Масса и ее психологические характеристики

Понятие «массы» как одного из элементов стихийных социальных групп до сих пор конкретно не выяснено, не смотря на то, что респектабельных работ по психологии стихийных людских образовании несравненно больше, чем по психологии многочисленные социальных групп.

Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпретацией 3. Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (фавориту), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса» — это масса, имеющая вождя и не владеющая качествами индивида. Это какое-то количество индивидов, каковые сделали своим «Я-Сверх» одинаковый объект и оттого в собственном «Я» идентифицировались между собой. Фрейд ввел массы и понятие гомогенной — масгы психотерапевтической, состоящей из однородных индивидов.

Г. Блуммер применяет понятие «масса» для обозначения элементарного и спонтанного коллективного группирования, наделенного множеством показателей, определяющими нз которых являются признаки анонимности, физической рассредоточгнности, неорганизованности.

Э. Канетти, по сути дела, синонимизирует понятия «толпа* и «масса»: переходы от одного к второму при описании их психотерапевтических особенностей делаются без всяких попыток эти понятия «развести».

Советские исследователи разглядывали массу как более либо менее стабильное образование с достаточно нечеткими границами, но в значительной мере организованное. В этом представлении заложено внутреннее несоответствие: так как при таких условиях это образование перестает быть стихийным.

Термины «масса* и «толпа» употребляются без достаточного разграничения не только у Э.Канетти, и у других исследователей часто они видятся как синонимы. Строго говоря, это не всегда корректно. Представляется, что понятие «масса» может рассматриваться как обобщение, определяющее некую абстрактную

социальную общность людей. В таком смысле говорят, к примеру, о «трудящихся весах». Понятие «масса людей» высказывает ситуационно конкретную совокупность представителей людской массы. В этом смысле возможно сказать о том, что любая масса людей имеется одновременно и масса, но не любая масса собравшихся в одном месте и в одно время людей имеется масса людей. К примеру, «масса народу» на огромном вещевом рынке все-таки не масса людей. А громадные скопления болельщиков либо зрителей на трибунах стадионов остаются «массой» с возможностью трансформироваться в «толпу». Справедливо подчернуть, что любое более либо менее большое настоящее скопление людей («масса») при в полной мере определенных событиях в считанные 60 секунд может превратиться в толпу.

Все же нужно различать «толпу» и «массу» как независимые стихийные социальные группы. Ближе всего к данной трактовке подошел Г. Блуммер, давший сущностные показатели массы.

Масса владеет статистическим характером общности. Это указывает, что эта общность сходится с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо независимого, целостного образования, хорошего от составляющих ее элементов.

Масса — статистически вероятностная общность. Это указывает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный темперамент. Такая общность фактически постоянно отличается открытыми, размытыми границами, неизвестным количественным и качественным составом.

Масса — общность, отличающаяся ситуативным характером. Это указывает, что она образуется и функционирует только на базе и в границах той либо другой конкретной деятельности, неосуществима вне ее.

Масса практически в любое время является неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к второй.

Масса —общность выражение неоднородная, т.е. разнородная. Она открыто внегрупповая либо межгрупповая. В аналогичной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами.

Масса имеет последовательность отличительных линия:

—ее члены смогут занимать разное публичное положение,
происходить из любого слоя общества;

—она может включать людей с разными классовыми позициями,
отличающихся друг от друга по опытному показателю,
материальному состоянию и культурному уровню;

—масса есть неизвестной группой либо, правильнее, складывается из
неизвестных индивидов;

—между участниками массы практически нет обмена и взаимодействия пе
реживаниями;

—в большинстве случаев члены массы физически отделены друг от друга и, бу
дучи неизвестными, не имеют возможности «толочься», как это делают
люди в толпе;

—масса имеет весьма рыххую организацию и неспособна действо
вать согласованно и едино, чго отличает толпу;

—масса лишена линия общества либо общины;

—у массы нет ни социальной организации, ни традиций и обычаев,
ни организованных установок, ни структуры статусных ролей, ни
закрепившегося умения.

Психотерапевтические характеристики массы пребывают в следующем

Масса импульсивна, изменчива. Ею командует практически только бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, смогут быть добропорядочными либо ожесточёнными, смелыми либо трусливыми. Но они так повелительны, что побеждают личное, кроме того инстин кг самосохранен ия.

Масса ничего не делает преднамеренно. В случае если кроме того она страстно чего-нибудь желает, то все-таки это длится недолго. Она не может к долгому проявлению эмоции, не выносит никакой отсрочки между своим жаждой н осуществлением его. У нее имеется чувство всемогущества.

Масса очень легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики.Эмоции массы весьма несложны и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и срочно переходит к самым ‘ крайним действиям. Высказанное подозрение преобразовывается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатгии — в дикую неприязнь.

Масса — раздражи/тельиа. Склонная ко всему крайнему, ivacca возбуждается чрезмерными раздражениями. Дабы увлечь массу, необходимо обращаться не к разуму, она отнять у него, а к воображению.

Масса ни при каких обстоятельствах не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не имеет возможности отказаться. Ирреальное постоянно имеет у нее пре-v. мущество перед, настоящим. Несуществующее воздействует на нее столь же очень сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, каковые создадут для нее. Мифы легко запомнить. Они апеллируют к эмоциям плебса.

Чтобы руководить массой, обязана определиться элита. Тот, кто желает оказывать влияние на нее, не чуждается ни в какой логической оценке

свбих доводов. Он обязан рисовать самые броские картины, преувеличивать и повторять все одно да и то же.

2. вождь и Масса

Одним из первых психологов, обративших внимание на го, что массе требуется вождь, был 3. Фрейд. Он выдвинул догадку о том, что в базе связей, каковые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом — самая ранняя и самая начальная форма эмоциональной связи. По Фрейду, отождествление участников массы с вождем происходит из домашних взаимоотношений, а преклонение перед «отцом народов» имеет самую яркую сообщение с детскими «комплексами», На вожде, как вычислял Фрейд, проецируется бессознательный образ праотца, он (вождь) делается как бы «живым Всевышним»., а масса через чур довольно часто действует «nD-детски», вопреки собственным заинтересованностям.

Всякой замечательной связи между элементами массы («мы») нужен противостоящий им объект, соперник — «они», будь он действительным либо мнимым. Любому вождю требуется не просто подчеркивать братские отношения между участниками ведомой им массы, он обязан поддерживать воздух страха перед какими-то могущественными внешними силами, направлять на «них» агрессивное влечение участников массы.

Любое массовое перемещение абсорбирует огромное количество людей, каковые не могут думать сами. Идея завоевывает массу сверчу, — в том случае, само собой разумеется, в случае если мыслящие одиночки ощущают ее, т.е. массы, настроение.

Массой правят избранные. Масса поклоняется силе и слову, сказанному как откровение от новой веры. Масса обожает сильных людей. Масса — это дама.

Вождь приводит к немедленной реакции повиновения. Достаточно ему показаться, дабы масса признала в нем другого вождя, что играл роль на другой сиене, в других событиях.

Фрейд показывает, что целью «вождей» постоянно остаётся власть, приобретаемая ими в условиях страха, недовольства своим положением у массового человека.

Массы, каковы бы ни были их культура либо социальное положение, нуждаются в помощи вождя. Он не убеждает их посредством аргументов рассудка, не получает подчинения силой. Он пленяет их, как гипнотизер, своим авторитетом.

3. Поведение индивидов в массе

Тот факт, что масса складывается из индивидов, которыми владел к самым разным культурам и локальным группам, имегт громадное значение. Это направляться осознавать так, что объект интереса, что завлекает внимание составляющих массу, находится за пределами локальных групп и культур. Объект массового интереса возможно разглядывать как что-то, отвлекающее внимание людей от их сфер жизни и локальных культур и обращающее внимание наболее широкое пространство.

В таком смысле: масса может трактоваться как что-то, складывающееся из отчужденных индивидов, вынужденных функционировать обособленно, и обращающее внимание на те объекты, каковые занимательны, но сбивают с толасу и каковые непросто осознать и упорядочить. Индивиды наряду с этим испытывают неуверенность и замешательство.

Индивид в масое вместо того, дабы лишаться собственного самосознания, наоборот, способен очень сильно обострить его. Вместо того дабы функционировать, откликаясь на внушения и взволнованное возбуждение тех, с кгм он пребывает в контакте, индивид действует, откликаясь на тот объект, что привлек его внимание, на основании пробужденных им порывов.

В то время, как у индивида личная польза есть весьма сильной, практически единственной двигательной пружиной, у весов она очень редко выступает на первый замысел. В массе стираются личные успехи людей, исчезает их оригинальность.

4. Поведение массы

Поведение массы есть спонтанным, самобытным, элементарным, оно не определяется правилами либо чьим-то ожиданием. Массовое поведение парадоксальным образом выстраивается из личных линий деятельности, а не из согласованного действия. Эти личные деятельности выступают в первую очередь в форме выборов, каковые являются откликом на эмоции и неясные порывы, пробуждаемые объектом массового интереса. Так выбирают новую зубную пасту, книги, новую моду, философию либо верования.

В случае если индивидуальныелинии поведения сходятся, влияние массы возможно очень большим. Из-за сдвигов в интересах либо вкусах массы может потерпеть провал какая-нибудь политическая партия и вознестись на вершину успеха вторая.

. Масса подвергается влиянию тех либо иных возбужденных призывов, появляющихся в прессе либо по радио, пр-изывов, каковые играются на примитивных порывах, традиционных фобиях и антипатиях, тогда ее поведение делается похожим на поведение толпы. И все же масса может вести себя и без для того чтобы стадного неистовства. Значительно больше на нее воздействует живописец либо автор, в случае если ему удается прочувствовать смутные чувства массы, выразить и артикулировать v:\.

Примерами массового поведения может служить золотая илн земельная лихорадка. Тут индивид (илн семья) имеет собственную щель, между участниками отмечается минимум кооперации и мало эмоции преданности либо лояльности. Любой старается опередить другого, любой пытается заботиться лишь о себе. Едв=1 лихорадка приобретает движение, как начинается хг.отическое перемещение, налицо никакой организации и минимум дисциплины чтобы установить хоть относительный порядок. Во многих случаях поведение массы преобразовывается в повапьное бегство либо панику.

На поведение массы воздействует массовая реклама, особенность которой пребывает в том, что она направлена неизвестному индивиду, а любой индивид действует на основании собственного собстве иного аыбора. Любой из них является частью разнородной группы, и лишь схожий выбор делает индивида однообразным с другими.

Для массы свойственны малоэффективные коммуникации. Ее члены обеспокоены, испытывают смутные надежды либо перемены во интересах и вкусах, и потому ее поведение отличается поиском на ощупь — данный неизвестный процесс выбора между объектами к идеями, завлекающими внимание индивидов.

Весьма четко обрисовал различие в поведении массы и толпы Э. Канетти, что, напомним, не делал отличия между этими понятиями, но различение оказалось у него непроизвольно, само собой. В главе «Масса бегства» в книге «власть и Масса» психология толпы описывается на примере, например, бегущей толпы. В этом фрагменте продемонстрировано, как имгннотолпа преобразовывается к массу: «Энергия бегства умножается, в случае если бегущие знают друг друга; они должны толкать друг друга вперед, а не отпихивать в сторону. В тот миг, в то время, когда бегущий начинает думать лишь о себе, а в других видеть линь помеху, темперамент массового бегства всецело изменяется, и оно преобразовывается в собственную противоположность— в панику, в борьбу каждого против всех, стоящих на его пути. Значительно чаще это превращение происходит, в то время, когда пара раз изменяется направление бегства. Достаточно перерезать мессе путь, дабы сна ринулась в другом направлении. В случае если путь перерезается еще и еще раз, она уже не знает,

куда бежать. Она теряет направление, и ее консистенщия сходу меняется. Опасность, до сих пор вдохновлявшая и объединявшая, сейчас делает каждого неприятелем другого, любой начинает спасаться сам по себе». И потом: «Бегство может закончиться и досрочно, в случае если внезапно опасность самоликвидировалась в самом ее источнике. К примеру, заявлено перемирие, и городу, откуда все бежали, уже нет ничего, что угрожает. Люди поодиночке возвращаются в том направлении, откуда бежали совместно, они опять поделены, как и раньше».

Сообразно этому типу весов (т.е. в интерпретации Г. Блуммера) Канетти обрисовывает торжественные веса. Изобилие товаре в, напитков и пищи, множество людей, на празднике гуляющих, может наслаждаться изобилием! Любой берет себе, сколько может, но изобилие неисчерпаемо. Никто и нет ничего, что угрожает, нг настораживает, не побуждает к бегству — на время праздника наслаждение и жизнь гарантированы. Воздух расслабленности, а не разрядки. Отсутствует единая для веек цель, к которой должны все стремиться. Цель — это праздник, она уже достигнута. И сейчас любой идет, куда желает, а не дружно к одной цели.

ТЕМА 20

Гюстав Лебон \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: