Маленькое предостережение

Что такое «ламбдацизм»?

Термин ламбдацизм обозначает недочёты (искажение, пропуск) звуков [Л], [Л’]. Вот самые распространённые:

Звуки [Л], [Л’] в словах по большому счету опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «ента» (лента), «имон» (лимон), «Ёша» (Лёша) и т.д.

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л’] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через шнобель. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Данный вид ламбдацизма видится при ринолалии (врождённом либо купленном расщеплении жёсткого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Замена звуков [Л], [Л’] на другие звуки, – это так называемый параламбдацизм:

— звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол), «выжи» (лыжи) и т.д.;

— звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.

— звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (кроха), «гадава» (голова) и т.д.;

— звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка) и т.д.;

— звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л’]: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «дробя» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

2. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звуков [Л], [Л’]

При всех видах ламбдацизма сначала направляться выучить пара артикуляционных упражнений:

«Вкусно!»: широкий язык перемещением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он трудится в независимом режиме.

«Индюк болбочет»: перемещения языка, как в прошлом упражнении, лишь темп стремительный. Перемещения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то наподобие: «бл-бл-бл-…».

«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его нужно делать под счёт: чем продолжительнее язык удерживается, тем лучше.

«Качели»: немного открыть рот, обширно улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сперва в верхние, а позже в нижние резцы (с внутренней стороны, очевидно!).

В случае если язык настойчиво не желает подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, понадобится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Необходимое условие: рот немного открыт, но нижняя челюсть полностью неподвижна!

Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка наряду с этим натягивается.

Перечисленные выше упражнения нужно делать, как минимум, 2-4 семь дней.

Более детально обо всех этих упражнениях вы имеете возможность определить из разделов отечественного сайта: «Хорошая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из судьбы Язычка»

3. Метод постановки звука [Л] по подражанию

Несложнее всего поставить звуки, если они по большому счету отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не нужно будет убирать фальшивый стереотип звукопроизношения.

Звуки [Л], [Л’] возможно позвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает верную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка немного поднят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздушное пространство проходит по ним вбок, в щёки (в случае если дотронуться ладонями до щёк, возможно почувствовать их вибрацию). Но данный метод постановки большая часть детей освоить не в состоянии. Будет необходимо прибегать к уловкам.

Для начала, поведайте ребёнку сказку. К примеру, такую:

«Как мелкий пароходик обучился гудеть»

«Жил-был мелкий пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот лишь громадные пароходы его не подмечали а также не отвечали на его приветствие. А всё вследствие того что голосок у мелкого пароходика был весьма слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и негромкое, думается: «в______». Мелкий пароходик решил во что бы то ни начало научиться гудеть верно. Стал он пробовать различные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, очевидно не то!». С досады, мелкий пароходик прикусил собственный язычок и сказал: «Ы______…». В этот самый момент случилось чудо: над водной гладью раздался ясный и чёткий звук [Л]! Мелкий пароходик поразмыслил, что ослышался, и повтори: «Ы______…», опять прикусив язычок. Звук [Л] оказался ещё более отчётливым. Кроме того, все громадные пароходы, услышав голос мелкого пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так мелкий пароходик обучился гудеть верно».

(Создатель сказки: Е. Г. Карельская)

Ответственное уточнение: данный метод постановки звука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого имеется межзубный ламбдацизм!

Все остальные дети с разными видами ламбдацизма и параламбдацизма смогут взять на вооружение опыт мелкого пароходика. Они прикусывают кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы_______]. Наряду с этим обязан раздаться звук [Л]. Не смотря на то, что, быть может, и не с первого раза. Так как это лишь в сказке всё получается скоро, — как по волшебству! В то время, когда гудок (звук [Л]), наконец, купит необходимое звучание, любой ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя мелким пароходиком. Совершите с ребёнком игру «Пароходы здороваются». Кто будет громадным океанским лайнером, а кто мелким пароходиком, — решать вам!

Делая это упражнение, возможно подметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего ужасного, т.к. мы говорили, что звук [Л] – боковой и воздушное пространство при его произнесении поступает в щёки. По окончании того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё нужно будет прикусывать. В случае если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попытайтесь обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.

4. Постановка звуков [Л], [Л’] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Частенько верному произношению звука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, в противном случае и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук получает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), вук (лук) и т.д. Нужно нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать весьма долго!

Окажут помощь артикуляционные упражнения: «Ухмылка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в ухмылке, обнажая передние зубы (зубы наряду с этим сжаты!). Удерживать это положение под счёт как возможно продолжительнее.

Какое-то время взрослому кроме того нужно будет придерживать губы ребёнка, растягивая их в ухмылку, посредством громадного и указательного пальцев. Лишь такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы в ухмылке и избавиться от «кваканья».

Быть может, сходу жёсткий звук [Л] не окажется. Будет необходимо ограничиваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на начальной стадии постановки в полной мере возможно. Оно появляется из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. В случае если же процесс затянется, нужно пойти на мелкую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, кроха обязан будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, но жёсткое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не следует. Пускай кроха неспешно «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от лабиализации губ и излишнего напряжения окажет помощь расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их подушечками пальцев. А ещё такие упражнения:

«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.

«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами приятель о приятеля, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали!»: с силой подуть на расслабленные и немного открытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л], [Л’] в речи ребёнка

Звук [Л] весьма сложен для автоматизации и постановки дома. От своих родителей потребуется масса терпения. Иногда будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не окажется. Основное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В сутки достаточно заниматься два раза по 10 мин.. Занятия в обязательном порядке проводятся в форме игры, соревнования. В случае если имеется возможность обратиться с просьбой о помощи к логопеду, — не медлите! При всех родительский талантах, помощь эксперта не помешает.

Дабы поставить и автоматизировать данный тяжёлый звук в обратных слогах и прямых пригодится месяц. Не спешите. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте землю для работы.

Итак, месяц состоялся в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не несложен данный звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сперва всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Позже обучился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки практически идеально. Но вот в словах… Да… Опять «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями также возможно совладать! Основное, терпение, как часто повторял один храбрец сказки.

В случае если жёсткий звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л’] сперва в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; после этого в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, почва, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливневой дождь, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я обожаю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Придумывать чистоговорки возможно вместе с малышом. Весьма увлекательное занятие! Потешки и скороговорки также понадобятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Дремлют на ветках гули…

Все в далеком прошлом уснули!

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика увидели,

На поклон ответили.

Лис улёгся в тень у липы.

Лис вычисляет листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Превосходно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И слова и прочие звукосочетания, лишь с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сперва слова и слоги, а после этого, — чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте осуществлять контроль положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы приобрели соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на страницах пыль.

Жёсткий звук [Л] нужно будет отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по паре раз повторять одинаковый слог, одно да и то же слово. С ходу добиться верного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, умело;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Рифмуйте слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: отечественная Леночка мелка.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: обожает Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки мелки.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Громадная голова.

На колу сидела,

На луну смотрела,

Глазами сверкала.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

Отечественные руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали отечественной маме.

(В. Лифшиц)

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, —

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, —

Поскакали все с печи!

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит радостная пчела,

Легла на лес ночная мгла.

( В. Лунин)

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, —

Голова закружится!

Как вы, возможно, увидели, в речевом материале практически не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не просто так. Не следует перегружать обращение ребёнка этими тяжёлыми звуками (быть может, в его речи их и по большому счету ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л’] в словах и обратных слогах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мелок, стал, стол, дескать, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, отыскал, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и другие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, знамёна, глаза и т.д.).

В случае если в словах и слогах жёсткий звук Л будет получаться прекрасно, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: отечественный кроха ещё мелок.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек отыскала.

На начальной стадии автоматизации звуков [Л´], [Л] кроха повторяет за вами слоги, фразы и слова. На последнем обязан сам припоминать слова с этими звуками. Вы только даёте задания:

— Отыщи в памяти заглавия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

— Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

— Перечисли вещи со звуками [Л´], старая женщина.

Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картины-отгадки:

Что за зверь зимний период холодной

Ходит по лесу голодный?

(Волк)

Колкую, зелёную, зимний период в лесу отыщем.

Колкую, зелёную к себе домой позовём.

(Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

(Белка)

Данный комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

(Яблоко)

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

(Луна)

Я почву копала.

Никак не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация звуков [Л], [Л’] на материале текстов и скороговорок

В завершение работы над звуками Л, Л применяйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не обожала.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний мороз каждый молод.
Каждый молод в зимний мороз.

Отечественный Полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Нужно полю-то попить, нужно поле-то полить.

Нужно ли сказать, что каждая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л’]:

Колокольчик

Колокольчик светло синий

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Весьма вежливы. А ты?

(Е. Серова)

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как имела возможность.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)

Зиму всю мели метели

Зиму всю мели метели, —

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

Мелкое предостережение

Хочется предостеречь своих родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно маленькие сроки совладать с тяжёлыми звуками [Л], [Л’] вряд ли удастся. Ограничивайтесь тренировками не более получаса любая. Само собой разумеется, в случае если ребёнок не устаёт, возможно проводить их и два, и три раза в сутки через какой-то временной отрезок. Но, когда вы заметите в глазах малыша усталость, либо он прекратит проявлять интерес к занятиям, нужно отложить работу, либо поменять форму занятия. А итог? Он в обязательном порядке покажется!

Мелкий обзор-предостережение на Arctic Freezer 13


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: