Личность с философской точки зрения.

Говоря о личности, мы в первую очередь имеем в виду раздельного человека, индивида, индивидуальность. индивид и Отдельный человек — что одно да и то же — единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность — совокупность линия, образующих своеобразие индивида, его отличие от вторых. Но личность в представлении философов не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. В случае если вычленить, сопоставляя философские концепции, некое более либо менее устойчивое ядро в различных трактовках личности, то найдём приблизительно следующее ее познание. Личность — это неповторимая духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, владеющий сознанием собственного «Я» (самосознанием), независимый, вольный и ответственный за самоосуществление в возможности собственной жизни. Личность — субъект, «создатель» судьбы, определяющий ее суть, цели, совершенства, направляющий себя к их воплощению. Успешное осуществление того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое хорошей самооценкой личности, высказывающей удовлетворенность неспециализированным течением собственной жизни, составляет счастье в его широком философском осмыслении. Из этого делается практический вывод: жизнь, не имеющая смысла, не может быть радостной. Людская личность появляется и существует в общении с другими личностями. Фундаментальным причиной бытия личности, утверждающим ее преимущество, является субъект-субъектное отношение — общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на долге и любви. Кроме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем публичных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, домашним положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъект многообразной активности владеет независимым «Я», препятствующим ею отождествлению с ее ролями. Значительное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравственное самосознание, которое побуждает к выполнению обязанностей возвышения и сохранения преимущества личности в целом. Для И. Канта отдельный человек как личность имеется субъект выполнения нравственного долга, находящийся в собствености миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и социальными закономерностями и в собственности миру нужности, миру природы.

В европейской философии существует прочная традиция персонализма — позиции, в соответствии с которой личность рассматривается в качестве высшей сокровище, а отношения, строящиеся на признании данной ценности, относятся к высшему разряду взаимоотношений. Для того чтобы рода идеи присутствуют уже в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. Персонализм делается принципом христианской философии и начинается в Средние века Августином, Фомой Аквинским и др. Эта линия находит продолжение в философии Г. Лейбница, И. Канта, Ж.-Ж. РуссоС. Кьеркегора, Л. Фейербаха, А. Бергсона, М. Шелера, Ж. Ма-ритена, М. Бубера, К. Ясперса и др. В XX в. персонализм оформляется в философское направление, к которому причисляются Н. А. Бердяев, Н. Лосский, Э. Мунье и др. Кое-какие религиозные персоналисты (Мунье, Бубер) настаивают на том, что настоящий диалог имеется «общение в Вере»: лишь встреча человеческого Я с Божественным Ты делает вероятной свободную духовную коммуникацию между людьми.

Часть философов вычисляет личность чисто духовным образованием. Согласно точки зрения М. Шелера, дух «имеется единственное бытие, которое не имеет возможности само стать предметом, и он имеется чистая и беспримесная актуальность, его бытие состоит только в свободном осуществлении его актов. Центр духа, личность, не является, так, ни предметным, ни вещественным бытием, но имеется только неизменно самоосуществляющееся в себе самом (сущностно определенное) упорядоченное строение актов»1. Другие, напротив, толкуют личность весьма расширительно. Показательна в этом отношения концепция личности У. Джеймса (1842—1910). Это американский философ и психолог, один из основателей прагматизма, направления, оказавшего сильное влияние на американскую культуру XX в. Джеймс различает в личности «чистое Я» — субъект самосознания и «эмпирическое Я», в которое включается все, что человек принимает как собственный, за что ощущает ответственность и с состоянием чего связывает самооценку. В это широкое «Я» включается три вида личности. 1. Физическая личность, охватывающая тело индивида, его одежду, родных людей, дом, плоды его труда. 2. Социальная личность — роли индивида в отношениях домашних, товарищеских, опытных, сословных и т. д. По словам Джеймса, «на практике каждый человек имеет столько же разных социальных личностей, сколько имеется разных групп людей, мнением которых он дорожит»2. 3. Духовная личность имеется совокупность интеллектуальных, нравственных, религиозных черт индивида. Основная составляющая жизненного благополучия и его критерий — самоуважение (самооценка) личности. Оно прямо пропорционально успеху и обратно пропорциональна притязаниям индивида. Компоненты личности образуют ценностную иерархию, в которой более высокую ступень занимает то, что отвечает более неспециализированным, перспективным заинтересованностям развития индивида. Духовная личность, соединяющая индивида с абсолютным началом, полезнее социальной, социальная полезнее физической. Джеймс дает своим последователям практический жизненный совет: соизмерять притязания со собственными возможностями, максимально их разворачивая, и заботиться прежде всего о собственной духовной личности.

Социально-активистская и атеистическая трактовка личности разрабатывается в марксизме. Коммунистический философ Э. В. Ильенков (1924—1979) сооружает собственную концепцию личности, очень влиятельную в отечественной психологии и философии, опираясь на положение К. Маркса (из «Тезисов о Фейербахе») о том, что сущность человека в собственной вправдусти имеется ансамбль публичных взаимоотношений. По Ильенкову, личность — социальное образование в индивиде, субъект, носитель «социально-людской деятельности», лично выраженное общее. Философ говорит, что в теле индивида «осуществляет себя личность как принципиально отличное от его мозга и тела социальное образование («сущность»), как раз совокупность («ансамбль») настоящих, чувственно-предметных, через вещи осуществляемых взаимоотношений данного индивида к второму индивиду (к вторым индивидам)»1. Индивид как личность действует вольно, развивая в себе публиченные силы; чем больше его деятельность общезначима, отвечает целям и социальным потребностям, содействует прогрессу человечества, тем больше он личность.

7.6 Смерть — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: