Левкипп и демокрит. материализм и атомизм. атом как бытие. проблема движения атомов. эвдемонистический и гномический характер этики демокрита.

самые яркими представителями материализма античности были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.) и др. Особенно громадное значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил фундамент древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую совокупность атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли старого мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Само собой разумеется, представления древних философов об атоме как неделимой и несложной материальной частице носили простой темперамент, но для того времени это была очень способная предположение о строении материи, которая была экспериментально подтверждена только через два с лишним тысячелетия.

Следуя за Левкиппом, Демокрит говорит, что все существующее складывается из пустоты и атомов. Атомы — это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Не считая них существует еще пустота, поскольку без пустоты не было бы возможности перемещения, и сгущения и уплотнения. Пустота по собственному характеру однородна, она может отделять тела между собой, быть может пребывать и в самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются безотносительной плотностью.

Согласно точки зрения Декарта, в мире существует нескончаемое множество атомов. Кроме этого вечно и число форм атомов.

Атомы владеют свойством перемещения от природы, и передается оно при помощи столкновения атомов. Перемещение выступает главным источником развития. Демокрит уверен в том, что первичного перемещения, первого толчка ни при каких обстоятельствах не было, поскольку перемещение — метод существования атомов.

Он полагал, за Левкиппом, что не только ничего не появляется из ничего, как это вычисляли предшествующие философы, но и что ничего не появляется просто так. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим перемещением атомов. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита все детерминировано: обстоятельство всякого происхождения — вихрь, и данный вихрь он именует необходимостью. Для Демокрита не существует случайности, все имеет собственную обстоятельство, а это значит, что оно не может быть случайным. Кроме того такое явление, как пересечение двух свободных последовательностей событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит именует нужным, поскольку и тут к этому событию привела причинная цепь явлений. Так, Демокрит стоит на позициях твёрдого детерминизма, вытекающего из его признания механического перемещения единственной формой перемещения.

Основатели древнегреческой атомистики Левкипп и Демокрит думали, что в мире существует «бытие» — небытие и «атомы» — пустота, причем пустота столь же реально существует, как и атомы. Атомы—неделимые, непроницаемые, однородные по качеству, но вечно разнообразные по форме частицы. Они вечны, не созданы никем и не смогут быть стёрты с лица земли ни всевышним, ни людьми; их разъединение и соединение, разнообразные по положению и порядку сочетания приводят к образованию всего нескончаемого многообразия существующих вещей и их особенностей.

В базе многообразия явлений и вещей мира лежат начальные отличия атомов. Атомы различаются формой, порядком и положением в пространстве. Эти главные отличия являются обстоятельствами всех других особенностей. Помимо этого, они отличаются по тяжести и величине, но величина предполагается уже в свойстве формы, а тяжесть свойственна всему телесному, среди них и атомам. тяжесть и Величина — это свойства, производные от главных, значительных.

Атомы у Демокрита мыслятся как неизменные объекты, лишенные внутренних источников перемещения. Перемещение атомов происходит от их отталкивания; перемещение воображает неотъемлемое, внутреннее свойство материи в целом, т. е. совокупности атомов, и не подлежит объяснению. Условием перемещения есть наличие пустоты («небытия»), которая кроме этого существует объективно, как и атомы. «Средними ступенями» между атомами и вещами являются четыре элемента Эмпедокла — почва, вода, огонь и воздух.

Будучи последовательным атомистом, Демокрит все явления неживой и живой природы растолковывал как сочетание разных атомов и тем самым стихийно приходил к диалектической идее — единству мира. Он пробовал растолковать все явления мира, среди них и духовные процессы, сочетаниями атомов. Мышление, психологическая деятельность, человеческие страсти — любовь, неприязнь, ужас и т. п.— рассматривались как телесный процесс и разъяснялись деятельностью особенных, ровных, небольших и шарообразных атомов. Соединяясь, они вызывают названные психологические явления.Мир нескончаем и, не обращая внимания на все его многообразие, един; единство всех явлений. И предметов мира, по Демокриту, в том, что они складываются из материальных частиц — атомов, т. е. единство мира — в его материальности. его положение и Атомистика Демокрита о бесконечности мира атеистичны, так, как сотворено, возможно только то, что не всегда, что имеет границы, раньше не существовало.

Понятие атома выступает как следует новым элементом в древнем материализме. Оно есть следствием абстракции совсем другого, чем у ионических философов, направления — Эмпедокла либо Анаксагора. Наряду с этим атомы характеризуются так же, как сущее в предшествующих философских направлениях, — полнотой. Но Левкипп в отличие от упомянутых философов (быть может, первым в древней философии) допускает существование пустоты. Атомы, в соответствии с его взорам, движутся в пустоте.

Допущением существования пустоты, не-сущего, решается неприятность, которая предшествующей философии доставляла серьёзные трудности, — неприятность перемещения. Существование пустоты делает вероятным перемещение атомов.

• В воззрениях Демокрита обнаруживается сродство материализма с эвдемонизмом (процветание, счастье, счастье — этическое направление, признающее основой поведения и критерием нравственности человека его рвение к достижению счастья). Высшим благом, согласно точки зрения Демокрита, есть счастье. Но подлинное и прочное счастье даётся лишь духовными эйфориями. Это вывод даёт основание видеть в Демокрите провозвестника позднейшего эпикурейства.

Димокрит первенствовал прозаиком, писавшим труды на этические темы. Самый большой из них — О самообладании духа. Этика была связана с атомистической теорией, счастье, чаще определяемое как самообладание духа, основывается на гармоничном и симметричном перемещении атомов души. В соответствии с этому учению, разум человека имел возможность оказывать влияние на перемещение психологических атомов. Возможно, исходя из этого Д. придерживался в сочинения по этике гномического стиля (гнома — идея, вывод, нравоучение, образное изречение, высказывающее некоторый философский суть либо правило мудрости. Аристотель определял Г. как высказывание характера), дабы более легкие для запоминания афоризмы воздействовали в нужном направлении на перемещение атомов и снабжали людям счастье. Фундаментальным принципом этики Д. было чувства и подчинение воли разуму человека (в этом ее сходство с этикой Сократа).

Философия. Атомизм Демокрита.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: