Лидерство и авторитет в группе

Неприятность лидерства стала актуальной из-за ее важности в образовании, социально-групповой работе, управлении и особенно политике. Хорошим примером изучения лидерства есть изучение групповой стилей и атмосферы лидерства, совершённое К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом. Главная цель этих исследователей пребывала в изучении влияния на группу и отдельных ее участников некоторых экспериментально вводимых «групповых воздухов» либо «стилей лидерства». Изучались три типа групповой атмосферы: демократическая, авторитарная и воздух невмешательства. На протяжении изучения в лабораторных условиях были организованы летних 10- детей 12-и группы под лидерством взрослого, что систематично (через период в пара недель) создавал разные групповые воздухи. Изучение продемонстрировало, что в зависимости от характера лидерства изменяется поведение участников группы.

Чтобы уяснить темперамент влияния фаворита на группу, нужно выяснить само это понятие. Кто же таковой фаворит? Понятие «фаворит» не есть однозначным. Лидерство рассматривается и как громаднейшая осведомленность, и как громаднейший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы разрешают утверждать, что фаворит группы – это лицо, владеющее большим статусом.

Но в зависимости от того, что мы понимаем под лидерством, нужно пользоваться разными определениями статуса, трактуемого либо как законная власть, либо как «взвешенная» сумма оценок подчиненных, либо как число намеренных выборов, сделанных участниками группы в отношении одного из них.

Конкретно с проблемой лидерства связана неприятность авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми господствует это лицо в группе.

В принципе социологические изучения разрешают изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных участников группы по различным проблемам. Но выясняется, что для групп с солидным числом участников сложность вычисления конечного распределения авторитета в группе возрастает так, что может превзойти возможности современных компьютеров. В этом случае возможно выделить лишь ожидаемый иерархический индекс равновесия.

Будучи по природе психотерапевтическим феноменом, лидерство, равно как и авторитет, выступает формой управления и организации отношений ими. Обобщив последовательность изучений по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, возможно представить неспециализированную схему анализа этого явления: структурные характеристики группы; механизмы реализации; динамика протекания групповых процессов. В эти три блока вписывается по существу вся проблематика лидерства.

Тогда как при помощи лидерства осуществляется управление и организация совокупностью неофициальных взаимоотношений, управление (формальное лидерство) оказывает (либо может оказывать) влияние фактически на все совокупности внутригрупповых взаимоотношений, и официальных и неофициальных. При условии реализации начальником ведущих лидерских ролей (он принимает ответ, «реализовывает» ответ, предлагает идеи, разрешает подчиненным функционировать в определенных пределах норм, снабжает социальный контроль и т. д.) эффективность управления группами возрастает.

Так, лидерство (управление) возможно разглядывать как системный феномен, предполагающий вероятностный темперамент связи между наиболее значимыми переменными (показателями); как реализацию обмена в структуре сотрудничества «начальник – несколько (подчиненные) »; как когнитивный феномен, являющийся результатом социально-коммуникативных процессов, свойственных начальнику и подчиненным.

Социальные общности

По социометрической теории, самые крупными социальными группами являются социальные общности, каковые рассматриваются учеными как формы социальной организации публичной судьбе индивидов.

Социальные общности – это эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения индивидов, воображающие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального действия, владеть эмерджентными особенностями, т. е. снова появляющимися в следствии объединения чертями, не всегда свойственными отдельным индивидам. К примеру, в высокообразованном обществе смогут быть люди с низким уровнем образования либо по большому счету не образованные.

Исторически детерминантами формирования социальных общностей были:

— условия социальной действительности, требующие объединения людей (к примеру, охрана территории, защита от внешних неприятелей);

— неспециализированные интересы большой части индивидов;

— развитие государственности и появляющиеся вместе с ней формы организации людей в виде разных социальных университетов (к примеру, университета права и законодательства, поддерживающего определенные нормы поведения людей);

— совместная территория, предполагающая возможность межличностных (прямых и опосредованных) контактов.

Стратификационными показателями социальной общности как целостности выступают условия жизнедеятельности, опосредованные разными политическими, экономическими и социальными изюминками; неспециализированные интересы взаимодействующих индивидов; приверженность конкретным определенным ценностям и социальным институтам; социально-опытные характеристики индивидов, объединенных в общность; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям. Указанная совокупность социальных показателей разрешает утверждать, что в общества идут сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). Процессы социальной интеграции разрешают воспроизводить социальные отношения общности как некоей целостной совокупности. К интеграции возможно отнести формы социально-политической, экономической, духовной жизнедеятельности людей, объединенных в общность. Процессы разделения являются следствием разделения экономической, политической и культурной структур, специализации и разделения труда, отношения к формам собственности и т. д.

Появляющиеся в ходе социально-исторического развития человечества социальные общности отличаются многообразием не только конкретно-исторической и социальной обусловленности, но и типическими показателями (к примеру, национальными, психотерапевтическими и т. д.). Общности различаются количественными показателями и качественными признаками, т. е. величиной.

Среди социально-психотерапевтических показателей нужно выделить уровень сплоченности социальной общности, и темперамент сотрудничества между индивидами. В случае если общности являются громадные территориальные либо национальные объединения, то, в большинстве случаев, наровне с яркими существует большое число опосредованных связей, в то время, когда люди, находящиеся в собствености к одной общности, исповедующие неспециализированные интересы, кроме того не привычны между собой.

Польский социолог Я. Щепаньский предлагает выделять два громадных класса общностей: естественные – существующие в действительности (территориальные, социальные), и номинальные (к примеру, общность русских докторов). Указанные общности он дробит на фиксированные в социальной совокупности, к каким относятся классы, опытные группы, и нефиксированные (к примеру, перемещение зеленых).

Концепция общностей, предложенная в первый раз Ф. Теннисом (1855—1936), есть альтернативой концепции Дж. Морено. В случае если Теннис разглядывает разные уровни общностей: от малой социальной группы до страны и планеты, то приверженцы групповых подходов разглядывают само общество как глобальную социальную группу. Из этого появляются многие неспециализированные показатели социальных групп и стратификации общностей. К примеру, в зависимости от формы и структуры организации и те, и другие делятся на формализованные и неформализованные.

Установить границы групповых общностей очень легко, поскольку непосредственность контактов, совместные формы деятельности, довольно выраженная гомогенность (однородность) состава разрешают фиксировать лиц, которыми владел к ней. Массовые общности, такие, как нации, характеризуются более размытыми границами. Люди одной национальности смогут жить в странах и разных городах и только статистически принадлежать к своим национальным объединениям. Зарождение таких общностей имеет более стохастическую природу, а структура участников общности возможно неоднородной (разнородной). Но любой из людей принадлежит к огромному числу разных общностей и чтобы фиксировать эту принадлежность, мы должны выделить какие-либо очень качественные показатели.

Социальная идентификация субъекта с разными общностями может производиться через совокупность таких стратификационных показателей, как экономическая, политическая либо культурная стратификации, и через функции и социальные роли, каковые делает индивид в данной общности.

развитие и Функционирование социальных общностей происходит на базе сотрудничества либо социальных связей. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), появляющимся между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, каковые смогут выступать в разных видах и разных формах. Созданные на базе социальных взаимоотношений социальные группы именуют социальными общностями. Любая социальная общность имеет собственные, характерные для нее, социальные нормы и общие характеристики, каковые регулируют ее функционирование.

Любой человек участвует в разных формах публичной судьбе. Задача социологии именно и пребывает в том, дабы классифицировать эти формы совместной судьбе, обрисовать их составные элементы, их строение и происходящие в них процессы. Обществу нужно знать, из каких социальных групп и социальных общностей оно состоит, по следующим обстоятельствам:

1. группы и Социальные общности — это нужный метод существования людей, их взаимодействия и взаимосвязи между собой и с обществом в целом. Так как как раз благодаря социальным общностям и как раз в них создаются все средства и необходимые условия, каковые содействуют формированию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.

2. группы и Социальные общности сами являются субъектами публичной судьбе. Их деятельность воздействует и на устойчивость общества, на его функционирование и интеграцию, а вместе с этим определяет характер и развития процессов и содержание изменения. Так как от характера социальных групп зависит очень многое: да и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, да и то, как трудятся все эти университеты и какую в конечном счете они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими практических действий и идеологии сильно зависит тип страны, его публично-политическое устройство.

Разглядим, какие конкретно существуют определения понятия «социальная общность». В «Кратком социологическом словаре» (М., 1989) социальная общность трактуется как «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая независимым субъектом исторического и социального действия, поведения».

В «Энциклопедическом социологическом словаре» (М., 1995) указано, что социальная общность — это «довольно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более либо менее однообразными чертами (во всех либо некоторых качествах образа) жизни и жизнедеятельности условий, массового сознания, в той либо другой мере общностью социальных норм, интересов и ценностных систем. Общности различных типов и видов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы людской общежития».

В «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998) приводится следующее определение социальной общности : «Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как независимый субъект исторического и поведения и социального действия и делающая ту либо иную совместную деятельность».

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широком смысле) осознавал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на весьма маленький период, определенная социальная сообщение, Т.е. всякие устойчивые формы совместной судьбе.

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа публичной судьбе. Они существуют реально, и их возможно эмпирически зафиксировать и проверить в любую секунду. Кроме этого направляться выделить, что социальные общности не являются несложной суммой индивидов, социальных групп, это уже определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой характерны все характеристики целостной совокупности.

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они смогут существовать независимо от сознания и воли людей (классы, нации), а смогут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).

3 ФРАЗЫ, Каковые МЕШАЮТ ВАМ СТАТЬ АВТОРИТЕТОМ. Как повысить стать и свой статус фаворитом?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: