Логическая структура вопроса

Логическая структура вопроса определяется наличием в нём двух необходимых элементов: а) базовой информации о том, что известно; б) указанием на недостаточность известной информации и необходимость её восполнения либо уточнения.

Пример. В вопросе «Что мешает некоторым студентам делать учебно-исследовательские работы самостоятельно?» базовая часть содержит следующую известную данные: а) студенты занимаются учебно-исследовательской деятельностью; б) кое-какие студенты несамостоятельны в исполнении учебно-исследовательских работ; в) существуют обстоятельства несамостоятельности студента в этом виде деятельности. Требуется узнать вывод опрашиваемых о обстоятельствах несамостоятельности некоторых студентов при исполнении рефератов, курсовых и выпускных работ.

В том случае, если исследователь ошибается в определении базовой части вопроса (известной информации), т. е. предположение выяснилось неправильным, появляется «эффект внушения». Внушающий вопрос – это вид методической неточности, итог субъективного отношения исследователя к предмету, о котором идёт обращение в вопросе. В случае если опрашиваемый не согласен с базовой частью вопроса, они сочтут, что вопрос к ним не относится, и не станут на него отвечать либо ответ будет неискренним. Это первая несколько логических неточностей.

Возможность появления «результата внушения» не редкость связана с утвердительными формулировками базовой части вопроса («Вы занимаетесь научной деятельностью?»), в то время, когда отрицательный ответ ассоциируется (может ассоциироваться) с негативной оценкой.

Требования к базовой части вопроса: а) её информация должна быть в равной степени известна и респонденту, и исследователю; б) она обязана конкретно пониматься и респондентом, и исследователем;

в) она должна быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий исследователя по поводу социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая несколько логических неточностей вызывается нарушением связи базовой части вопроса с его второй частью (с указанием на малоизвестную данные и на область поиска ответов). Пример: «Вы пользуетесь одолжениями ЦСО и социальной столовой?» (довольно часто, редко, время от времени). Неточность содержится в том, что базовая часть вопроса содержит два основания: услуги ЦСО и услуги социальной столовой. Опрашиваемый будет в затруднении, в случае если посещает ЦСО, но не пользуется одолжениями социальной столовой. Помимо этого, варианты ответов «редко» и «время от времени» близки по смыслу.

Третья несколько логических ошибоксвязана с адресатом, т. е. вопрос возможно задан тому, кто информацией не располагает. Дабы избежать аналогичных неточностей, нужно делать следующие требования: а) обеспечить возможность уклонения от ответа (варианты: «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.); б) включать вопросы-фильтры; в) прямо обозначать адресата вопроса. Возможность уклониться от ответа есть требованием принципиальным: оно разрешает выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто вычисляет себя некомпетентным в данном вопросе.

Виды анкетных вопросов

Все вопросы анкеты в большинстве случаев разделяют: 1) по содержанию (вопросы о фактах сознания, личности и поведения); 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); 3) методической функции (главные и неосновные, контактные и контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.); 4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, щекотливые); 5) технике заполнения (тяжёлые, сложные).

1. По предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мнениях по поводу разных фактов и явлений, о пожеланиях, ожиданиях на будущее; о фактах поведения – поступках, результатах и действиях деятельности; о личности респондента. Вопросы о личности респондента («паспортичка») – социально-демографические вопросы, разрешающие распознать пол, возраст, национальность, место жительства либо работы и т. д.

Существует и второе направление классификации вопросов по предметному содержанию, которое связано с выделением разных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, образование и т. д.

2. По собственной форме и технике заполнения все вопросы анкеты делятся на два вида – открытые и закрытые.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все вероятные ответы (альтернативы) и в которых, так, свобода выражения респондентом собственного мнения сведена в случае если ни к минимуму, то к весьма твёрдым границам. Прочтя пункты в перечне ответов (их именуют подсказками, альтернативами, вариантами), опрашиваемый отмечает лишь код (в большинстве случаев это буква либо цифра), что он выбрал. Закрытые вопросы подразделяются: на дихотомические, другие, неальтернативные, вопросы-меню.

Дихотомические вопросы предполагают ответы: да, нет, не знаю. Другие вопросы предполагают выбор респондентом лишь одного варианта ответа из комплекта предложенных. Неальтернативные вопросы (их ещё время от времени именуют «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответов. Вопросы-меню являются самый распространёнными среди закрытого типа вопросов.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и позволяют респонденту выразить собственное вывод в той словесной форме, в которой он привык выражаться. Одинаковый вопрос возможно сделать открытым и закрытым.

Закрытый другой вопрос может строиться не только в дихотомической форме (да, нет, не знаю), но и в шкальной, и в табличной формах. В этом случае он отображает не наличие у респондента того либо иного показателя, а интенсивность проявления конкретного качества.

Пример

Теория аргументации 02. Структура аргументации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: