Логика качественного исследования.

На протяжении изучения процессов адаптации было решено обратиться к понятию жизненный мир. Им обозначается совокупность действительностей, одной из которых есть повседневность. В соответствии с А. Шюцу, любой индивид оказывается помещенным в повседневной судьбе особым, неповторимым образом — это относится как физического восприятия себя, так и смысловых черт окружающего социального мира [24].

В соответствии с понятийным контекстом и принятой моделью механизмы приспособления направляться извлекать из пространства субъективных конструкций повседневности, каковые свойственны людям и являются стройматериалом их адаптационных стратегий, другими словами личных образов выживания в сложившейся жизненной обстановке. Для доступа к этим конструкциям рекомендуется применять так именуемые мягкие способы сбора информации (включенное наблюдение, неструктурированное интервью, неформальные дискуссии). Они разрешают взять естественные эти и создают базу для восхождения к теории.

С учетом изюминок обсуждаемой познавательной стратегии потребовалось уточнить объект приспособления. В количественном изучении обстановка неспециализированной неопределенности конкретизировалась в предметной плоскости — через многообразие вариантов социально-трудового развития, предзаданных человеку как неприятность. В качественном изучении, к тому же феноменологической ориентации, мы не можем заблаговременно делать суждения об переживаниях и устремлениях субъекта, исходя из этого соотносить их с объективной вариативностью его будущего некорректно. Вернее зафиксировать жизненную обстановку, в которой находится человек. Это возможно обстановка незанятости, к примеру. Субъективные конструкции, сопровождая незанятое состояние, выступают предпосылкой удовлетворенности либо неудовлетворенности, базой преодоления либо усугубления жизненных неприятностей.

Так, в качественном изучении объект приспособления направляться искать в социоструктурной плоскости, целенаправленно подбирая особенные жизненные события.

В эмпирико-обобщающей части было решено базироваться на методологии grounded theory, которая предполагает индуктивное восхождение от замечаемого феномена к теории и может удачно употребляться представителями разных теоретических направлений при соблюдении последовательности процедурных требований |29].

Потом мы воспользуемся результатами двух конкретных изучений. В одном использовался способ фокус-групп (работа проводилась совместно с Н.А.Крыловой): в другом – нарративное интервью.

Результаты фокус-групп

По определению Н.Н.Богомоловой с соавторами, фокус-группа представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они принимают разные виды практической деятельности либо продукты данной деятельности [3, с. 281]. Движение дискуссии снимается на плёнку; потом запись анализируется по особым индуктивным методам.

Фокус-группы проводились с дамами: безработными -как состоящими, так и не состоящими на учете в работе занятости; незанятыми выпускницами учебного заведения; трудящимися. Возраст участниц колебался от 18 до 54 лет. Обсуждались вопросы, которые связаны с их трудовой биографией, текущей обстановкой, жизненной возможностью.

Анализ дискуссий в фокус-группах разрешил выделить главные (сквозные) темы. Результатом их систематического соотнесения между собой явилась типология трудового сознания3 участников рынка труда (таблица 1), выстроенная по двум основаниям: 1) уровень применения Я-ресурса, либо готовность лично решать неприятности, появляющиеся в профессионально-трудовой сфере; 2) уровень применения социальных ресурсов, либо готовность подключать собственные социальные институты и социальные связи для ответа- профессионально-трудовых неприятностей.

3 Под трудовым сознанием мы понимаем комплекс личных оценок и представлений хозяйственной судьбе общества, дорог интеграции в нее, себя как субъекта хозяйственной судьбе.

Охарактеризуем распознанные типы.

Репрессированное сознание. Чаще вторых к данному типу мы относили выпускниц женщин и учебного заведения по окончании 40 лет. И те, и другие характеризуются потерянностью и растерянностью, у них отсутствует какая-либо определенная опытная (а подчас и жизненная) возможность. Выпускницы воображают сельские районы края. Их учеба в Краснодаре, с одной стороны, результат директивного ответа своих родителей дать детям респектабельную профессию — в нашем случае это бухгалтер-кассир, а иначе, — рвением самих девушек убежать от рутинного вынужденной бездеятельности и станичного быта. Полученная профессия не рассматривается ни как сфера приложения собственных упрочнений, ни как инструмент интеграции в социальную структуру. Характерно высказывание одной из участниц дискуссии: Возвращусь к себе, а в том месте что? Бухгалтером я трудиться не смогу — у нас все хорошие места в далеком прошлом схвачены. Мама помой-му отыскала мне место почтальона, но для чего мне почтальон. Придется идти в работу занятости, но я знаю, что в том месте мне ничего не смогут предложить.

Характерной изюминкой зрелых дам, владеющих данным типом сознания, есть установка на собственного рода рентные отношения с страной либо ближайшим окружением. Среди них большое количество клиентов работы занятости. В одних случаях оформление пособия видится как единственный и самый приемлемый метод взаимоотношений с страной за положенный в производство труд. В других случаях человеку просто не хватает психотерапевтических ресурсов (веры в себя, жажды тратить личные силы) для более независимых стратегий поведения.

Применяемый нами термин репрессированность отражает твёрдую схваченность сознания сложившимися в трудовой сфере событиями: будущее предстает возможностью. определяемой внешними силами: человек не предпринимает

попыток заметить параллельных дорог собственного развития; нет уверенности в собственной способности поменять обстановку.

Недостаточная информированность. Обладатели этого типа сознания готовы функционировать в направлении ответа собственных профессионально-трудовых и жизненных неприятностей, но очевидно ощущается недостаток информации, которую они имели возможность бы применять в собственных отыскивании. В одних случаях это разъясняется неразвитостью социальных связей (особенно у выпускниц), в других — низким качеством имеющихся источников информации. Как заметила одна участница: Я могу и готова трудиться не только по собственной профессии, но в работе занятости мне до тех пор пока ничего не внесли предложение. Я попыталась устроиться на собственную давешнюю работу, но мне в том месте отказали. Люди устраиваются через связи, а у меня их нет. на данный момент сижу дома и ожидаю — не знаю, чего

В целом создается чувство, что существование данного типа сознания психологически обусловлено отсутствием у человека инструментов (информации, проникновения и) личных контактов познания в хозяйственную судьбу, и это сдерживает его активность.

Продуктивное иждивенчество. Тут мы имеем дело с особенным вариантом взаимоотношений со своим ближайшим окружением. В чем особость?

Женщина (данный тип сознания обнаружился у выпускниц) не просто делегирует ответственность за собственную судьбу ближним (родителям) — она применяет их ресурсы, синхронно действуя с ними. Этот феномен не вписывается в простую схему так называемой диффузии ответственности.

Разбирая процесс удовлетворения потребностей, в котором не считая самого субъекта участвуют другие люди. социальные. технические и природные совокупности. В.С. Магун делает вывод. что нужна парадигма соучастия, в рамках которой активность человека рассматривалась бы не сама по себе. а наряду с другими силами, участвующими в жизненном ходе [15]. Разумеется, что привлечение вторых сил может стимулировать лень и пассивность, но в нынешней социальной обстановке оно способно стать и причиной психотерапевтической устойчивости — как минимум для некоторых. В данной связи уместно отыскать в памяти работы Дж. Марсиа, что, продолжая традицию Э.Эриксона, ввел понятие предопределенной идентичности (следование домашним и культурным традициям). Этот создатель пишет, что в обществах, где не приняты индивидуалистические сокровища, соответствующий статус идентичности может свидетельствовать об удачно прошедшем личностном становлении; в западном обществе он кроме этого может иметь продуктивные следствия — в первую очередь для дам [28].

Приведем в качестве иллюстрации высказывание одной из девушек: У меня все известно. Мы переезжаем в второй город, мама уже отыскала работу — она бухгалтер, и я буду трудиться вместе с ней. Она договорилась. У юный выпускницы имеется и определенность, и удовлетворенность при том, что она независимых упрочнений для этого пока не прикладывала. Ее упрочнения — в соучастии, приносящем эффект.

Под активным осознанием мы понимаем намерение применять что-либо и произвольную регуляцию выполнения намерения. Как раз такое осознание превращает замыслы в реально осуществляемые поведенческие проекты. Говоря собственные трудовые истории и раскрывая возможности, дамы много раз упоминали обстановке, которые связаны с преодолением трудностей за счет умелой ориентации в ситуации, способности применять собственные сильные качества, учесть состояния и интересы окружающих. Свойственны речевые обороты: я осознала, что другого случая может не предоставиться, я точно знаю, что мне это удастся, у меня имеется единомышленники, в нужную 60 секунд я могу собраться, сходу я вряд ли смогу отыскать работу по данной профессии, но я в обязательном порядке буду трудиться, дабы накопить стаж и опыт и др.

Активное сознание четко связано с действенной адаптацией в социально-трудовой сфере. Намерение человека применять совокупные индивидуальные (личные+социальные) ресурсы для ответа стоящих перед ним задач есть тем внутренним средством, благодаря которому ликвидируется разрыв между ожиданиями, проектами человека и реально складывающимися условиями жизнедеятельности в базисной модели адаптации4.

Функции активного сознания в определенной степени демонстрируются понятием самоэффективности Альберта Бандуры. Мысль содержится в том, что вера человека в эффективность собственных действий, в собственную свойство совладать со своеобразными обстановками влияет на мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций [22]. Наряду с этим принципиально важно различать убеждения в результативности определенных форм поведения и ожидание эффективности собственных упрочнений при реализации этих форм.

4 Ликвидация разрыва не всегда протекала в форме активного осознания собственных ресурсов. Тут вероятны и другие механизмы-замена проектов, переоценка степени их расхождения с событиями и другие.

Логика обычного научно-педагогического изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: