Механизмы социального познания.

Социальная рефлексия.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, что есть объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, каковые я приобретаю и обрабатываю. Я принимаю его кроме этого как субъекта, принимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, осознающего меня… Я не только ввожу его в собственный внутренний мир… но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто со своей стороны вводит меня в собственный внутренний мир». Представление о том, что думают обо мне другие, — принципиальный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Аттракция.

В данном контексте данный термин свидетельствует механизм понимания партнера по общению на базе глубокого эмоции к нему. Причем не имеет значения, какого именно символа это чувство: легче осознать врага и друга, чем чужого и чуждого вам человека. Аттракция не гарантирует формирования «объективного» взора на человека, она дает познание его эмоций, состояний, представлений о жизни. Не смотря на то, что, с позиций А. Маслоу, аттракция — это путь к объективности: «… восприятие любящего человека… разрешает любящему так тонко ощущать объект собственной любви, так полно познать его, очень не сможет тот, кто не обожает». Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта любви. В случае если принимаешь человека таким, какой он имеется, считает превосходный психолог-гуманист, значит, ты объективен в собственных оценках.

Иллюзорные корреляции.

Увы, люди склонны придавать важное значение одним факторам, совсем игнорируя другие, не меньше значимые. «…Сущее будет для них таковым, каким они его будут вычислять» (Анаксагор). Иллюзорные корреляции появляются у человека в силу прошлого опыта, домашних сценариев, опытных либо иных стереотипов, возраста, пола… Обстоятельств большое количество, итог один: искаженное восприятие некоей социальной ситуации и действующих в ней людей.

Неточность фальшивого согласия.

Принцип несложен: в случае если второй поступает так же, как поступил бы я в данной обстановке, — его поведение нормально, в случае если склонен к противоположным реакциям — что-то с ним самим не то, по всей видимости, какие-то личностные изюминки. Неточность фальшивого согласия проявляется и в тех случаях, в то время, когда в поступки другого человека вкладываются личные смыслы: если бы я так поступал, то лишь по какой-либо причине.

Стереотипизация.

Стереотип — это устойчивый образ либо устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, характерное представителям той либо другой социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о принимаемом человеке на базе выработанных группой стереотипов.

Различные социальные группы, настоящие (нация) либо совершенные (опытная несколько) производят стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это в полной мере логично, поскольку стереотипизация — нужный и нужный инструмент социального познания мира. Он разрешает скоро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.

Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными обстановками. В каждой конкретной ситуации тот либо другой образ прекрасно делал вышеперечисленные функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная обстановка входящих и жизни группы в нее людей изменяется существенно стремительнее, чем порожденные ими стереотипы. В следствии стереотип начинает жить собственной судьбой, воздействуя на развитие взаимоотношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.

При собственном рождении групповые стереотипы довольно часто проходят стадию, связанную с закономерностью формирования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Конкретно, сначала как раз вторая несколько (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественную определенность. Собственная же несколько дословно определяется как «та, которая не…», другими словами через отрицание. Только позднее появляются личные качества, не обязательно выстроенные по принципу «напротив».

Идентификация.

Идентификация — уподобление себя второму. Это попытка осознать состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». Наряду с этим неизбежен пускай временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, привычки и вкусы. Человек ведет себя так, как, согласно его точке зрения, строил бы в данной обстановке собственный поведение данный человек. Идентификация имеет особенное личностное значение на определенном этапе развития, значительно чаще в старшем подростковом либо юношеском возрасте, в то время, когда она во многом определяет темперамент взаимоотношений между юношей и значимыми для него взрослыми либо сверстниками (к примеру, отношение к кумиру).

Социальная психология. Лекция 2.1. Механизмы социального познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: