Материальное обеспечение курса

Программа курса адаптационного периода

«Введение в школьную судьбу»

Программа выстроена на базе курса «Введение в школьную судьбу» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в первых числах Сентября первого года обучения в течение первых 14 дней учебных занятий.

задачи и Цели курса

Программа адаптационного периода

– снабжает знакомство ребенка с педагогами и одноклассниками, со организацией и школьным пространством времени, с совокупностью школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

– содействует психотерапевтической адаптации детей в школе;

– знакомит с главными школьными правилами;

– прививает навыки личной, коллективной работы и парной;

– обучает элементарным приемам обратной связи;

– развивает внимание, память, мышление, воображение;

– формирует классный коллектив.

Программа запланирована на 30 часов.

На протяжении программы нормы совместных общения и действий, на которых в будущем строится учебное сообщество класса, осуществляется на базе контракта преподавателя с детьми. Данный курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В

В это время задается определенный стиль всей предстоящей работы преподавателя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для обучающихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную судьбу» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Главные разделы курса

Главными разделами данного курса являются:

  • «Как учить себя посредством взрослого»;
  • «Сотрудничество со сверстниками»;
  • «Отношение ребенка с самим собой».

Содержание курса

Сутки первый

Урок 1. Знакомство. Введение символа «Я».

Урок 2. Режим дня школьника.

Урок 3. Схема класса.

Сутки второй

Урок 1.Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса.

Урок 2. Введение символа «ХОР», противопоставление символу «Я».

Урок 3. Оценка. Введение метода оценки.

Сутки третий

Урок 1. Изменение схемы класса. Введение символа «МЫ». Игра вдвоем.

Урок 2. Введение знаком «+», «–».

Урок 3. Самооценка, критерии, оценка.

Сутки четвертый

Урок 1. Отработка введенных ранее знаков «+», «–«, «Я», «Мы», «Хор».

Урок 2. Как нужно и не нужно спорить?

Урок 3. отработка и Диагностика различных параметров оценки.

Сутки пятый

Урок 1. Введение символа «Вопрос».

Урок 2. Обстановка неизвестного правила.

Урок 3. Оценка. Неспециализированная работа как сумма личных.

Сутки шестой

Урок 1. Ясно ли мы говорим? Средства организации дискуссии.

Урок 2. Групповые задания с неизвестными правилами.

Урок 3. Адресованность, понятность сообщения.

Сутки седьмой

Урок 1. Адресованность действия при групповом сотрудничестве.

Урок 2. Ловушка как элемент учительской диагностики.

Урок 3. Развитие линии оценки: оригинальности и противопоставление правильности.

Сутки восьмой

Урок 1. Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний».

Урок 2. Совокупность недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к второму ученику либо группе.

Урок 3. Актуализация навыков содержательного сотрудничества, которяе отрабатывались ранее.

Сутки девятый

Урок 1. Повторы особенно успешных полюбившихся детям заданий и сюжетов.

Урок 2. Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

Урок 3. Отработка знаков, введённых ранее.

Сутки десятый

Урок 1. Актуализация навыков содержательного сотрудничества, которое отрабатывались ранее.

Урок 2. Праздник «Посвящение в ученики».

Урок 3.Праздник «Посвящение в ученики».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата № урока Тема
От пера до компьютера. Знакомство.
Поболтаем о отечественных именах. Введение символа «Я».
Режим дня школьника. Символ «Звонок». Схема класса.
Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса.
Введение символа «Хор», противопоставление его символу «Я».
Оценка. Введение метода оценки.
Изменение схемы класса. Введение символа «Мы». Парная форма работы. Взаимооценка.
Реакция на реплику. Введение знаков «+, -»
Самооценка, критерии, оценка.
Отработка введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР», «+», «-»
Столкновение точек зрения детей: «Как нужно и как не нужно спорить»
отработка и Диагностика различных параметров оценки.
Введение символа «Вопрос», его использование.
Обстановка неизвестного правила.
Оценка. Неспециализированная работа как сумма личных.
Ясно ли мы говорим? Средства организации дискуссии.
Групповые задания с неизвестными правилами.
Адресованность, понятность сообщения.
Адресованность действия при групповом сотрудничестве.
Ловушка как элемент учительской диагностики.
Развитие линии оценки: оригинальности и противопоставление правильности.
Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний».
Совокупность недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к второму ученику либо группе.
Актуализация навыков содержательного сотрудничества, которое отрабатывались ранее.
Повторы особенно успешных полюбившихся детям заданий и сюжетов.
Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
Отработка знаков, введённых ранее.
Актуализация навыков содержательного сотрудничества, которое отрабатывались ранее.
Праздник «Посвящение в ученики».
Праздник «Посвящение в ученики».

В первые дни нахождения ребенка в школе нужно продемонстрировать отличие учения от игры.

Процесс учения владеет рядом показателей:

§ контролируемость (учебное пространство обучающегося опосредованно либо конкретно постоянно находится в поле деятельности преподавателя);

§ временной регламент (учебная деятельность ученика постоянно определяется расписанием либо режимом дня. Регламентируется не только ее конец и начало, но и темп, и ритм);

§ заданность средств, способов действия (имеется действия, каковые преподаватель обязан указать ребенку для исполнения задания, имеется же задания, где ученик обязан осуществить выбор либо изобрести для себя новый метод действия);

§ результативность (каждая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД возможно и сам процесс «делания»);

§ оцениваемость (имеется деятельность, которая подлежит оцениванию, а имеется действия не предназначенные для оценки).

Программа курса «Введение в школьную судьбу»разрешает вырабатывать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Введение правил для обучающихся содействует формированию самоконтроля, саморегуляции; заданность средств ответа задачи разрешает вырабатывать планирование; правила сотрудничества со сверстниками, преподавателем с самим собой формируют коммуникативные действия.

С самого начала обучения вводятся личные формы работы. К таким формам относятся: работа с «черновиком», «стол – ассистент», «стол – заданий».

Обучение работе с «черновиком» начинается в первой четверти первого класса. Работа в «черновике» не предполагает передачу готовой техники («сперва решить на черновике»), а связано с организацией рефлексивного отношения обучающихся к собственной работе – пониманию уместности начальной тренировки. Каждая работа, так, делится на две функциональные части: подготовка (тренировка) и переписывания «начисто» задания для предъявления выполненного задания преподавателю либо сверстникам. Тренировочная часть работы проводится в отдельной тетради – «черновике» и никак не оценивается преподавателем, но в спорных обстановках (к примеру, допущение неточности при списывании) может учитываться преподавателем.

В ходе обучения обучающихся работе с «черновиком» выделяются этапы:

– на начальной стадии пример работы с черновиком показывается на доске. Доска делится на две части: «место и» доска «сомнений на оценку». Наряду с этим громадное внимание уделяется коллективному дискуссии детских сомнений. Так, совместно с преподавателем и другими обучающимися ребенок обучается видеть суть подготовки (к примеру, набросав, ответы на «доске сомнений» возможно их проанализировать, выбрать верный, исправить, зачеркнуть и пр.);

– на втором этапе работа переносится в тетрадь – «черновик», причем количество подготовительной работы значительно больше, чем на оценку, т.к. все варианты ответов и свои сомнения дети оформляют в «черновике»;

– на третьем этапе появляется новое отношение детей к собственной работе. Изменяется отношение между двумя частями работы: количество исполнения на оценку превышает количество тренировки. Сперва оформляется работа (либо часть работы) на оценку, а позже вызывающие большие сомнения места выполняются «на черновике». Такое изменение частей работы говорит о том, что дети знают место тренировки, т.е. при затруднениях ребенок самостоятельно выделяет содержание «черновика».

«Стол – ассистент», «стол заданий» предполагает организацию задания противопоставления задачи и предметного (средства). «Стол – ассистент» – это стол с карточками-ассистентами, схемами, таблицами, счетными палочками, мерками, моделями, справочной литературой и пр. Позднее появляются средства – «мешальщики», те каковые не являются средствами помощи, а напротив, уводят от исполнения задания (ответа задачи). Так, у обучающихся формируется (выращивается) такое воздействие как выбор средств. На «столе заданий» обучающиеся смогут себе выбрать дополнительные тренировочные задания, задания творческого характера, задания на смекалку, повышенной трудности, опережающие и пр. Такие задания формируют познавательный интерес, рвение к саморосту, качественному самоизменению.

Сначала прихода в школу ребенок обязан познакомиться с новой «философией оценки». Оценка должна быть ориентирована на индивидуальные успехи каждого конкретного ученика. Поддерживая хорошую неспециализированную самооценку ребенка, преподаватель обязан развивать свойство ребенка к конкретной оценке собственного учения. С целью этого разрабатываются правила «оценочной безопасности», каковые соблюдаются и преподавателем и обучающимися. Представим примерный перечень этих правил (перечень возможно продолжен):

§ не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, ухмылка и пр.);

§ хвалить исполнителя, осуждать лишь выполнение;

§ «на ложку дегтя – бочка меда»;

§ ставить перед ребенком лишь конкретные цели;

§ не ставить перед первоклассниками сходу более чем одну задачу;

§ формулировка «снова ты НЕ…» надёжный способ выращивания Неудачника»;

§ преподаватель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Параллельно с правилами «оценочной безопасности» в адаптационный период первоклассники обучаются приемам оценивания:

– обучение разумному оцениванию начинается с самооценочного суждения ребенка (в случае если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок или некритично принимает ее, или аффективно отвергает);

– оценка не должна быть глобальной (ребенку предлагается оценить различные нюансы собственной работы);

– самооценка ребенка обязана соотноситься с оценкой взрослого только в том месте, где имеется объективные параметры оценки, равняется необходимые и для преподавателя, и для ученика;

– в том месте, где оценивается уровень качества, не имеющее однозначный эталон-пример, любой человек в праве на собственное вывод (преподаватель обязан знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, не навязывая ни собственного мнения, ни мнения большинства).

в течении всего периода обучения в начальной школе «философия оценки» не изменяется. В следствии к концу начального этапа образования у детей формируются самооценки и действия самоконтроля.

Поддержать в детях уверенность в себе разрешает «доска достижений» либо график «мои успехи» в тетради контрольно-оценочной деятельности (на выбор преподавателя и обучающихся). Необходимо помнить, вся работа детей, заканчивающаяся созданием «материального продукта» обязана выставляться на общее обозрение согласно решению самого ребенка либо группы детей. Однако здесь существует опасность, которая содержится в возможности сравнения собственных работ. Предупреждением распрей, вызванных соперничеством, борьбой, требует от преподавателя особых упрочнений – принципиально важно научить детей оценивать работы собственные и чужие по общепринятым параметрам.

Особенная работа в адаптационный период проводится с родителями. Когда ребенок пришел в школу, то родитель получил новый статус – родитель первоклассника. База родительской позиции обязана заключаться в том, что дома не должна дублироваться школа. Главные задачи родителя заключаются в:

– эмоциональной помощи ребенка;

– организации большой самостоятельности собственных действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении);

– оказании помощи организации экспериментальной работы дома;

– проработке правил для обучающихся;

– оказании помощи выбора дополнительных образовательных одолжений (кружок, секция, факультатив и пр.).

Содержательная помощь со стороны своих родителей нежелательна. При происхождении у ребенка затруднений при исполнении домашних заданий (чтении, опыта, творческого задания и пр.), родители смогут оказать помощь сформулировать словесно проблему и зафиксировать ее в тетради.

В адаптационный период должна быть налажена связь между родителями и школой. Нужно проводить регулярную «школу для своих родителей», где систематично осуществляется обмен наблюдениями, впечатлениями по поводу действий ребенка.

«Карта знаний» по предмету – это намерено отведенное место в классе (представленное на странице ватмана, стенде), в тетради контрольно-оценочной деятельности, где в схематической форме фиксируются главные предметные области курса (первоначально – как направления либо задачи изучения, позднее – как открытие детьми метода действий, понятий).

Составленная классом «Карта знаний» по предмету оказывает помощь обучающимся сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, что нужен им для ответа учебно-практических задач, разрешает школьникам восстанавливать собственный личный путь перемещения в учебном предмете, разрешает делать предположения о вероятных предстоящих содержательных перемещениях.

Групповая работа. Сотрудничество «преподаватель – несколько совместно действующих детей» есть исходной формой учебного сотрудничества в начальной школе и употребляется преподавателем с самого начала прихода детей в школу.

Работа в группах организуется тогда, в то время, когда вероятен «интеллектуальный конфликт». Интеллектуальный конфликт разворачивается около несоответствия, разрешение которого в групповой дискуссии содействует поиску способов ответа задач, пониманию, принятию отысканного ответа. Действенным средством запуска дискуссии в группе являются задания-ловушки. Преподаватель наряду с этим не выступает как носитель единственно верной точки зрения, а как умелый ассистент, сотрудник по неспециализированной работе.

Типы «ловушек»:

§ разрешающие различать ориентацию ребенка на ориентацию и задачу на действия преподавателя;

§ разрешающие различать понятийную и житейскую логику;

§ задачи-ловушки не имеющие ответы.

§ Функции групповой работы:

§ эмоционально поддерживает каждого ученика;

§ продуцирует мышление ученика;

§ удерживает внимание ученика;

§ позволяет каждому попытаться собственные силы в ситуации, где нет внимания авторитета и давящего учителя всего класса;

§ закладывает базу умения обучаться (постановка цели, планирование совместных действий, контроль, оценка);

§ обучает методам организации;

§ вовлекает детей в содержательное обучение;

§ сочетает воспитание и обучение.

Условия действенной организации групповой работы:

§ подбираются задачи, требующие дискуссии различных точек зрения;

§ организуется особое обучение детей умениям коллективного группового взаимодействия и обсуждения задачи;

§ предварительно проводится работа по уяснению детьми задачи, метода работы, формы предъявления результата перед тем, как будет сообщено «а сейчас групповая работа».

Работа в группах формируется неспешно в течение первых двух лет обучения.

Этапы работы в группе:

§ фиксация вопроса задачи (в символической либо знаковой форме) и неоднократное возвращение к нему на протяжении поиска ответа;

§ анализ условия задачи;

§ фиксация различных точек зрения по ходу ответа задачи на бумаге (в виде схемы, слова, протокола);

§ подготовка выступления от группы с рассказом о ходе дискуссии и перечислением доводов в пользу той либо другой точки зрения.

Типы группового сотрудничества:

1. самый простой тип группового сотрудничества, где любой участник высказывает как возможно больше идей о том, как решить задачу, после этого обсуждается пригодность высказываний и подготавливается ответ от группы.

2. В более сложно устроенном сотрудничестве между детьми распределены различные точки зрения на обсуждаемое несоответствие. К примеру, одна пара в группе разглядывает одно понятие (метод действия), вторая пара – второе. В этом сотрудничестве происходит окончательное уяснение разглядываемых понятий (способов действий).

3. Ролевое сотрудничество. Между учениками группы распределяются роли, к примеру: исполнитель, контролирующий, экспериментатор, контролер, протоколист.

Материальное обеспечение курса

1. Алфавит

2. Бланки для графического диктанта

3. Бланки для работы с «лабиринтом»

4. Бланки задания «Стрельба по мишеням»

5. Визиткой

6. Книга «хроника»

7. Колокольчик

8. Страницы с заданием «Езда по дорожкам» (по числу детей)

9. Страницы с заданиями (по числу групп)

10. Страницы с образцами и разметкой

11. Комплекты фигур

12. Комплекты деталей одежды

13. Ордена

14. Замысел местности

15. Полосы цветной бумаги, кружки белой бумаги

16. Разные куклы, мягкие игрушки

17. Разнообразные сюжетные картины

18. Картинки с оптическими иллюзиями

19. Схема времени

20. Схема класса

21. Чертеж домиков

Американская армия-7. Материальное и второе обеспечение солдата США


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: