Логика научного исследования

Реферат по дисциплине

«Базы научных инновационной деятельности и исследований»

На тему

«классификация и Структура наук »

Выполнил:

студент гр. 14-ТНГз

Шахбулатов Э. А.

Проверил:

Проф. Липский В. П.

Новополоцк 2017

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………3 стр.

2. классификация и Структура наук ………………………………4 стр.

3. Классификация отраслей …………………………………………5стр.

4. Публичные науки ……………………………………………..6стр.

5. Методика ………………………………………………………7стр.

6. Логика научного изучения ………………………………….10стр.

7. Номенклатура научных профессий ……………………..12стр.

8. Перечень литературы …………………………………………….13стр.

Введение

Наука как совокупность знаний имеет своеобразную структуру, включающую последовательность элементов.

Главным составным элементом науки, ее системным звеном являются научные законы, каковые должны соответствовать законам объективного мира, быть их более либо менее правильным отражением. Исходя из этого научная идея начинается не случайными скачками, а подчиняется определенным законам логики.

классификация и Структура наук

Сочетание естественных закономерностей и законов с экономическими законами находит отражение в законе планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Так, исполнение долгосрочной повышения эффективности и программы мелиорации применения мелиорированных земель до 2000 г. зависит от действия не только экономических законов, но и растениеводства и законов земледелия. К ним, например, относятся незаменимости: процессов и законы равнозначности судьбы растений, ограничивающего фактора, оптимума, возврата, плодосмены и др. незаменимости закона процессов и Сущность равнозначности судьбы растений пребывает в том, что запрещено один нужный для растений фактор (вода, тепло, свет) заменить вторым. Закон ограничивающего фактора содержится в том, что уровень урожайности постоянно определяется причиной, находящимся в минимуме, и какое количество бы не возрастала величина вторых факторов, увеличения урожайности не будет. Закон оптимума пребывает в обнаружении самоё рационального соотношения между питательными веществами и влагой, что формирует условия для полного развития растений. В соответствии с закону возврата, растения на вегетационный период потребляют из земли питательные вещества, каковые после этого нужно восполнить в земле. Закон плодосмены содержится в чередовании культур на полях в пространстве и во времени, другими словами в соблюдении севооборота.

Серьёзным структурным элементом любой науки являются своеобразные категории – самые общие понятия, отражающие изюминки ее предмета, метода и содержания. Они являются незаменимым средством систематизации и исследования стоимости (категории и материала товара, владения собственностью в политэкономии; балансового обобщения и двойственности отражения хозяйственных процессов в бухгалтерском учете; индексов в статистике).

Помимо этого, в науке различают такие элементы, как правила, постулаты, правила.

Правила тесно связаны с законами. Они намерено создаются в ходе систематизации знаний, но в отличие от законов объективно в природе не существуют. Правила смогут выступать в форме постулатов, другими словами предварительных догадок, каковые являются основой для больших теоретических обобщений в науке.

В соответствии с национальному Рубрикатору научно-технической информации, что представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей знаний, принятую для систематизации всего потока научно-технической информации, все отрасли знаний подразделяются на:

— публичные науки;

— естественные и правильные науки;

— технические и прикладные науки, отрасли экономики;

— общеотраслевые и комплексные неприятности (межотраслевые неприятности).

Классификация отраслей

Со своей стороны любая отрасль знаний подразделяется на собственную предстоящую классификацию, которая имеет пара условный показатель классификации.

Так, в “Публичные науки” включаются: 1) публичные науки в целом; 2) философия; 3) исторические науки и история; 4) социология; 5) демография; 6) экономические науки и экономика; 7) государство и право и юридические науки; 8) политические науки и политика; 9) науковедение; 10) культура; 11) педагогика и народное образование; 12) психология; 13) языкознание; 14) литература, литературоведение и народное поэтическое творчество; 15) искусствоведение и искусство; 16) массовая коммуникация, журналистика, СМИ; 17) информатика; 18) атеизм и религия: 19) комплексное изучение отдельных регионов и стран; 20) комплексные неприятности публичных наук.

В соответствии с рубрикации (ГНТИ) “Естественные и правильные науки” классифицируются следующим образом: 1) математика; 2) кибернетика; 3) физика; 4) механика; 5) химия; 6) биология; 7) картография и геодезия; 8) геофизика; 9) геология; 10) география; 11) астрономия; 12) неспециализированные и комплексные неприятности естественных и правильных наук.

Рубрикация “Технические и прикладные науки. Отрасли зкономики” имеет собственные разделительные границы, в частности эта классификация подразумевает деление: 1) энергетика; 2) электротехника; 3) радиотехника и электроника; 4) сообщение; 5) телемеханика и автоматика; 6) вычислительная техника; 7) горное дело; 8) металлургия; 9) машиностроение; 10) ядерная техника; 11) приборостроение; 12) полиграфия, репрография, фотокинотехника; 13) химическая разработка; химическая индустрия; 14) био-разработка; 15) легкая промышленность; 16) пищевая индустрия; 17) лесная и деревообрабатывающая индустрия; 18) архитектура и строительство; 19) сельское и лесное хозяйство; 20) рыбное хозяйство; 21) водное хозяйство; 22) внутренняя торговля, туристическое и экскурсионное обслуживание; 23) внешняя торговля; 24) транспорт; 25) жилищно-коммунальное хозяйство; 26) бытовое обслуживание и домоводство; 27) здравоохранение и медицина; 28) спорт и физическая культура; 29) военное дело; 30) другие отрасли народного хозяйства; 31) неспециализированные комплексные неприятности технических и прикладных отраслей и наук экономики.

“Общеотраслевые и комплексные неприятности (межотраслевые неприятности)” имеют пара обособленную классификацию, в частности: 1) управление и организация; 2) статистика; 3) стандартизация; 4) патентное дело, рационализаторство и изобретательство; 5) охрана труда; 6) охрана внешней среды и экология человека; 7) космические изучения; 8) метрология.

Публичные науки

Изучая раздел “Публичные науки” и, например, подраздел ”экономические науки и Экономика”, возможно заметить, что этот подраздел имеет собственную обособленную классификацию, которая систематизирует разные направления в данной отрасли знаний в некую структурную определенность. В частности, этот подраздел имеет следующую рубрикацию.

1. Неспециализированные вопросы экономических наук, каковые со своей стороны подразделяются на: материалы характера; методология и философские вопросы экономических наук; современное состояние экономических наук; научные общества, съезды, конгрессы, симпозиумы в области экономических наук; интернациональное сотрудничество в области экономических наук; организация научно-исследовательской работы в области экономических наук; информационная деятельность в области экономических наук; терминология в области экономических наук; популяризация и пропаганда экономических знаний; преподавание экономических наук; кадры экономистов.

2. Политическая экономия: неспециализированные вопросы; метод и предмет политической экономии; макроэкономика; микроэкономика; категории и экономические законы; отдельные неприятности политической экономии.

3. История экономической мысли: общая история экономической мысли; история экономической мысли отдельных государств.

4. Наука управления экономикой. Учетно-экономические науки: неспециализированные вопросы; экономическая кибернетика; экономическая информация; учет; экономическая статистика; экономический анализ; экономико-модели и математические методы.

5. Экономическая география: неспециализированные вопросы; экономическая география мира; экономическая география отдельных государств.

6. Экономическая история: неспециализированные вопросы экономической истории; общая экономическая история; экономическая история отдельных государств.

7. Мировая экономика, интернациональные экономические отношения: неспециализированные вопросы; природные ресурсы; экономическое положение, рост и экономическое развитие; публично-экономическая структура хозяйства; концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование; управление экономикой, экономическое планирование, экономическое прогнозирование; экономическое стимулирование; интернациональные экономические отношения, интернациональные организации; экономическая эффективность производства; национальное достаток.

8. Территориальная структура экономики. Пространственная (региональная) экономика: неспециализированные вопросы; размещение производительных сил; расселение населения; географическая демография; экономические районы и экономическое районирование; территориально-производственные комплексы, промышленные центры; урбанизация, экономика городов.

9. Отраслевая структура экономики. Отраслевые и особые экономические науки: неспециализированные вопросы; экономика индустрии; экономика строительства; экономика сельского хозяйства; экономика транспорта; экономика связи; экономика торговли; экономика материально-технического снабжения; финансы, кредит и денежное обращение, банковское дело; цены и ценообразование; экономика непроизводственной сферы; экономика культуры; экономика образования; экономика здравоохранения; экономика сферы обслуживания; экономика спорта; экономика туризма; экономика водного хозяйства; экономика охраны внешней среды; рекреационная экономика; военная экономика; экономика труда.

10. управления и Экономические проблемы организации экономикой: структура и организация отраслей экономики; внутриотраслевые и межотраслевые экономические связи; размещение фирм; концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование фирм; аграрно-промышленная интеграция; управление, планирование, прогнозирование и программирование отраслей экономики; организация производства; технико-экономическое нормирование; производственные фонды, главные и оборотные фонды, оборотные средства, главный и оборотный капитал; производственные мощности; капиталовложения; финансы, кредитование и финансирование, платежи и налоги в бюджет; хозрасчет, экономическое стимулирование; себестоимость, издержки производства; прибыль, рентабельность, цены; промышленная продукция, материалоемкость, трудоёмкость и фондоемкость продукции; сбыт продукции; экономическая эффективность производства, фондоотдача; организация труда; производительность труда; зарплата , зарплата; отчётность и учёт, анализ экономической деятельности.

11. организация и Экономика предприятия. Управление предприятием: тут рассматриваются неспециализированные и теоретические вопросы.

12. Экономика отдельных государств.

Методика

Методика является совокупностью системных средств и методов, направленных на решение непростых научных неприятностей.

Методику возможно поделить на две части:

  • учение об исхоцных базах (правилах) познания;
  • учение о приёмах и способах изучения, опирающихся на эти базы.

В учении об исходных базах познания анализируются и оцениваются те взгляды и философские представления, на каковые исследователь опирается в ходе познания. Следовательно, эта часть методики конкретно связана с философией, с мировоззрением, а они являются принципами и исходными основами научного изучения.

В учении о приёмах и способах изучения рассматриваются неспециализированные стороны частных способов познания, составляющих неспециализированное направление изучения. К ним возможно отнести способы и приёмы эмпирического и теоретического изучений, опирающиеся на принципы и исходные основы.

Значение методика научного познания пребывает в том, что она разрешает, во-первых, узнать псдлинную философскую базу научного познания, во-вторых, на данной базе систематизировать целый количество научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более действенного направления предстоящего изучения.

Основной задачей метоцологии научного познания есть создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что разрешит обеспечить всестороннее применение достижений развития науки в практических целях и предстоящее развитие способов познания.

Следовательно, методика науки изучает те мет0ды, средства и приемы, благодаря которым приобретается и обосновывается новое знание в науке. Также методика изучает кроме этого структуру научного знания по большому счету, роль и место в нем разных форм познания, построения и методы анализа разных совокупностей знания, исходя из этого в методологии научного изучения выделяются динамический и статический нюансы. Динамический нюанс метадологии представлен развитием и ростом научного знания, а статический имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Исходя из этого динамический нюанс раскрывает метоцологию научного изучения, ориентированную на поиск нового знания, а статический — метоцологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методики научных изучений, возможно выделить их три вида:

  • методику как науку о общем способе изучения (общефилософская);
  • метоцологию как науку об общенаучных способах изучения (общенаучная);
  • методику как науку об общенаучных способах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методику научных изучений направляться трактовать как совокупность неспециализированных ориентиров и условий в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методика представлена направлениями, системами и концепциями научного знания, каковые в силу универсальности собственного характера употребляются как средство познавательной деятельности в самых разных отраслях науки.

Наровне с общефилософской и общенаучной направляться сообщить и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методики.

Кажцая отрасль знания накапливает личный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом образовывает методику конкретной отрасли науки.

Так, методика научного изучения _- это самая неспециализированная форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), соцержащая в себе правила построения научного знания, снабжающая соответствие его содержания и структуры задачам изучения, включая его способы, диагностику истинности взятых результатов и их интерпретацию.

Возможно выделить следующие самые существенные территории приложения мет0дологии в научном изучении:

  • постановка неприятности;
  • построение предмета изучения;
  • создание научной теории;
  • проверка истинности теории методом обращения к практике;
  • применение данной теории для вторых теорий;
  • интерпретация взятых результатов.

Методику научного познания время от времени отождествляют с логикой научного изучения. Такое отождествление нельзя считать верным. Содержание методики научного познания шире, чем содержание логики научного изучения. Вместе с тем логика научного познания есть наровне с методикой главным элементом процесса познания.

Логика научного изучения

Под логикой научного изучения понимается определенный порядок перемещения научного поиска. Изучение требует определенной логической последовательности, базу которой образовывает рациональное мышление, которое есть отражением закономерностей настоящей действительности. Чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

  • быть определенным, т.е. быть правильным, свободным от всякой

сбивчивости;

  • быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних

противоречий, разрушающих связи между мыслями в том месте, где

они нужны;

  • быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но

и показывать на те основания, по которым она с необходимостью должна быть признана подлинной.

Логика (греч. 1030$ — обращение, идея, разум) — наука о законах, приёмах и формах верного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Главные задачи логики научных изучений:

  • обнаружение условий успехи подлинных знаний;
  • изучение внутренней структуры мыслительного процесса;
  • выработка правильного метода и логического аппарата познания.

Следовательно, она закономерно высказывает устойчивые черты всякого верного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

  • интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;
  • логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;
  • практическое — связано с постановкой целей, выработкой проектов и планов;
  • теоретическое — направлено на открытие законов, особенностей объекта.

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это нужная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Исходя из этого соблюдение законов логики есть нужным, непременным условием успехи истины в ходе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от желания и воли люцей. Они являются отражением отношений и действительности связей вещей. Исходя из этого они универсальны и нужны. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

  • закон тождества;
  • О закон несоответствия;
  • закон исключенного третьего;
  • закон основания.

5 6 методология и Структура изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: