам не противоречит здравому смыслу и логике, не существует никакого разногласия между принципами и законами Ислама с одной стороны, и рациональным разумным пониманием вещей иначе. Но мутакаллимы забрали за базу, акыду древних философов запада, и после этого отрицать либо ложно толковать кое-какие правила Ислама в случае если те шли вразрез с древнегреческой философией. Наряду с этим они утверждали, что разум первичен, и он будет отправной точкой в ответе того как верными являются те либо иные законы либо правила Религии. Хотя добиться видимости того, что разум и кое-какие законы Ислама не совместимы, они выстраивали неправильные логические цепочки. Так они желали доказать людям собственную правоту и ввести сомнения в их сердца, чтобы опорочить Религию Аллаха и создать чувство, что она не идеальна.

o [5] Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах собственной милостью), растолковывая принцип взаимоисключения (таману?), довольно часто применяемый мутакаллимами, сообщил: «Аргумент взаимоисключения (таману?) — это довод, что говорит, что нереально существование двух свободных творцов этого мира, по причине того, что если они оба станут свободными, то любой из них откажется признавать независимость другого, так, их независимость мешает их независимости».

o [6] См.: книга «Ответственные слова», § 5. Божество. Суть слов «Ля иляхаилля-Ллах»

o [7] Тагут (?????) – идол и всё то, чему поклоняются кроме Аллаха.

Из книги «Aль-Иршадилясахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан

Леонид Млечин. Лекция о Сталине


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: