Медицинские понятия и терминологии

Любое речевое нарушение имеет собственную обстоятельство происхождения (биологическую либо социально-психологическую, физиологическую либо патологическую, эндогенную либо экзогенную) и механизм образования (периферический либо центральный, функциональный либо органический). Строение органов речи и их функционирование входят в понятие целостного соматического и психологического здоровья человека.

Обстоятельства и механизмы речевых расстройств не смогут рассматриваться изолированно, вне понимания организма человека (его совокупностей, органов, тканей) как единого целого, как целостной саморегулирующейся совокупности, со собственными возрастными критическими периэтапами и одами психомоторного и речевого развития. Понятие целостности здорового организма распространяется и на понятие заболевания как больного организма, с нарушением его функций и структур.

Из этого появляется необходимость широкой ориентации логопеда в медицинских знаниях, представлениях и понятиях (и, следовательно, в овладении соответствующей медицинской терминологией)из области физиологии человека и возрастной анатомии, невропатологии, психопатологии, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, генетики и др.

И в этом отношении неспециализированные знания по физиологии и возрастной анатомии человекаоказываются основополагающими для образования последующих конкретных представлений об анатомии, физиологии и патологиинервной анализаторов и системы, принимающих яркое участие в образовании речи: слухового, зрительного и, фактически, рече-двигательного (дыхания, голоса, артикуляции).

Знание баз невропатологии, нейрофизиологии, психопатологиипредполагает образование конкретных понятий и представлений.

¦ о строении нервной совокупности: ее центральной части (головного и спинного мозга, громадных полушарий, подкорковых образований и коры и т. д.), периферической нервной совокупности (черепно-мозговых нервах, нервной клетки) и вегетативной нервной совокупности;

¦ о функциях нервной совокупности: трофической и нейрогуморальной, рефлекторной и высшей нервной I деятельности, высших корковых функциях;

¦ о неврологических и психологических заболеваниях и состояниях, их синдромах и симптомах: олигофрении, парезах и гемипарезах, церебральном параличе, психозах, неврозах, психопатиях, реактивных состояниях, эпилепсии, шизофрении и др.;

¦ о речевых расстройствах, которые связаны с нарушениями ЦНС, с неврологическими и психологическими болезнями: алалии, афазии, дизартрии, заикании, афонии, фонастении, аграфии, алексии и др. Знание баз оториноларингологииделает возможным создать представление о речи органов и патологии слуха и предполагает образование конкретных понятий и представлений:

¦ о строении периферической и центральной частей слухового анализатора:наружного, среднего и внутреннего уха, проводящих коркового конца и путей (височные доли) слухового анализатора;

¦ об их функциях: звуковоспринимающей, звукопроводящей и основообразующей для развития устной речи;

¦ об состояниях слуха и ушных болезнях: невритах, отитах, заразах, аномалиях и воспалениях строения органа слуха, частичной либо полной утрата слуха;

¦ о влиянии заболеваний органа слуха на развитие и состояние устной речи: немота, задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения речи;

¦ о функциях и строении периферической и центральной (лобные доли) частей речедвигательного анализатора:дыхания (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и мускулы грудобрюшной совокупности), голоса (глотка, гортань, мышцы и голосовые складки, ротовая и носовая полости-резонаторы); артикуляции (ротовая и носовая полости, подвижные части артикуляционного аппарата: нижняя челюсть, губы, язык, увулярный и мягкое небо отросток);

¦ о аномалиях и болезнях в строении: носа (аномалии и повреждения, хронический насморк, полипы, озена); неба (расщелины и рта губы, недостатки языка (микро- и макроглоссии), укорочение уздечки языка, недостатки зубочелюстной совокупности: про-гнатии, прогении, открытый прикус и др.); гортани (острый и хронический ларингит, фальшивый круп, узелки, фиброма, папилломы гортани); глотки (руб-цовые деформации, ангины, хронический тонзиллит, аденоиды, гипертрофия небных миндалин, фиброма носоглотки, паралич мягкого неба);

¦ о расстройствах речи, которые связаны с аномалиями и болезнями речедвигательного анализатора: органические и функциональные дислалии, открытые и закрытые ринолалии, ринофонии, дисфонии, обращение ларингоэктомированных.

Знание баз офтальмологии предполагает образование понятий и конкретных представлений:

¦ о строении периферической и центральной (затылочная область) частей зрительного анализатора: глазного яблока (оболочки, склеры, роговой оболочки, сосудистого и увеального тракта, радужки, сетчатки, хрусталика, стекловидного тела, внутриглазной жидкости, зрительного нерва), глазницы и век;

¦ о функциях и свойствах: аккомодации и рефракции, центральном, периферическом и бинокулярном зрении, цвето- и светоощущении и основообразующей роли в формировании письменной речи;

¦ о состояниях зрения и глазных болезнях: параличе и спазме, аккомодации, астенопии, гиперметропии и миопии, астигматизме, микро- и анофтальме, воспалительных болезнях и механических повреждениях, конъюнктивитах, увеитах, катаракте, глаукоме, афакии и амблиопии, отслоении сетчатки, ретинобластоме, атрофии зрительного нерва, нистагме, косоглазии, слепоте, остаточном зрении и слабовидении;

¦ о влиянии аномалий и болезней органа зрения на формирование письменной речи: задержки формирования письма и чтения, дислексии, алексии, дисграфии, аграфии.

В целом же медицинские знания, понятия и представления о различных заболеваниях, состояниях и аномалиях дополняются еще сведениями о некоторых лечебных, мероприятиях по их профилактике и преодолению и о соответствующих больницах.

Напоследок направляться обратить внимание на то, что совмещение лингвистических и клинических характеристик нарушенной речи, т. е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недостатках устной речи, письма и чтения) с медицинскими понятиями о их порождении (физиологическом либо патологическом), локализации (периферической либо центральной) и характере (органическом либо функциональном) — помогает неспециализированной базой для логопедической классификации речевых расстройств (см. отечественную таблицу).

Медицинские термины для простого человека. Агглютинация. Сатурация. Обнубиляция.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: