Личность как субъект общественной жизни. социализация личности. межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в древнем театре. После этого его стали применять к самому его роли и актёру (из этого — «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не в противном случае, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» значительно изменило собственный суть и высказывает сейчас что-то противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью именуется людская индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, владеющий совокупностью социально значимых линия, качеств и свойств, каковые он реализует в публичной судьбе. В то время, когда говорят о личности, в первую очередь подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в ходе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного его культуры и общества. Не каждый человек есть личностью.

Человеком рождаются, личностью становятся в ходе социализации.

Социализацией именуется осуществляющийся всю жизнь индивидов процесс действия на них его структур и общества, из-за которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации направляться отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в юные годы, длится в молодости и в достаточно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, как личность, усвоив нормы и ценности поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в ходе публичной судьбе. Окружающая человека среда может оказывать влияние на развитие личности как целенаправленно (методом воспитания и организации обучения), так и без злого умысла.

Процесс социализации проходит через пара стадий, каковые социологи именуют жизненными циклами: детство, молодость, старость и зрелость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, трансформацией образа и привычек судьбы. По степени успехи результата различают начальную, либо раннюю, социализацию, охватывающую юности и периоды детства, и продолженную, либо зрелую, социализацию, охватывающую старость и зрелость.

Становление личности человека в ходе социализации происходит при помощи так называемых институтов и агентов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, важные за обучение вторых людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении разных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, дальние родственники и близкие, приятели, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (чиновники института, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играются наиболее значимую роль в ходе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее ответственное влияние.

Университеты социализации — это социальные учреждения, воздействующие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, университеты социализации кроме этого подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного университета социализации могут служить семья, школа, вторичного — СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных взаимоотношений, вторичная — в сфере взаимоотношений социальных.

институты и Агенты социализации делают две главные функции:

1) обучают людей принятым в обществе образцам поведения и культурным нормам;

2) реализовывают социальный контроль за тем, как прочно, глубоко и верно образцы поведения и эти нормы усвоены личностью.

Исходя из этого такие элементы социального контроля, как поощрение (к примеру, в форме хороших оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) в один момент являются и приемами социализации.

Во время вторичной социализации личность возможно субъектом процессов десоциализации и ре?социализации.

Десоциализация является утратой либо сознательный отказ от усвоенных сокровищ, норм поведения, социальных ролей, привычного образа судьбы. Ресоциализацией именуется противоположный процесс восстановления потерянных социальных ролей и ценностей, переобучение, возвращение индивида к обычному (ветхому) образу судьбы. В случае если процесс десоциализации носит негативный темперамент и есть достаточно глубоким, он может уничтожить базы личности, вернуть каковые будет нереально кроме того посредством хорошей ресоциализации.

В ходе собственной жизнедеятельности люди вступают между собой в многообразные публичные отношения. Одним из видов социальных взаимоотношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по разным основаниям. В зависимости от наличия либо формализации элементов и отсутствия стандартизации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во?первых, наличием либо отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения постоянно регламентируются какими?или определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во?вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, каковые складываются в рамках официальных межличностных взаимоотношений, не зависят от личности, тогда как неофициальные межличностные отношения определяются личными личностными изюминками их участников, их предпочтениями и чувствами. Наконец, в официальных отношениях очень ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, тогда как в неофициальных отношениях решающую роль играется как раз выбор личности. Таковой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от свойственной каждому из них потребности в взаимодействии и общении с в полной мере определенным по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в каковые люди вступают между собой, очень разнообразны. Они смогут быть коротко временными (попутчики в поезде), долгосрочными (приятели, сослуживцы), постоянными (их дети и родители), причинно?следственными (его жертва и преступник), функциональными (портной и заказчик), учебными (ученик и преподаватель), субординационными (глава и подчиненный).

Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и одновременно с этим противоречивое явление. Это сложная совокупность, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, вторых форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, жёсткие взоры, основанные на мировоззрении и определяющие людскую деятельность во всех ее сферах и проявлениях;

4) вера в истинность тех убеждений, каковые разделяет человек (т. е. беспочвенное признание правильности того либо иного положения);

5) свойство к тем либо иным формам социальной деятельности;

6) эмоции и чувства, в которых выражаются отношения человека с обществом и природой;

7) цели, каковые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты собственной деятельности;

8) ценности, лежащие в базе отношения человека к миру и самому себе, придающие суть его деятельности, отражающие его совершенства.

Сокровища являются предметом устремлений человека, являются наиболее значимым моментом смысла его жизни. Различают социальные сокровища — публичные совершенства, выступающие как эталон должного в разных сферах публичной судьбе, и личностные сокровища — совершенства отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Сокровища носят исторический характер, они изменяются с трансформацией форм и содержания судьбы. Но современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих сокровищ, в базе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие сокровища отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих заинтересованностей (т. е. универсальных потребностей людей, свойственных им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых либо иных различий). Общечеловеческие сокровища покупают приоритет по отношению к групповым сокровищам, снабжая развитие и полноценное существование каждой отдельной личности.

Ответственным элементом духовного мира человека есть его мировоззрение, под которым знают совокупность обобщенных взоров на место человека и объективную реальность в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, и обусловленные этими взорами убеждения, правила, идеи и совершенства. Субъектами (носителями) того либо иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Темперамент мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, исходя из этого мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Но мировоззрение людей, кроме того живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к разным социальным группам.

Выделяют пара типов мировоззрения:

1) обыденное (либо житейское), которое опирается на персональный опыт и формируется под влиянием жизненных событий;

2) религиозное, в базе которого лежат религиозные взоры, убеждения и представления человека;

3) научное, которое опирается на успехи современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности высказывает общества и неразрывную связь индивида. Человек вступает в общество, владеющее определенным духовным фондом, освоить что ему предстоит в жизни.

ПОЗНАНИЕ

Процесс деятельности человека, главным содержанием которого есть отражение объективной действительности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания.

— обыденное,
— научное,

— философское,

— художественное,

— социальное,

-мифологическое,
-религиозное.

Все они тесно взаимосвязаны между собой.

Стороны познания.
Субъект познания:
— в узком смысле, познающий человек, наделенный волей и сознанием,
— в широком — все общество.
Объект познания:
— в узком смысле- познаваемый предмет,
— в широком смысле — целый окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют общество и отдельные люди в целом.

Самопознание.
Познание человеком самого себя и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е.самооценку.

Процесс анализа субъектом своего отношения и своего сознания к судьбе именуют рефлексией. Это не просто знание либо познание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и знают «рефлексирующего».

Ступени познавательной деятельности.
1. Чувственное (сенситивное) познание. От нем. sensitive-принимаемый эмоциями.

Человек приобретает данные о явлениях и предметах окружающего мира посредством органов эмоций.

Формы чувственного познания:

-ощущение — отражение отдельных качеств и свойств предметов окружающего мира, каковые конкретно воздействуют на органы эмоций.

-восприятие — формирование целостного образа их окружающего свойств и предметов мира, конкретно влияющих на органы эмоций.

-представление- сохранение явлений и чувственного образа предметов в сознании, что разрешает воспроизводить его в мыслях кроме того в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы эмоций.

Представление есть продуктомпамяти- способности человека воспроизводить образы предметов, сейчас на него не действующих.

Виды памяти: иконическая и эхоническая; долгосрочная и краткосрочная.

Урок № 1 — Обществознание


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: