Логическое познание и его формы.

Картина, даваемая органами эмоций, очень богата и красочна. Не обращая внимания на это, она ограниченна и далеко не полна. Чувственное знание дает нам представление только об отдельных, внешних сторонах вещей. При помощи органов эмоций быть может, к примеру, созерцать электрическую лампочку, но представить, что электрический ток — это поток электронов, движущихся с известной скоростью, запрещено. Нереально при помощи органов эмоций воспринять и огромную скорость света, перемещение «элементарных» частиц в атоме и многие другие сложные явления общественной жизни и природы. Одним словом, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития. А ведь в этом и состоит главная задача познания. Хорошо как мы знаем, что лишь знание законов, сущности вещей может служить для человека управлением в его практической деятельности. Здесь-то и приходит ему на помощь абстрактное, либо, как его еще именуют, логическое, мышление. Логическое мышление — как следует новый, верховный этап в развитии познания. Его роль пребывает в том, дабы вскрыть признаки предмета и главные свойства. На ступени логического мышления познаются законы развития действительности, такие нужные Человеку в его практических делах. Главной формой логического мышления есть понятие. Понятие отражает в предметах не все их стороны, а лишь значительные, неспециализированные, отвлекаясь, отбрасывая второстепенные показатели. Заберём, например, понятие «человек». В этом понятии отражены не все показатели каждого отдельного человека. Оно не содержит сведений о национальности человека, месте и времени его жизни, возрасте и т. п. В нем фиксируется лишь то общее, значительное, что свойственно каждому человеку,— свойство трудиться, создавать материальные и духовные сокровища, мыслить и сказать. Совершенно верно так же общее, значительное в предметах охватывают понятия «дерево», «животное», «класс», «производство» и др.

Базой происхождения понятий есть практика. Перед тем как организовать, к примеру, понятие треугольника, квадрата и других фигур , человек в собственной практической деятельности имел дело с множеством объективно существующих треугольных, квадратных и других предметов. На базе практики совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. Влияя на предметы материального мира, человек сравнивал, сопоставлял их и, отвлекаясь от всего случайного, второстепенного, выделял в них общее, значительное, раскрывал их объективное значение в ходе материального производства, их место в жизни и человеческом труде.

В базе перерастания чувственной (сенситивной) свойстве в новую, связанную с мышлением, лежит необходимость, вытекающая из практической трудовой деятельности. Усложняющийся темперамент человека и взаимодействия природы потребовал все более глубоких представлений о мире, выходивших за рамки ярких восприятий, предметов, явлений, процессов. Появляется абстракция как некая отвлеченность от конкретных предметов, обстановок. Одни показатели этих предметов будут считаться более значимыми, нежели другие, происходит их классификация, сопоставление, обобщение. Эти, полученные в ходе трудовой деятельности знания, вовлекаются в новые циклы целенаправленной деятельности. Громадное значение в развитии абстрактного мышления сыграл язык, как наиболее значимый момент социального развития человека. Абстрактное мышление нереально без языка, как сам язык без чувственного восприятия действительности. Главными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие по большому счету – это идея, охватывающая предмет либо явление действительности в совокупности его неспециализированных и своеобразных линия. Понятиями, к примеру, являются: атом, революция, всевышний, человек, космос, студент, роза и т.д. Понятия образуют определенные совокупности знания, каковые в теоретической форме отражают фрагменты, разные стороны окружающей нас действительности. К примеру, физические понятия отражают физическое строение мира, материи, экономические понятия – экономическую сторону людской деятельности. Любая теория либо учение – это собственный, неповторимый взор на мир. Философские понятия составляют содержание философских учений. Возможно сообщить, в определенном смысле, что понятия имеется ни что иное, как язык той либо другой теории, каковые нельзя смешивать. Нарушения “языковых” границ, что неоднократно происходило в истории науки, философии, ведет к ложным выводам и путанице. Исходя из этого ясность, недвусмысленность понятий есть требованием любой теории. При заимствования какого-либо понятия, что есть достаточно нередким явлением в практике познания, его содержание должно быть оговорено и уточнено. Понятия изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития познания об окружающем мире и смогут выражаться одним словом, несколькими словами либо кроме того группой слов (утро, солнечное утро, Сократ имеется человек, Москва – столица России и т.д.).

Философские понятия отличаются от остальных тем, что они охватывают предельно широкие, предельно неспециализированные сферы окружающего мира. Содержание этих понятий заключает в себе совокупный интеллектуальный опыт человечества, накопленный в мастерстве, мифологии, религии, науке, истории развития мысли, что и разрешает сознанию преодолеть эмпирическую, сенсуалистскую данность, глубоко осознать бесконечность человека и мира природы.

Основополагающими философскими понятиями являются – бытие, материя, сознание. Являясь предельно отвлеченными абстракциями, они (бытие, материя, сознание), во-первых, характеризуют качественный уровень развития предметно-практической и духовной деятельности и, во-вторых, являются основанием для самых неспециализированных, основополагающих целей людской деятельности. Так, философские понятия, являясь инструментами познания, определяют мощь разума, его творческие возможности.

Под суждением в логике по традиции понимается идея, утверждающая либо отрицающая что-то по отношению к какому-либо объекту: “Товар имеет цена”, “Рынок умнее любого правительства”, “Это предприятие нерентабельно”. Как нетрудно подметить, суждение предполагает наличие определенных понятий, между которыми устанавливается сообщение. Но, со своей стороны, понятие появляется в следствии одного либо нескольких суждений.

Умозаключение – это процесс выведения одних суждений (заключений) из вторых (посылок), определенная совокупность суждений. К примеру:

Все люди – смертны;

Сократ – человек;

Следовательно, Сократ смертен.

Понятия, суждения и умозаключения составляют абстрактно-мысленную свойство человека, взаимно связаны между собой, являются моментами единого процесса мышления.

Значительными сторонами абстрактного мышления являются свойство к отражению неспециализированного, значительного и на базе этого конструирование совершенных объектов, опосредственное (через эмоции, устройства, умозаключения) познание действительности.

ее критерии и Истина.

Неприятность истины – центральная неприятность теории познания. Наровне с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится кроме этого и к мировоззрению, к фундаментальным чертям людской бытия.

В истории философии существует большое количество определений истины. Это связано с разными подходами к ее трактовке в рамках разных направлений и школ. самые характерные среди них: “Истина – это соответствие знаний действительности”; “Истина – это то, что легко и экономно обрисовывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина – это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина – это знание, ведущее к цели” (прагматизм).

Познание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное познание истины разделяли и развивали потом Ф.Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. христианские философы и Платон средневековья разглядывали истину как полное и неизменное свойство совершенных объектов (идеи, Всевышний). Германская хорошая философия развивает познание истины как согласие мышления с самим собой в следствии диалектического развития. В.Соловьев осознавал истину как безусловную разумность и безусловную действительность, воплощенную во всеединство. Современная западная философия разглядывает истину как внутренне согласованную совокупность, в рамках которой исследуются соотношения и проблемы логической и фактической истин, логического критерия, субъекта и взаимоотношения объекта, языка и другие /см. тему 9/.

Современная трактовка истины, которой придерживается большая часть отечественных философов, формулируется следующим образом: “истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от его сознания и человека” либо “истина – это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”.

Истина фиксирует отношение между познаваемым объектом и объектом познания. Это отношение складывается в следствии практической людской деятельности и есть ее результатом. Исходя из этого истина субъектна, т.е. она не существует вне и кроме деятельности людей. Но в один момент она носит объективный темперамент, потому что ее содержание (правильность отражения людской сознанием действительности) не зависит от человечества и сознания человека.

Из объективного характера истины направляться ее конкретность. Знания постоянно зависят от формы и характера разных взаимоотношений, проявляющихся между предметами, процессами и явлениями, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина неизменно конкретна. Так, любой экономический постулат имеет подлинную значимость лишь в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к откровенной лжи и заблуждению. Либо еще. субъект и Объект существуют в определенном временном измерении. Изменение темпоральности кроме этого может перевоплотить истину в собственную противоположность.

Объективная истина – это не только неизменное, статичное, вместе с тем и динамичное образование; истина – это процесс, что заключает в себе самые разные качественные состояния. Вследствие этого появляется вопрос об главных формах объективной истины, которыми являются безотносительная и относительная истины.

Безотносительная истина как термин заключает в себе пара значений. Во-первых, он показывает на то, что характеризуемое знание, которое носит окончательный темперамент и не имеет возможности измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к полной истине относятся истины фактов, существование которых несомненно и разумеется. И, наконец, в третьих, под безотносительной истиной понимается гносеологический идеал, к которому пытается познание. В принципе, познать возможно все, но реально это не осуществимо и исходя из этого в этом значении безотносительная истина есть вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия.

Относительная истина свидетельствует, в первую очередь, неполное знание, ограниченное конкретно – историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина– это часть полной истины, и в этом отношении она имеется момент развития знания от неполного к более полному.

Относительная и полная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Сотрудничество между ними характеризует настоящий познавательный процесс, его направленность, и самая общую структуру.

Перемещение истины, как и любое второе, содержит как моменты трансформации, так и устойчивости. Абсолютизация этих моментов в одном случае (устойчивость) ведет к догматизму, в другом (изменение) – к релятивизму. Не обращая внимания на противоположность, итог однообразен – уничтожается целостность истины как единства устойчиво – изменчивого, полностью – относительного.

Объективной истине противостоят заблуждения, неправда, дезинформация. Неправда – это злонамеренная неправда. Она глубоко укоренена в людскую практику и является средством в борьбе разных заинтересованностей, потребностей, намерений, каковые определяются конкретно-историческими условиями существования людей. К примеру, в юные годы ребенок лжет, пробуя избежать наказания за неблаговидный поступок. Политические силы применяют заведомую неправду в целях успехи определенных целей (захват власти, победа на выборах и т.д.).

Заблуждение относится к добросовестной неправде. Его существование связано с обстановкой, в то время, когда делаются выводы без наличия должного количества сведений по изучаемому вопросу. Такая обстановка частенько отмечается в развитии научного знания. В ходе исследовательской деятельности высказываются догадки (предположительное гипотетическое знание), каковые в будущем смогут быть подвержены и приобрести статус истины либо быть опровергнутыми. В этом смысле заблуждения несут и некий хороший суть, поскольку они активизируют творческий поиск, разрешают более конкретно сформулировать исследуемую проблему, глубже осознать сущность разглядываемой теории. Область гипотетического знания возможно охарактеризована как более либо менее похожая на правду. Сфера вероятностного знания – питательная среда науки, промежуточная подвижная область, отделяющая знание от незнания.

Дезинформация пребывает в особенной разработке подачи реципиентам определенной информации. Сущностью есть дозирование и тенденциозность информации, так называемая полуправда. Это самая изощрённая целенаправленная неправда, неправда умолчанием. Широко применяется при манипулировании сознанием в идеологических, политических и иных заинтересованностях.

Каким же образом отделить истину от заблуждения, обезопасисть ее от лжи? Существуют ли средства и способы, разрешающие точно оценить саму истину? В истории философии эта неприятность связана с поисками критерия истины, т.е. того, что объективно удостоверяет истинность познания.

В древней философии таким критерием полагали разум, логику. Не просто так как раз в это время Аристотель сформулировал ключевые принципы выводного знания, каковые легли в базу формальной логики. Эта философская традиция благополучно преодолела века и в современной западной философии начинается неопозитивизмом (теория когеренции). Истина выступает как согласие со знанием, устанавливаемого на базе формально-логического закона недопустимости несоответствия. Но появляется вопрос: “На чем же основана истинность самих логических законов?”

Существовали философские направления, возлагавшие роль критерия истины на эмпирические наблюдения, опыт, восприятия и ощущения субъекта. Но, разумеется, что при всей собственной значимости перечисленные феномены бессильны в оценке теоретических положений громадной степени общности.

Кое-какие философы вычисляли нужным обратиться к поиску таких отправных теоретических положений, каковые были бы предельно точными, неоспоримыми, сходными с математическими теоремами. Опираясь на них возможно было бы вывести всю совокупность подлинного знания. К самые выдающимся приверженцам аналогичного подхода принадлежал Р.Декарт. Но предстоящее развитие науки, математического знания продемонстрировали несостоятельность аналогичных намерений. Это особенно ярко проявилось на примере развития геометрии. Трудами выдающихся математиков Лобачевского и Римана было доказано, что постулаты Евклида, столетиями считавшимися полностью подлинными, являются частным случаем более неспециализированной теории — “релятивисткой геометрии”.

Неспециализированный недочёт всех перечисленных попыток в том, что базу истинности пробовали отыскать “в” самого знания. Знание само должно было доказать собственную достоверность. Появлялся замкнутый круг. К.Маркс основательно продемонстрировал несостоятельность попыток отыскать критерий истины, замыкаясь лишь только на субъекте. Поднялась задача распознать критерий, что бы не относился к знанию, но был бы с ним конкретно связан и носил бы темперамент всеобщности, т.е. в однообразной степени имел возможность бы быть соотнесен как с эмпирическим, так и предельно абстрактным знанием. Таким феноменом была деятельность людей, осознанная как публично- историческая практика.

32 Формы мышления


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: