Лекция 8. типы и типология pr-текстов

Понятие «типологии» мы связываем с обстановкой необходимости расчленения совокупностей объектов и их группировки посредством обобщенной модели либо типа. «Тип» для нас — это разновидность, форма, модель, которая характерна для конкретной группы предметов. Типология PR-текстов производится нами по функциональным и структурным показателям, разделение по определенным жанровым группам:

По степени эксплицитности (выраженности) дифференциальных показателей:

• Базовые — имеющие все характеристики и признаки феномена PR-текста; по показателю первичности они делятся на первичные и вторичные: первичные участвуют в PR-коммуникации в собственном первичном виде, а вторичные либо медиатексты представлены в массмедиа в уже обработанном виде, создаются сотрудниками и журналистами PR-структур на базе первичных текстов;

• по показателю сложности смогут быть несложными и сложными.

• Смежные тексты — имеющие слабо выраженные характеристики PR текстов, связано это возможно с неполнотой функций либо паблицитности. Это разнородные явления — минитексты, резюме, пресс-ревю.

по принципу функционирования:

Простой PR-текст — конкретный текст, другими словами определенная, хорошая от вторых текстовых форм данность, существующая и функционирующая в пространстве PR-коммуникаций, как независимая и самодостаточная текстовая единица. К примеру: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, факт-лист, биография, лист ответов и вопросов, байлайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ.

Сложный PR-текст — комбинированный макротекст, воображающий собой «комплект» первичных несложных PR- текстов, объединенных неспециализированной тематикой (новостным предлогом). К примеру: пресс-кит, проспект либо брошюра, буклет, ньюслеттер, листовка.

Следующая предлагаемая нами классификация осуществляется по двум способу: доставки и признакам адресности до общественности. Менеджер PR обязан трудиться не с массовой аудиторией, а со специальной. Под последней мы понимаем следующие виды аудитории:

— настоящая аудитория определенного вида массовой коммуникации;

— настоящая аудитория конкретного канала массовой коммуникации;

— настоящая аудитория СМИ;

Итак, в зависимости от потребительской группы (адресата, участников PR- коммуникации) мы разделяем PR-тексты на предназначенные для внешней и внутренней общественности:

— для внешней общественности: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист ответов и вопросов, факт-лист, биография, байлайнер, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, годовой отчет, проспект, буклет, ньюслеттер, листовка, пресс-ревю, годовой отчет, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори;

— для внутренней общественности: приглашение, биография, письмо, поздравление, годовой отчет, ньюслеттер, пресс-ревю.

Любой текст вне восприятия его аудиторией может рассматриваться как ущербный, потому, что конкретный текст реально существует только в ходе восприятия аудиторией (читателем). Коммуникативная направленность текста выражается в ориентации на определенный тип читателя-адресата. Не просто так в психологии существует термин «проекция текста» — итог восприятия текста его читателем. PR-текст как вид коммуникационной деятельности — это неизменно работа с адресатом, которому базовый субъект PR направляет собственный текстовое послание. «Предназначенность для всех» придает PR-тексту интегрирующий темперамент, а расчет на ту либо иную социальную группу адресатов –дифференцирующий. Целью PR есть формирование совокупности действенных коммуникаций субъекта с его общественностью. Под общественностью понимается нами «элемент широкой общественности, ценности и интересы которого связаны с рыночной, социально-политической либо другой, имеющей публичный статус, публичной деятельностью субъектов PR». Общественность субъектна, потому что складывается из личностей с личным публичным и личностным сознанием. Но она же и объектна, т. к. связующим звеном есть ее публичная деятельность около объекта, имеющего содержание и ценности и общие интересы.

А.Б.Зверинцев [Цит. по 26, С.23-26] в собственных изучениях говорит о «внешней» и «внутренней» среде организации, в которой происходит коммуникационная деятельность. Под «внешней» понимается совокупность физических и социальных факторов, внешних по отношению к совокупности, в которой конкретно принимаются те либо иные решения. «Внутренняя» среда организации — совокупность взаимодействующих и структурообразующих компонентов организации. Коммуникация в этом случае есть связующим звеном между внешней и внутренней публичной средой, за счет которой определяется деятельность организации и оживляется ее организационная структура.

Внешние коммуникации не смогут быть налажены без внутренних — нужно информировать персонал о основных направлениях деятельности компании (организации) и целевых установках управления. Ответствен корпоративный климат сотрудничества в организации для обеспечения успешности внешних контактов. Уровень внутренней коммуникации содействует эмоции сопричастности к неспециализированной проблеме, увеличению инициативы и ответственности. Внутренние коммуникации ориентируются на неспециализированные сокровища и определяют цели, структуру взаимоотношений, традиции воздействуют на неспециализированную культуру.

В практике зарубежных PR внутренние коммуникации переживают замечательное развитие. Э. Роджерс и Р. Агарвала-Роджерс [38] говорят о важности развития внутренних коммуникаций не только на вертикальном (административном) уровне, но и горизонтальном с целью формирования активных и действенных сотрудничеств, содействующих вовлечению сотрудников в процесс принятия ответов, в предотвращение коммуникативных конфликтных ситуаций и неудач. Работа над любым текстом начинается со сбора первичной информации, ее анализа. После этого направляться процесс составления (написания) самого текста. На следующем этапе текст тиражируется и доставляется получателю.

По методу доведения до общественности мы выделяем следующие типы PR- текстов:

• Прямой доставки — из рук в руки — прямая адресная рассылка (директ-тексты) пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист ответов и вопросов, факт-лист, биография, байлайнер, письмо избирателям, письмо акционерам, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, проспект, буклет.

• Опосредуемой доставки — через СМИ, в то время, когда PR-текст публикуется без трансформаций и довольно часто журналистского текста. приглашение, факт-лист, биография, письмо избирателям, листовка, поздравление, пресс-ревю.

PR Лекция 1 сущность и Понятие


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: