М. ю. лермонтов «герой нашего времени»

О храбрец, равнодушно относящемся к собственной судьбе, говорит в собственном романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин владеет особенными свойствами: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит собственного назначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Для чего я жил? Для какой цели я появился?». Он начинает осознавать, что время утрачено, ничего большого в его жизни не случилось и вряд ли уже может произойти. Печорин с печалью поймёт, что ничего не сделал чтобы быть признанным в обществе. Нечайно Печорин вспоминает о смерти. Храбрец чувствует себя духовным стариком в этот самый момент же додаёт, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он чувствует собственную необычную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин весьма противоречив, и возможно поразмыслить, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть собственные эмоции, дабы не дать окружающим власти над собой.

«средства и Цели»

Официальный комментарий ФИПИ:

Понятия данного направления взаимосвязаны и разрешают задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении верно соотносить цель и средства ее успехи, и об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно либо ошибочно избравшие негодные средства для реализации собственных замыслов. И часто выясняется, что благая цель помогает только прикрытием подлинных (низменных) замыслов. Таким персонажам противопоставлены храбрецы, для которых средства успехи высокой цели неотделимы от требований морали.

Словарная работа:

Цель – то, к чему мы стремимся, то, чего получаем, что желаем взять, в чем хотим преуспеть.

Средства – 1. Настоящие условия, возможности. 2. перен. устар. Духовные либо физические качества человека, нужные для чего — или; способности. 3. Деньги, капитал.

Синонимы:

Мета, мишень; виды, намерение, финиш, мечта, идеал, рвение.

Метод, способ, образ действия, тактика, база, уловка.

высказывания и Афоризмы знаменитостей:

«Пускай никто ни на ход не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается добропорядочной целью. Любой красивой цели возможно добиться честными средствами. А вдруг запрещено, то эта цель нехороша» Ч.Диккенс

«Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий темперамент, делающий его маяком для других» Г.Ф. Гегель

«Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет жёсткого направления, а нет направления — нет жизни» Л.Н.Толстой

«Никакая цель не высока так, дабы оправдывала недостойные средства для ее успехи» А.Эйнштейн.

«В далеком прошлом именуют свет бурным океаном, но радостен, кто плывет с компасом» Н.М. Карамзин.

«Лишь бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс данный имеется неизбежный рост, а цель одна — благо всех людей…» Л.Н.Толстой

«В случае если человек делает собственной целью что-либо суетное, другими словами несущественное, ничтожное, то тут заложен не интерес к делу, а интерес к себе» Г. Ф. Гегель

«Во-первых, не делай ничего просто так и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу» М. Аврелий

Методические советы:

В соответствии с одной из предположений, как раз основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола утверждал: «В случае если цель — спасение души, то цель оправдывает средства». Это изречение являлось девизом ордена и соответственно базой морали, в соответствии с которой иезуиты «исправляли порочность средств чистотою цели». Убежденность в оправданности любых средств в достижении великих целей отстаивали многие политики (к примеру, Макиавелли), философы. Так, британский философ-материалист Томас Гоббс утверждал: «Раз каждый в праве на самосохранение, то каждый в праве применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии сохранить себя».

А вот И.С. Тургенев высказал прямо противоположное вывод: «Одни иезуиты утверждают, что всякое средство прекрасно, только бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм».

Итак, вопрос о цели и средствах (оправдывает ли благая цель плохие средства её успехи?) не решается конкретно. Больше того – он имеет, как представляется, два противоположных верных ответа, так что хорошее ответ его для одной ситуации в полной мере может оказаться преступным в второй.

Как это получается? С одной стороны, возможно заявить, что радость на этом свете по большому счету не следует горя; тем более – радость одних не следует горя вторых; уже потому благие цели не оправдывают ожесточённых средств, и правонарушения кроме того из лучших побуждений (другими словами чувствуемых преступником как лучшие) остаются правонарушениями. Иначе, в случае если приходится взвешивать не радость и горе, а горе и горе, и меньшим горем возможно избежать большего, то такая цель такое средство оправдывает, кроме того требует его, и не видит этого только морально слепой, лицемер.

Таковы различные ответы. Да и сам суть вопроса о цели и средствах совсем разен в различных обстановках, исходя из этого попытки решить поставленную проблему абстрактными рассуждениями обречены на неудачу. Анализ соотношения цель – средства имеет суть лишь в контексте конкретной обстановке. Всё имеется добро, всё имеется зло, отличие — в подробностях.

Следовательно, ответить на вопрос, предположительно заявленный в теме данного направления, вероятно только обратившись к конкретным произведениям зарубежной литературы и русской.

ХРАБРЕЦ отечественного времени. Михаил Лермонтов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: