Логическая схема для запоминания

Замысел семинарских занятий

По дисциплине Теория страны и права

II семестр 2016-2017 учебный год

Семинар № 1.

Тема: Право как публичный феномен (4 часа).

Вопросы:

1. Обстоятельства происхождения права. Теории происхождения права, их черта.

2. Правопонимание. Черта социологического подхода, нормативного подхода, естественно-правового подхода, широкого подхода к пониманию права.

3. Право в объективном смысле: признаки и понятие. Соотношение понятий «право в объективном смысле» и «право в субъективном смысле».

4. Функции права. Понятие функции права, их виды.

5. Правила права.

6. Сокровище права.

Вопросы для дискуссии:

1. Право как средство и основа осуществления власти в раннеклассовых обществах. Обзор теорий происхождения права.

2. Показатели права. Понятие показателей права. Совокупность показателей права, предложенная В.В. Лазаревым.

3. Сущность нормативного подхода к сущности права в соответствии с взорам Н.И. Матузова, А.В. Малько.

4. В чем выражается сущность функций права?

5. Правила права. Неспециализированные (морально-этические и организационные) правила права.

понятия и Основные термины:

Социологический, нормативный, естественно-правовой, широкий подходы к сущности права; функции права, общеотраслевые, межотраслевые, отраслевые, норм и функции институтов права; регулятивная и охранительная функции права; экономическая, политическая и идеологическая функции права; компенсационная, восстановительная, ограничительная функции права; экологическая, социологическая, информационная функции права; показатели права; системность, нормативность, национальная обеспеченность, формальная определенность как показатели права; правила права; неспециализированные (морально-этические и организационные) правила права.

Логическая схема для запоминания

Развитие представлений о праве

———————————¬ ————————————-¬

¦ Теория естественного права ¦ ¦ Историческая школа права ¦

¦ (Локк, Руссо, Монтескье, ¦ ¦ (Гуго, Савиньи, Пухта) ¦

¦ Радищев)¦ ¦ ¦

L—————T—————- L——————-T——————

—————-+—————¬ ———————+—————-¬

¦ Не считая хорошего права, ¦ ¦ Право — выражение духа народа, ¦

¦которое создается страной,¦ ¦ народного правового убеждения, ¦

¦ существуют стоящие над ним ¦ ¦ формирующегося, подобно языку, ¦

¦ естественные неотъемлемые ¦ ¦ неспешно, независимо от ¦

¦права, находящиеся в собствености человеку ¦ ¦страны. Законодатель не имеет возможности ¦

¦ от рождения (право на судьбу, ¦ ¦ творить нормы по собственному усмотрению ¦

¦ свободное развитие и т.п.) ¦ ¦ ¦

L——————————— L————————————-

———————————¬ ————————————-¬

¦ Реалистическая школа права ¦ ¦ Социологическая теория права ¦

¦ (Иеринг)¦ ¦ (Эрлих, Муромцев, Паунд)¦

L—————T—————- L——————-T——————

—————-+—————¬ ———————+—————-¬

¦ Право имеется защищенный ¦ ¦ Право — совокупность правоотношений, ¦

¦страной интерес, оно ничто¦ ¦ настоящее поведение людей ¦

¦ без власти ¦ ¦ ¦

L——————————— L————————————-

———————————¬ ————————————-¬

¦ Теория солидаризма ¦ ¦ Нормативная теория ¦

¦ (Дюги)¦ ¦ (Кельзен, Штаммлер)¦

L—————T—————- L——————-T——————

—————-+—————¬ ———————+—————-¬

¦ Объективное право составляют ¦ ¦ Право — иерархия норм, нормативный ¦

¦ правила социальной ¦ ¦ регулятор публичных взаимоотношений; ¦

¦солидарности, которым подчинено¦ ¦ оно немыслимо без страны, ¦

¦ граждане и государство ¦ ¦ а государство немыслимо без права ¦

L——————————— L————————————-

———————————¬ ————————————-¬

¦ Психотерапевтическая теория права ¦ ¦ Материалистическая (классовая)¦

¦ (Петражицкий)¦ ¦ теория права (Маркс, Ленин)¦

L—————T—————- L——————-T——————

—————-+—————¬ ———————+—————-¬

¦ Существует настоящее право, ¦ ¦ Право имеется возведенная в закон воля¦

¦ которое представляет собой ¦ ¦ господствующего класса, содержание ¦

¦ психотерапевтические переживания ¦ ¦ которой определяется материальными ¦

¦ людей об их правах и ¦ ¦ условиями судьбы общества ¦

¦ обязанностях, и официальное ¦ ¦ ¦

¦ право ¦ ¦ ¦

L——————————— L————————————-

Право

————————————————————-¬

¦Право имеется совокупность общеобязательных, формально-определенных,¦

¦установленных и защищаемых страной правил поведения

¦высказывающих волю политических сил, стоящих у власти ¦

L————————————————————-

—————————————¬

¦ ПРАВО ¦

L-T————————————

¦ ——————————————————————¬

+—+ИСХОДИТ ОТ СТРАНЫ ¦

¦ L——————————————————————

¦ ——————————————————————¬

+—+ВЫСКАЗЫВАЕТ Национальную ВОЛЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, СТОЯЩИХ У ВЛАСТИ ¦

¦ L——————————————————————

¦ ——————————————————————¬

+—+ОХРАНЯЕТСЯ СТРАНОЙ ¦

¦ L——————————————————————

¦ ——————————————————————¬

+—+есть РЕГУЛЯТОРОМ ПУБЛИЧНЫХ Взаимоотношений ¦

¦ L——————————————————————

¦ ——————————————————————¬

¦ ¦ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: ¦

¦ ¦а) формальной определенностью; ¦

+—+б) нормативностью; ¦

¦ ¦в) системностью; ¦

¦ ¦г) динамизмом; ¦

¦ ¦д) неперсонифицированностью ¦

¦ L——————————————————————

¦ ——————————————————————¬

L—+ИМЕЕТ Необходимый Темперамент ¦

L——————————————————————

Функции права

——————————————¬

——+ Главные направления действия +——¬

¦ ¦ права на публичные отношения ¦ ¦

Ў L—————————————— Ў

————————-¬ —————————¬

—-+ РЕГУЛЯТИВНАЯ ¦ ¦ ОХРАНИТЕЛЬНАЯ +—¬

¦ L————————- L————————— ¦

¦ ——————————-¬ ———————————¬ ¦

¦ ¦ Регулирование хорошего ¦ ¦ Охрана публичных взаимоотношений ¦ ¦

¦ ¦ развития взаимоотношений ¦ ¦ от противозаконных ¦ ¦

+-+ ¦ ¦ посягательств, вытеснение +-+

¦ ¦ ¦ ¦взаимоотношений, вредных для личности¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ и общества ¦ ¦

¦ L——————————- L——————————— ¦

¦ ——————————-¬ ———————————¬ ¦

¦ ¦ Закрепление в нормативных ¦ ¦Установление запретов выполнять¦ ¦

¦ ¦ актах прав, свобод, ¦ ¦ публично страшные деяния ¦ ¦

¦ ¦ обязанностей, правового ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦статуса, правил оптимального ¦ ¦ ¦ ¦

+-+функционирования публичной ¦ ¦ +-+

¦ ¦ жизни, развития свобод и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ активности личности ¦ ¦ ¦ ¦

¦ L——————————- L——————————— ¦

¦ ——————————-¬ ———————————¬ ¦

¦ ¦ Установление правового ¦ ¦ Использование юридических санкций¦ ¦

¦ ¦ механизма, призванного ¦ ¦ к виновным ¦ ¦

L-+ обеспечить действенную ¦ ¦ +—

¦ реализацию правовых ¦ ¦ ¦

¦ предписаний ¦ ¦ ¦

L——————————- L———————————

Задания для независимой работы:

1. Составьте конспект ответа по следующей схеме:

Закономерности происхождения права. Его показатели. Функции права в раннеклассовых обществах. Общесоциальное и классовое в содержании права. Право как средство и основа осуществления власти в раннеклассовых обществах. Обзор теорий происхождения права.

Функции права

2. Заполните таблицу:

1. 1.

2. 2.

3.

1. 1.

2. 2.

3. 3.

Семинар № 2.

Тема: Право в совокупности социальных норм

1. Социальные и технические нормы

2. классификация и Понятие социальных норм

3. Соотношение права и морали: единство, различие, сотрудничество, несоответствия

4. Право и другие социальные нормы

5. аксиомы и Правовые презумпции

Вопросы для дискуссии:

1. Право и религиозные нормы.

2. Право и технические нормы.

3. Корпоративные нормы, их особенности и значение.

4. Сокровище права.

5. Правовые презумпции.

понятия и Основные термины:

Совокупность нормативного регулирования, социальных нормы, норма права, норма морали, обычай, религиозные нормы, технические нормы, корпоративные нормы, правовые презумпции, презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция справедливости закона.

Логическая схема для запоминания

Логические выражения, таблицы истинности ,структурная логическая схема


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: