Материализм (материалисты)

Философия

Лекция

1. значение и Предмет философии.

Философия – ЭТО НЕ НАУКА.

Философия – это отдельная, независимая форма духовной культуры. Наряду с другими формами (наука, религия, мастерство).

Философия хочет попасть в самые общих чертах растолковать все существующее (Ответить на вопрос «ЧТО ЭТО ВСЕ В действительности?»).

Философия (др.-греч. ?????????, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости»)

ИЗ ВИКИПЕДИИ:

Философия — особенная форма познания мира, производящая совокупность знаний о самые общих чертях, предельно-обобщающих фундаментальных принципах и понятиях действительности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении мира и человека.

По преданию слово ФИЛОСОФИЯ в первый раз применял Пифагор.

В беседе с царем Леонтом Пифагор сообщил:

— Кто ты таковой? Ты возможно мудрец?

— Я не мудрец, а лишь философ!

Мудростью нельзя обладать, Мудрецом есть лишь Создатель!

Философия – это поиск ответов на предельные, вечные вопросы. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ вопросы!

Метафизика от др.-греч. ?????????????? — «то, что по окончании физики».

Метафизическое – за природного.

Метафизический – выходящий за пределы окружающего нас повседневной жизни и мира.

Человек единственное свободное существо в не свободном мире. У человека имеется выбор у животного нет. (Есть-не имеется, трудиться-не трудиться и т.д.)

2. В то время, когда о философии говорят как о науке, то имеют в виду ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (искусствоведение, религиоведение).

Термина Философоведение официально не существует, исходя из этого одним словом философия обозначают различные вещи (Форма духовной культуры и гуманитарную науку о ней).

ГЛАВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОВСКОГО ЗНАНИЯ:

I. История философии:

1. Религиозно-филосовские учения Древнего Востока примерно середина 1 тыс. до н.э.

2. Древняя философия 6 в. до н.э.- 5 в. н.э.

3. Средневековая философия 5 – 15 в. н.э.

4. Философия Возраждения и Нового времени 15- 19 вв.

5. Современная философия 20-21 вв.

II. Общетеоретическая философия:

1. Онтология

Онтология новолат. ontologia от др.-греч. ?? род. п. ????? — бытие, сущее, то, что существует и ????? — учение, наука.

Онтология – философское учение о бытие.

2. Гносеология

Гносеология от др.-греч. ?????? «познание», «знание» + ????? «слово», «обращение» — философская дисциплина, занимающаяся изучениями, теориями и критикой познания.

3. Эпистемология

Эпистемология от др.-греч. ???????? «научное знание, наука», «точное знание» + ????? «слово», «обращение» — философское учение о научном познании мира. Исследует знание как таковое, его строение, структуру, развитие и функционирование.

4. Антропология

Антропология — философское учение о сущности и природе человека, разглядывающее человека как особенный род бытия. Антропология как философское учение есть исторически первой формой представления человека как такового в качестве изучения и особого предмета понимания.

5. Социальная философия

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что имеется какое место и общество занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие содержится в первую очередь в том, что социология занимается выявлением закономерностей и анализом общества в его существовании, тогда как философия делает критическую функцию.

6. Этика

Философское учение о нравственности и морали.

7. Эстетика

Эстетика – философское учение о красивом и некрасивом.

Эстетика от нем. Asthetik, от др.-греч. ??????? — «чувство, чувственное восприятие» — философское учение о сущности и формах красивого в художественном творчестве, в природе и в жизни, об мастерстве как особенной форме публичного сознания.

8. Логика

Логика – философское учение о законах и формах верного мышления.

Логика др.-греч. ?????? — «наука о верном мышлении», «свойство к рассуждению» от др.-греч. ????? — «рассуждение», «идея», «разум» — раздел философии, нормативная наука о формах, законах и методах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Потому, что это знание получено разумом, логика кроме этого определяется как наука о законах и формах мышления.

По Аристотелю философия начинается с удивления всему!

Одно из отличий философии от науки – наука имеет дело с проблемами, а философия с тайнами!

Так же философия – это критическое мышление (Критика от фр. critique из др.-греч. ???????????? «мастерство разбирать, суждение»), исследовательское, независимое, свободное.

Sapereaude (лат. «дерзай знать», кроме этого видятся «решись/осмелься/дерзай быть умным») — латинское изречение, содержащееся в «Посланиях» Горация (Epistulae I 2 40). ИммануилКантперевёл его как: «Имей мужество применять собственный личный разум»

Философия – это преодоление привычки ко всему!

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ОНТОЛОГИИ:

Субстанция – первоначало всего.

Несотворимое, неуничтожимое, всегда существующее.

Субстанцией можно считать что-то материальное либо что-то совершенное.

Материальное – то что воспринимается органами эмоций и имеет физические особенности.

Совершенное не есть материальным, к примеру Идея!

Все материальное- это материя. Все совершенное- это сознание.

ОДИН ИЗ Основных ФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСОВ:

ВОПРОС О ПЕРВИЧНОСТИ! МАТЕРИЯ ПЕРВИЧНА Либо СОЗНАНИЕ!

Материализм (материалисты)

Субстанцией есть материя, она эволюционирует, вершина ее эволюции человек, у которого имеется сознание (Вегетативная нервная совокупность, Верховная нервная деятельность)

Материя первична, сознание вторично.

Никакого сознания вне человека нет. Нет объектов сверхъестественного мира.

Спутники материализма – атеизм, эволюционизм, сциентизм, синергетика (теория самоорганизации материи; рождение порядка из хаоса)

Идеализм (идеалисты)

Субстанцией есть сознание (внечеловеческое), которое формирует материальный мир, т.е. сознание первично, а материя вторична.

Спутник материализма – религиозные идеи.

Дуализм (дуо- два)

Имеется две субстанции, два первоначала – сознание и материя, а всю землю итог их сотрудничества. Сознание оформляет материю.

Пример: скульптор – глина.

Философия тождества

сознание и Материя это не противоположности (как материализм, идеализм, дуализм), а различные проявления одного и того же.

Пример: Вода-Лёд-Пар.

Вопрос о первичном не ставится.

Лекция

Онтология

Две точки зрения на проблему обусловленности:

1. Детерминизм

Детерминизм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимной определённости и взаимосвязи всех явлений и процессов[1], теория о общей причинности.

В мире все обусловлено, предсказуемо, случайность не играет роли, развитие носит линейный темперамент.

2. Индетерминизм

Не все предсказуемо, случайность играется громадную роль, развитие носит не линейный темперамент(ветвистый темперамент, имеет отклонения).

Индетерминизм от лат. in — не и лат. determinare — определять — методологическая позиция и философское воззрение, отрицающие или объективность причинной связи (онтологическийиндетерминизм), или познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, в соответствии с которой основные законы природы имеют вероятностный темперамент, а случай есть не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, разрешающей растолковать её самотворящий и эволюционный темперамент. Индетерминизм возможно как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и апеллирующим к Всевышнему для эволюции природы и объяснения целостности, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы

Родственная пара индетерминизму и детерминизму:

1. Фатализм

Фатализм – мысль полной предопределенности.

2. Волюнтаризм

Волюнтаризм – человек хозяин собственной судьбы.

Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной либо людской воле главную роль в развитии общества и природы.

Фатализм, в случае если все предопределенно, то:

а) Все предопределенно более чем (сверхъестественный фатализм).

б) Все предопределенно естественными факторами (естественный фатализм).

В большинстве случаев под фатализмом подразумевается сверхъестественный фатализм, а естественный фатализм воспринимается как детерминизм.

Фатализм – все предопределенно.

Провиденциализм – «На все воля Божья», божественный промысел.

В фатализме: человек и Бог = питомец и хозяин.

В провиденциализме: человек и Бог = ребёнок и родитель.

Какими смогут быть материалист и идеалист


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: