Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. на заседании шм зам. директора по увр и.о.директор школы

На заседании ШМ Зам. директора по УВР И.о.директор школы

Руководитель: ___ Неизвестная А.Г.____ Неизвестная А.Г.______Кузнецова Е.П.

Приказ № ______ от «___»_________2015 г. «___»_________2015 г. «___»_________2015 г.

Рабочая программа начального общего образования

по литературному чтению

учителя литературного чтения

Вараксиной Натальи Николаевны

Класс: 4

п. Орьё

2015 год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373 ,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы«литературного чтения»Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова Руководитель проекта чл. корр.

РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы / — М.: Вентана-Граф, 2013. – 220с.: ил.- (Начальная школа XXI века.

Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности,
  • формирование интеллекта и общей культуры,
  • становление основ читательской деятельности и формирование универсальных учебных действий у каждого выпускника начальной школы.
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетная цель:

обучение литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  • Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  • Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
  • Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение — один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Содержание и методика изучения литературного чтения в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОС) реализуют основные иели курса: развитие личности, формирование интеллекта и общей культуры, становление основ читательской деятельности и формирование универсальных учебных действий у каждого выпускника начальной школы.

Содержание учебника структурировано по разделам, выделенным по жанровому и авторскому принципам. В каждом изучаемом разделе реализуются основные содержательные блоки: «Виды речевой и читательской деятельности» (слушание, чтение, устная и письменная речь), «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность» (на основе изучаемых литературных произведений), «Чтение: работа с информацией».

Сначала четвероклассники знакомятся по учебнику с народными легендами, а затем самостоятельно читают в учебной хрестоматии авторскую легенду (А.И. Куприна «Четверо нищих») и обсуждают её в классе. Далее работа продолжается в библиотеке: учащиеся выбирают книги легенд или сказаний.

Постоянно ведётся работа с детскими книгами: учащиеся знакомятся с книгами на уроках, самостоятельно выбирают книгу по изучаемому разделу, изучают её аппарат (содержание, предисловие, послесловие, аннотацию и т. д.), читают, обсуждают. Кроме того, в рубрике учебника «Книжная полка» предлагается рекомендательный список книг для самостоятельного чтения. Подчёркиваем, что этот список необязательный, он только задаёт направление поиска книг для самостоятельного чтения.

Так формируется читательское поле ученика.

Как мы уже говорили, в учебнике сочетаются жанровый и авторский принципы структурирования. Это позволяет ученикам увидеть многообразие жанров не только в литературе, но и в творчестве одного и того же автора. Как это реализуется в пашем курсе на практике, покажем на примере изучения произведений А.С.

Пушкина в 4 классе учащиеся знакомятся с более сложными жанрами — народными героическими и историческими песнями, выявляют их особенности (реальный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Басня как жанр в 4 классе изучается в сравнении: сравниваются басни Эзопа и И.А. Крылова, И.А. Крылова и И.И. Хемницера, И.А.

Крылова и Л.Н. Толстого по содержанию, по форме.

Учащиеся знакомятся с творчеством русских и зарубежных писателей-классиков XIX-XX вв. (В.А. Жуковского, АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г.

Гарина-Михайловского, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина, А.П. Платонова, НА. Заболоцкого, Н.М.

Рубцова, Марка Твена, Х.-К. Андерсена), детских писателей (С.Я. Маршака, СВ. Михалкова).

Произведения писателей представлены авторскими разделами, что позволяет детям увидеть богатство тематики и жанровое разнообразие произведений одного и того же автора. Так, В.А. Жуковский представлен как автор не только стихов, но и загадок и сказок. В краткой справке даются сведения о писателе.

В 4 классе продолжается знакомство с произведениями Л.Н. Толстого: изучаются разножанровые произведения писателя (сказки, рассказы, рассказы-описания, басни, былины). Кроме того, учащиеся работают с детскими энциклопедиями, отбирая справочный материал о Л.Н. Толстом, знакомятся в хрестоматии с воспоминаниями писателя.

В программу 4 класса включены не только новые рассказы А.И. Куприна, но и его очерки «Воспоминание об А.П. Чехове», «Сказки Пушкина», т. е., изучая новое, мы повторяем изученное.

Такой подход к отбору учебного материала позволяет обогащать читательский опыт учащихся.

В учебник и учебную хрестоматию также включены произведения, главным героем которых является ребёнок («Детство Темы» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Максимка» К.М. Станюковича, Козетта» В. Гюго, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Сын полка» В.П.

Катаева).

В отдельные блоки выделены юмористические произведения, а также такие литературные жанры, как очерк, путешествия, приключения, фантастика.

В круг чтения четвероклассников для ознакомления включаются мифы народов мира, библейские предания, литературные письменные книжные памятники («Повесть временных лет» с образцами летописных жанров — жития, похвалы, поучения).Учебно-методический комплект по литературному чтению в 4 классе продолжает развитие основных образовательных линий, заложенных в предыдущих классах. Учитывая то, что младший школьник в 1—3 классах приобрёл определённый читательский опыт, научился целостно воспринимать литературное произведение, познакомился с рядом литературоведческих понятий, в 4 классе решается задача обучения работе с текстом произведения на более высоком уровне, когда ученики должны выделить главную мысль произведения, сделать обобщающий вывод. Большое внимание уделяется формированию читательской самостоятельности и универсальных учебных умений.

Важной составляющей нашей программы является самостоятельное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской ой может быть включена отдельным блоком на любом уроке литературного чтения. Кроме того, постоянно проводятся библиотечные уроки на которых идёт обучение работе с детскими книгами.

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание сходства и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков.

Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальные и фантастические.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).

Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста.

Определение мотивов поведения героев оценивание их поступков; сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.

Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы.

Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.

Научно-познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 4 классе 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Личностнымирезультатами обучения являются:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметнымирезультатами обучения являются:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметнымирезультатами обучения являются:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
  • осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
  • умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений фольклора иклассической литературы. Формирование эмоциональной отзывчивости насодержание произведения или книги, умения высказывать своё отношение кпроизведению, уважительно относиться к мнению учителя и одноклассников. Восприятие художественных произведенийкак особого вида искусства и умение соотносить их с произведениями живописи имузыки, развитие потребности слушать художественное слово. Формирование уважения к общечеловеческимценностям. Понятия: Родина, справедливость, отзывчивость,добро, зло, честность, дружба, ответственность. Слушание произведений на основе целенаправленного восприятияэлементов формы и содержания литературного текста. Воспитание готовности к общению с собеседником, умения признаватьчужую точку зрения и аргументировать свою. Умение слушать вопросы учителя по содержанию произведения, даватьполные ответы, дополнять ответы одноклассников, формулировать вопросы посодержанию прослушанного произведения, рассуждать о героях произведения. Чтение Чтение в соответствии синдивидуальными возможностями. Практическоеовладение основными орфоэпическими нормами литературного языка. Уметьвидеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным инеподвижным ударением, произносить их правильно, уметь проверять их звучаниепо словарю. Осознание задачи чтения вслух: воспроизведениепроизведения в темпе, соответствующем содержанию и эмоциональной насыщенностипроизведения; передача позиции автора и своего отношения к описанным событиям,героям и их поступкам. Чтение незнакомого произведения в темпе, необходимомдля понимания читаемого текста. Выразительноечтение подготовленного текста: определение задачи чтения, темпа, интонационногорисунка; определение выразительных средств, тренировочное чтение, самооценкачтения. Овладение алгоритмомучебных действий для выработки универсального умения читать выразительно. Чтение молча (про себя) приознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом видах чтения. Чтение молча разножанровыхпроизведений фольклора народов России и мира, произведений отечественных изарубежных писателей-классиков. Ознакомительное(первичное) чтение молча произведений в учебнике и учебной хрестоматии,книг по изучаемому разделу. Использованиеумения читать молча для работы с текстами произведений; формированиеумения пользоваться изучающим, поисковым и просмотровым видами чтения длярешения учебных задач по любому предмету. Формированиеумения читать молча как средства для поиска информации и обогащениячитательского опыта. Осознанное чтениемолча описаний картин природы в произведениях, повествований и рассуждений. Чтениемолча книг по изучаемому разделу, детских газет и журналов. Работа с разными видами текстов. Определение цели чтения текстов художественных и научно-познавательныхпроизведений, знакомство с содержанием произведения, изучающее чтениетекстов, поисковое чтение (выбор нужной информации, фактов, суждений), чтениепроизведений и книг по собственному желанию и выбору. Восприятие текстов произведений (при слушании, чтении вслух имолча), понимание содержания произведения (ответы на вопросы, подтверждениеответов словами из текста). Определениеособенностей каждого произведения (авторская принадлежность, заголовок,жанр, тема, стихотворная или прозаическая форма) и специфики текстов(художественного, научно-популярного, справочного). Определение темы самостоятельно прочитанного произведения (оРодине, о животных, о детях, о природе, о приключениях), уточнение темыисходя из содержания произведения (о родной природе, об истории России, одружбе детей, о защите и служении Родине, о гуманном отношении к животным, одобрососедских отношениях, о дружбе людей разных стран, о милосердии и справедливостии т. д.). Сравнение произведений одного жанра разныхавторов, произведений одного автора, стихотворных и прозаических произведенийодного автора. Пониманиенравственного содержания произведения. Формированиедуховно-нравственных ценностей: ценность жизни и смысл жизни; уважение кстаршим и забота о младших, больных; достоинство человека, равноправие,чувство долга; представление о вере, свобода вероисповедания, толерантность;любовь к Родине и своему народу; уважение и доверие к людям; уважение к закону,государству. Умение соотносить поступки литературных героев с нравственно-этическиминормами; обогащение жизненногоопыта примерами из художественных произведений и произведений фольклора. Использование изученных приёмованализа текстов художественных произведений, деление текста на смысловыечасти, выделение ключевых эпизодов, установлениепричинно-следственных связей в развитии сюжета, составление планов (озаглавливаниечастей, составление вопросов к каждой части, знаково-символическоемоделирование), определение идеи произведения.Алгоритм составления плана; самостоятельное составление алгоритма выполненияучебной задачи. Выделениеструктурных элементов текста (абзац, часть, глава, эпизод), использованиезнаний о структуре текста в работе с произведением; понимание соответствиязаглавия содержанию произведения. Обсуждениепроизведения: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения,подтверждать ответы словами из текста произведения. Формулирование вопросов, ответов, суждений о произведении и егогероях. Овладение универсальнымалгоритмом пересказа текста произведения кратко, подробно и выборочно(отдельных эпизодов). Работа свнутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание иллюстрации, соотнесениееё с текстом, выделение на рисунке деталей, дополняющих текст. Сравнение представления о герояхписателя и художника; писателя, художника и читателя. Подбор и сравнениеиллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Сравнение образов литературного произведенияс произведениями изобразительного искусства и музыки. Работа с текстом художественного произведения. Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образыгероев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности(сравнения, эпитеты, метафоры), идейно-нравственное содержание произведения. Развитие восприятия художественного слова и особенностей авторскоготекста, адекватная эмоциональная реакция на содержание прослушанного илипрочитанного произведения. Умение отличать контекстное значение слова от егопрямого значения. Герои и их поступки: портретыгероев, особенности поведения, детали костюма, отношения с другимиперсонажами произведения. Составлениеплана рассказа о герое — выбор необходимых эпизодов, опорных слов и подготовкарассказа; формирование универсальногоалгоритма подготовки рассказа о герое художественного произведения. Сравнение героев произведения,отношения к ним автора, выражениесвоего отношения к ним. Понятия: герой произведения, главный герой,второстепенные персонажи, положительные и отрицательные герои, портрет и речьгероя. Краткий и подробный пересказ с опорой на алгоритм учебныхдействий: самостоятельное чтение молча произведения, определение главноймысли, деление текста на смысловые части, озаглавливание частей и составлениеплана, подготовка пересказа подробно авторского текста или кратко по ключевымпредложениям. Выборочный пересказотдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя. Практическое знакомство с сюжетом иего частями (завязка, развитие действия, кульминация, заключение) и выборочныйпересказ отдельных частей. Определениеотношения автора к героям и их поступкам, формулирование своего мнения опроизведении и героях. Классификацияхудожественных произведений по жанру, теме, авторской принадлежности. Сравнение художественных произведенийсо сходными сюжетами (басни Эзопа, И.А. Крылова,Л.Н. Толстого; сказки, рассказы); вычленение и сопоставление эпизодов изразных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характерупоступков героев. Работа с текстаминаучно-популярных произведений. Практическоеопределение особенностей научно-популярных произведений: правдивое(фактологическое) описание предметов и явлений, событий. Умение работать с научно-популярным текстом: определение жанра,темы и авторской принадлежности; самостоятельное чтение молча, выделениеточной информации, её усвоение и использование. Сравнение художественных и научно-популярных текстов разныхжанров по теме и авторской принадлежности. Подробный пересказ научно-популярного текста. Краткий пересказ фактов, передачаточной информации. Использованиеуниверсального умения работать с учебными и справочными текстами: чтениетекста, выделение нужной информации. Чтение определений, выводов, справочныхстатей Библиографическая культура (работа с книгой). Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси; различение книг учебных, художественных,научно-популярных, справочных. Видыинформации в книге: научная, справочная, художественная. Типы книг: книга-произведение,книга-сборник, собрание сочинений, справочная литература (словари,справочники, энциклопедии). Знакомствос правилами пользования библиотекой, использованиерекомендательных библиографических списков и каталогов. Самостоятельный выбор и чтение произведений и книг, детской периодики, использование дополнительнойинформации, полученной при самостоятельном чтении, на уроках и внеурочныхзанятиях. Дополнительное чтениепроизведений по изучаемому разделу в хрестоматии и книгах, самостоятельноотобранных в библиотеке. Проектнаядеятельность в группах и индивидуально: выбор темы, сбор информации, книги материалов, обработка материалов и оформление книг-самоделок, рукописныхкниг, постеров, презентаций. Защита проектов: монолог-презентация, сообщениео книге, авторе или на заданную тему. Говорение(культура речевого общения). Восприятиехудожественного произведения как образца литературной речи. Воспроизведение содержания произведенияс передачей особенностей авторской речи. Нахождениев текстах произведений диалогов, полилогов и монологов героев, определение ихособенностей. Особенностидиалогического общения: полно и правильно формулировать ответы на заданныевопросы, задавать вопросы по обсуждаемому произведению; уважительно относитьсяк собеседнику. Чтение диалогическойречи героев, выражающее понимание образов, отношение автора к героям;инсценирование диалогов. Конструированиемонологов (3–5 предложений) о произведении или героях. Высказывание суждений об этичности тогоили иного поступка героя произведения. Сравнениедиалогов и монологов героя произведения, выделениеописаний и рассуждений в его речи. Моделированиедиалогов и монологов с использованием рассуждения. Понятия: диалог, монолог,вопрос, реплика, обращение, слова вежливости. Письмо (культура письменной речи) Восприятие художественных произведений как образцов письменной речи.Знакомство с особенностямистихотворной и прозаической форм записи художественного текста. Поиск в текстах произведений описаний,повествований и рассуждений, а также средств художественной выразительности:эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов. Выполнение письменных упражнений: поиск в тексте нужного абзаца исписывание его; поиск в тексте произведения эпитетов, сравнений, обращений,имён героев и запись их в тетрадь. Написаниенебольших по объёму творческих работ: письменный рассказ о герое, описаниепортрета героя, отзыв о произведении или книге Воспринимать тексты прослушанных произведений,адекватно реагировать на содержаниепроизведения, высказывать своё мнениео произведении, уметь выслушивать и уважительноотноситься к мнению одноклассников и учителя. Воспринимать художественные произведения и учиться соотносить их с произведениями живописи и музыки. Учиться относиться к литературным произведениямкак к словесному искусству. Пониматьи усваивать общечеловеческие ценности:гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярныйтексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливатьобщие черты и различия. Учиться слушатьи слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Воспроизводить основное содержание прослушанногопроизведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседникови исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросыпо содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения Умение читать вслух и молча в темпе, позволяющемпонимать прочитанное. Темп чтения вслух — не менее 80–90 слов в минуту. Читать в соответствии с основными правиламиорфоэпии, уметь видеть в тексте произведенияслова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенныев словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.Уметь читать осознаннопроизведение: темп и тон чтения, соответствующие содержанию и эмоциональнойнасыщенности произведения; передавать при чтении точку зрения автора; читатьнезнакомое произведение осознанно, понимать его содержание, показывая своёотношение к героям и их поступкам. Учитьсячитать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, выделятьпаузы и логические ударения, обращать внимание на знаки препинания, слушать иоценивать своё чтение. Пользоватьсяалгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читатьвыразительно Читать молча (безречедвижения) в темпе, позволяющем понимать прочитанное. Темп чтения молча(про себя) — не менее 100–130 слов в минуту. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнениязаданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Пользоваться умением читать молча дляознакомительного (первичного) чтения учебных текстов, художественных инаучно-популярных произведений, справочных статей и книг. Пользоваться умением читать молча и разнымивидами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы ссодержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта иразвития интеллекта. Уметь пользоватьсячтением молча для поиска в текстах произведений описаний, повествований,рассуждений. Использовать умениечитать молча для самостоятельного чтения книг по изучаемому разделу, детскихгазет и журналов Определять целичтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение,поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение поизучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Воспринимать художественные и научно-популярные произведения наслух и при чтении; выделятьосновные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемыхпроизведениях. Определятьсамостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическоемоделирование. Определять и сравнивать форму текста (стихотворнаяи прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебноготекстов. Определять темысамостоятельно прочитанных произведений, уточнятьтемы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, овойне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедскихотношениях, о милосердии и справедливости). Сравнивать произведения и книги одного автора по теме и жанру,произведения разных авторов по жанру или теме, произведения стихотворные ипрозаические одного автора. Пониматьи объяснять сущность духовно-нравственныхценностей; осознавать понятия(жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство,свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериевобщечеловеческих ценностей; следоватьнравственно-этическим нормам поведения в жизни. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться дочтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту,делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идеюпроизведения. Использоватьзнаково-символическое моделирование для работы с произведением. Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работес новым произведением. Ориентироватьсяв структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавиясодержанию произведения. Уметь слушатьвопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников;отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами изтекста. Формулировать вопросы иответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях. Уметь пересказывать тексты произведенийи эпизоды подробно, кратко и выборочно. Анализироватьвнутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержанияпроизведения, соотносить иллюстрациис эпизодами произведения, сравниватьсвоё представление о прочитанном с авторским текстом и представлениемхудожника (иллюстрацией). Сравнивать иллюстрацииразных художников к одному и тому же произведению. Выражать своё мнение о литературном произведении, сравниватьлитературное произведение с музыкальным и художественным на одну тему Анализировать особенности авторскихвыразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя ивыражения идейно-нравственного содержания. Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснятьих функцию. Адекватно выражатьэмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанногопроизведения, выделять особенностиавторского текста. Различать прямоеи контекстное значение слов. Различатьи сравнивать образы положительных иотрицательных героев. Находить втексте портреты героев, описание поступков. Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа огерое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать огерое в самостоятельной работе. Сравниватьобразы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы. Оперировать понятиями: главные и второстепенныегерои произведения, различать положительныхи отрицательных героев. Пересказыватькратко и подробно произведения, отдельные эпизоды с опорой на алгоритмподготовки пересказа. Готовитьвыборочный пересказ отдельных эпизодов или фрагментов, раскрывающих образгероя. Работать с сюжетом и егочастями, выборочно читать и пересказывать отдельные части произведения (завязка,развитие действия, кульминация, заключение). Определять авторское отношение к героям произведения, формулировать своё мнение опроизведении, героях и их поступках. Классифицироватьхудожественные произведения по жанрам, темам, авторской принадлежности,составлять таблицы, работать с таблицами и схемами. Сравнивать художественные произведения со сходными сюжетами и темамиВыделять особенности научно-популярныхтекстов: правдивое и точное описание предметов, явлений, событий. Самостоятельноработать с текстами научно-популярных произведений (очерки, воспоминания,рассказы и сказки). Сравнивать художественныеи научно-популярные произведения разных авторов по теме и авторскойпринадлежности. Пересказыватьподробно научно-популярный текст (описание фактов, предметов, явлений). Краткоизлагать факты, описывать детали,передавать точную информацию. Пользоватьсяуниверсальным умением работать с учебными и справочными текстами. Находить в тексте конкретные факты исведения, представленные в явном виде Познакомитьсяс историей книгопечатания и первыми книгами на Руси. Различать книги художественные, научно-популярные, справочные,уметь пользоваться ими. Уметь работатьс аппаратом книги, ориентироватьсяв структуре учебной книги, самостоятельно находитьвопросы и задания в учебнике; обращатьсяк учебнику для самопроверки и самооценки выполненной работы. Систематизировать книги по типам, подбирать книги по темам, пользоваться рекомендательнымисписками для подбора книг в каталоге библиотеки. Пользоваться правилами работы с книгами в библиотеке: общаться с библиотекарем, находить нужную книгу по рекомендательнымуказателям и в открытом фонде. Пользоватьсядополнительной информацией, полученной из самостоятельно прочитанныхпроизведений и книг по теме. Уметь отбиратьи читать произведения и книги по изучаемомуразделу. Выполнять проектыиндивидуально, в парах и группах: составлятьплан и распределять работу; собиратьнужную информацию о книгах, героях книг, авторах; обрабатывать и систематизироватьматериал; готовить и проводить презентацию проекта(монолог-сообщение о книге, авторе или на заданную тему) Воспринимать художественное произведение, эмоционально реагировать на него. Бережно относиться к авторскомутексту, сохраняя при пересказе особенности авторской речи. Наблюдать и выделять в тексте произведения пословицы, устойчивые выражения,диалоги и монологи героев, а затем использовать их в речи. Уметь вести диалог — обсуждение изучаемогопроизведения, задавать вопросы по содержаниюпроизведения, формулировать ответына вопросы и подтверждать их примерамииз произведения; поддерживатьбеседу и выражать интерес. Читать диалоги героев выразительно, поролям; инсценировать отдельные эпизоды или произведения в группах. Уметь конструироватьмонолог-высказывание о произведении, героях, прочитанных книгах; аргументировать свою точку зрения пообсуждаемому вопросу. Высказыватьсвоё суждение о поступках героев, соотноситьих с общепринятыми нормами поведения. Сравниватьдиалоги и монологи героя произведения, выделятьв них описания и рассуждения. Моделироватьдиалог или монолог по изучаемому произведению, работая в группах, парами,индивидуально. Готовить небольшиесообщения (монологи) об авторах произведений, о прочитанных книгах, орезультатах проектной деятельности. Использоватьв речи понятия: диалог, монолог, вопрос, реплика и формулы вежливости. Воспринимать произведения как образцыписьменной речи. Выделятьособенности жанров художественных и научно-популярных произведений. Называть особенности стихотворной и прозаическойформ записи текста. Находить втекстах произведений описания, повествования, рассуждения, а также средствавыразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстамиизучаемых произведений в тетрадях: находитьв предлагаемых отрывках произведений пропущенные пословицы, эпитеты,сравнения, имена героев и вписыватьих. Писать небольшие по объёмутворческие письменные работы: рассказ о герое или описание пейзажа, отзыв опрочитанной книге
Круг чтения Произведенияфольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы,поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира. Особенности произведений фольклора, использование пословиц для определенияглавной мысли произведения, для характеристики поступков героев. Басни русских баснописцев (И.А. Крылова,И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева), структура басни,форма текста. Выделение «бродячихсюжетов». Сравнение басен со схожим сюжетом по форме, авторскойпринадлежности. Работа с произведениями русской классическойлитературы (В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П. Ершова, В.М. Гаршина, Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М.Станюковича, Н.А. Некрасова). Произведенияи книги зарубежных писателей-классиков (Марка Твена, Х.-К. Андерсена, ВиктораГюго). Произведения отечественной изарубежной литературы разных жанров о детях и для детей. Сравнение произведений по темам, жанрам и авторскойпринадлежности; уточнение тем: оРодине (о служении Родине, о красоте родной природы и т. п.); о взаимоотношенияхлюдей (о детях, о семье, о любви и честности и т. д.). Произведения отечественной литературы XX в.(А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова,С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова). Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В.Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С.Шер. Произведения и книги опутешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера, Дж. Свифта). Работа с научно-популярными и справочными книгами по личному выборудля решения познавательных задач. Работа с аппаратом книги и структурой произведения,обучение составлению аннотации и написанию отзывов с опорой на алгоритмучебных действий. Развитие интересак чтению детских периодических журналов («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля»,«Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»). Использовать ИКТ для работы с электроннымипериодическими изданиями («Детская газета», «Антошка» и др.). Чтение детских газет «Шапокляк», «Читайка»,«Пионерская правда» Сравнивать произведения фольклора по жанрам итемам, выделять особенности народныхсказок. Определять ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разныхнародов. Соотносить главную мысль произведения спредложенными пословицами, подбиратьсамостоятельно пословицы к произведению для характеристики поступков героев. Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализироватьформу, структуру, объяснять моральи подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни сосхожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Различать фольклорные и авторские произведения;расширять свои представления отворчестве отечественных и зарубежных писателей-классиков. Сравнивать произведения и книги отечественныхи зарубежных писателей по темам и жанрам. Классифицироватьпроизведения и книги по темам, жанрам, темам и жанрам, темам и авторской принадлежности.Изучать и дополнительно читать произведения отечественныхписателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворныепроизведения. Работать снаучно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов,людей, явлений природы. Читатьпроизведения и книги о приключениях, путешествиях и фантастику. Пользоваться научно-популярными и справочнымикнигами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебныхзадач. Работать с аппаратом книги(учебной, художественной, научно-популярной, справочной). Уметь составлять краткую аннотацию пообразцу, писать отзыв о прочитанномпроизведении или книге. Воспитыватьпотребность в чтении детских периодических журналов. Выбор периодическогоиздания на основе собственных интересов. ПользоватьсяИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета»,«Антошка» и др.Уметь находить и читать произведения по изучаемой темеили разделу, находить информацию об авторе, произведении или книге в детскихпериодических изданиях
Литературоведческая пропедевтика (практическоеосвоение) Жанры фольклора:пословицы,песни, загадки, сказки, былины, легенды. Различение сказок о животных,бытовых и волшебных.Особенностипостроения народных сказок: зачины,повторы, присказки. Литературные (авторские) сказки. Фольклорные корнисказок (на примере сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского, П.П. Ершова). Литературныесказки отечественных и зарубежных писателей. Жанры литературныхпроизведений: рассказ, сказка,стихотворение, басня.Практическое выделение в художественныхпроизведениях описаний, рассуждений,повествований, диалогов и монологовгероев. Прозаические и стихотворные произведения, ихособенности. Особенности стихотворных произведений: стихотворная строка (стих), рифма, строфа. Практическоезнакомство с литературоведческимипонятиями: произведение, художественноепроизведение, научно-популярное произведение, справочная статья, авторпроизведения, автор-рассказчик; сюжет, тема и жанр произведения; образ героя,герои положительные и отрицательные; точка зрения автора, точка зрениячитателя; портрет героя, пейзаж, интерьер.Средства выразительности художественной речи: синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты,метафоры, олицетворения, аллегории, гиперболы. Выделение под руководствомучителя в произведениях средства выразительности, объяснять их значение длясоздания художественных образов, выражения чувств и описания картин Сравнивать произведения фольклора: сказка,легенда, былина, пословица, загадка; определятьособенности этих жанров. Различатьсказки бытовые, волшебные и о животных. Выделять зачины, повторы, присказки внародных сказках. Выделятьособенности литературных сказок, сравниватьих с народными сказками; делать выводы.Сравнивать сказки отечественных изарубежных писателей: выделять сходство и различия, определять темы,сравнивать героев, оценивать их поступки. Практическиопределять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений,выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологигероев. Различать прозаические истихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворнойформах, выделять особенностистихотворных произведений. Ориентироватьсяв литературоведческих понятиях, использоватьих в речи при обсуждении произведения, находитьв произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы,олицетворения, синонимы, антонимы. Пониматьи объяснять значение средств выразительности,которые использует автор в произведении. Использоватьв речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах огероях произведения, при создании творческих работ
Творческая деятельность (на основе литературныхпроизведений) Воспроизводить авторский текст, пересказываякратко или подробно, сохраняя особенности жанра произведения и авторской речи.Рассказывание произведений сзачитыванием отдельных отрывков или эпизодов. Выразительное чтение произведения с рассказыванием содержания отдельныхчастей или чтением наизусть наиболее ярких отрывков или кульминационного момента.Подготовка рассказа о герояхпроизведений и их поступках с обоснованием своей точки зрения. Творческие пересказы текста произведенияот лица героя или автора, от своего имени (читателя). Инсценирование, чтение по ролям, моделирование «живых картин» котдельным эпизодам произведения. Работатьс изменённым планом текста и восстанавливать его в соответствии с содержаниемпроизведения. Словесное рисованиекартин к художественным произведениям или отдельным эпизодам. Создание иллюстраций к отдельным эпизодампроизведений, оформление самодельных книг, газет индивидуально или в группах,в том числе с использованием ИКТ. Выполнениетворческих проектных работ по темам «История печатной книги», «Мир русских пословиц»,«Русская народная песня», «Книги бывают разные», «Жить — Родине служить» и т.д. Инсценирование изученныхпроизведений к праздникам, конкурсам. Определение фрагмента дляинсценирования; выбор и репетиция ролей. Выбор невербальных выразительныхсредств (мимика, жесты, интонация). Созданиенебольших произведений по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).Написание сочинений под руководствомучителя, отзывов о произведениях и книгах Пересказывать текст произведения выразительно,используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты. Рассказывать произведения (сказка, рассказ)с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев. Читать произведения выразительно вслухс рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов. Готовить рассказ или сообщение огероях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения. Пересказывать произведение творческиот лица героя или автора, от своего имени. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельнымэпизодам произведения. Восстанавливатьдеформированный план в соответствии с сюжетом произведения. Словесно описывать картины к отдельнымэпизодам или целым произведениям. Рисоватьиллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или вгруппах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованиемкомпьютера, Интернета). Выполнятьтворческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.Инсценировать изученные произведенияпо сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам,конкурсам. Создавать небольшиепроизведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения). Писать под руководством учителя небольшиесочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах
Чтение: работа с информацией Информация о героях произведений, представленнаяв явном виде (в тексте).Составлениекраткой аннотации на произведение (автор, заглавие, жанр, тема, главнаямысль) или книгу (название, тема, тип книги, советы).Сбор информации о книгах, героях произведений, писателях иоформление информации в виде таблиц и схем с использованием ИКТ.Использование информации из готовых таблицдля создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явленияхиз изучаемых произведений.Дополнениетаблиц, схем информацией о героях, предметах, явлениях или животных изнаучно-популярных или справочных книг, составление списка авторов по заданномукритерию (в том числе с использованием ИКТ) Находить нужную информацию о героях изучаемыхпроизведений, представленную в явном виде.Составлятькраткую аннотацию на произведение или книгу.Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, втом числе на компьютере.Использоватьинформацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений огероях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах,явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг.Составлять списки авторов по заданномупризнаку, искать информацию всправочной литературе и Интернете

ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

—понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

—понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

—осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

—проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

—работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

—пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

—проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

—воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

—пользоваться чтением для решения различных учебных за дач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

—читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в мину ту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

—читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;

—пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)),осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

—различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одно-It [лесников по сюжету произведения;

—работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

—понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

—пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

—выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

—составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

—пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

—воспринимать художественную литературу как вид искусства;

—определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;

—отмечать изменения своего эмоционального состояния и процессе чтения художественного произведения;

—сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

—формулировать свою мысль в форме монологического высказывания называния небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

—работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с соплеменной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

— различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

—сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

—использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

—практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

—подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик получит возможность научиться:

—сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

—находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

—различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

—читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

—создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

—выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

—писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

—творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

—сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

—пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

—создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

—находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

—прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

—работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения Учебных задач;

—использовать информацию из текстов произведений для Описания пейзажей, портретов героев;

—пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

—находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;

—находить необходимую информацию о книгах, об авторах Книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

—собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

—сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Календарно – тематическое планирование

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Дубровская Т П заместитель директора колледжа по учебно методической работе


Похожие статьи:

admin