Массовые социальные общности

Наша жизнь всесторонне пронизана понятиями, каковые составляют главное содержание таковой социологической категории, как “массовая социальная общность”.

Массовые общности характеризуются следующими показателями:

  1. воображают собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с достаточно раздвинутыми границами с неизвестным качественным и количественным составом, не имеют совершенно верно обозначенного принципа вхождения в них;
  2. для таких общностей характерен ситуативный метод существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той либо другой конкретной деятельности, неосуществимы вне ее, и исходя из этого выясняются неустойчивыми, изменяющимися от случая к случаю образованиями;
  3. им свойственна разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;
  4. благодаря собственного аморфного образования они не могут выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Обычным примером массовых общностей являются участники широких политических либо экологических перемещений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения внешней среды и т. д.), поклонники звезд эстрады, болельщики команд , члены любительских ассоциаций по заинтересованностям (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение обычно продиктовано не разумом, а эмоциями, неспециализированными чувствами.

К массовым социальным общностям относятся:

  • этническиеобщности (расы, нации, народности, племена);
  • социально-территориальныеобщности — это совокупности людей, неизменно живущие на определенной территории, формирующиеся на базе социально-территориальных различий, владеющих сходным образом судьбы,
  • социальные классы и социальные слои(это совокупности людей, имеющих неспециализированные социальные показатели и делающие сходные функции в совокупности публичного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (либо страты) выделяются на базе различий в образе жизни и характере труда (различая в образе судьбы самый наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют массу и толпу.

Масса людей — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Черта толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “толпа и Герои”.

Масса отличаться от других опосредованным контактом.

В случае если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они поймут это как угрозу собственному существованию, включаются механизмы защитного поведения. Появляется общность интереса, основанная на тревоге либо кроме того страхе — формируется масса людей. Человек перестает чувствовать собственные ролевые маски, снимает с себя ограничители поведения, он как бы регрессирует в мир первобытных страстей.

В толпе формируется чувство особенной мощи, многократного повышения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным неспециализированным порывом, преобразовывается в часть единого, живого организма. Во главе данной свежепереплавленной общности стоит фаворит, и масса людей всецело, безоговорочно подчиняется его воле.

Различают четыре главных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайнымназывается такое скопление, где любой преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине либо на остановке где останавливаются автобусы, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, замечающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпасостоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не просто так, а с заблаговременно поставленной целью.

Участники религиозной работы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта либо научной лекции, болельщики футбола выполняют правила и определённые нормы, каковые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них большое количество неспециализированного с публикой.

Театральные зрители знают, что на протяжении спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т. п. Наоборот, футбольным болельщикам разрешается звучно кричать, говорить распевать песни, подниматься с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных обстановках, ставшее обычаем. В то время, когда в 1980-е гг. госслужащие от спорта решили нарушить данный обычай и запретили болельщикам звучно высказывать собственные эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол прекратил быть торжественным зрелищем, посещаемость быстро упала.

Экспрессивная масса людей,в отличие от конвенциальной, планирует не чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а чтобы выразить интересы и свои чувства.

Муниципальные танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, народные фестивали и праздничные гуляния (самые броские проходят в латиноамериканских государствах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная масса людей- любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она планирует чтобы учавствовать в действии, а не для того лишь, дабы замечать события либо высказывать собственные эмоции.

Видное место среди массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), каковые смогут быть представлены разными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, владеющая стабильными особенностями и общими чертами психологического склада и культуры, и сознанием отличия и своего единства от вторых аналогичных образований (самосознанием).

Естественной предпосылкой формирования того либо иного этноса есть общность территории, потому, что именно она формирует условия для объединения людей и тесного общения. Потом, в то время, когда этнос сформировался, данный показатель получает второстепенное значение и может совсем отсутствовать.

Вторым серьёзным условием формирования этноса есть общность языка, не смотря на то, что и данный показатель этноса не имеет полного значения.

Громаднейшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, и связанные с ними социально-поведения людей и психологические характеристики сознания.

Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности помогает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. известный роль в этническом самосознании играется представление об исторических судьбах и общности происхождения, входящих в этнос людей, опирающееся на генеалогические предания, участие в исторических событиях, на сообщение с родной почвой, родным языком.

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный механизм и неспешно воспроизводится методом внутренних браков и через совокупность социализации. Для более устойчивого существования этнос пытается к созданию собственной социально-территориальной организации племенного либо национального типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса смогут быть поделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они смогут сохранять этническую идентичность как принадлежащие к одной социальной общности.

Социальные группы. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: