Место социологии среди наук, познающих общество.

Перечень тем учебного курса по социологии

1. Предмет социологии…………………………………………………С. 4

2. История социологической мысли………………………………….С. 13

3. Теоретическая и эмпирическая социология……………………С. 24

4. Социальная структура общества…………………………………С. 42

5. Социология трудовых форм социальной судьбе………………С. 55

6. Социология труда…………………………………………………….С. 62

7. Социология бытодосуговых форм социальной судьбе…………С. 72

8. Гендерсоциология…………………………………………………….С. 77

9. Социология семьи…………………………………………………….С. 86

10. Этносоциология…………………………………………………….С. 94

11. Топосоциология……………………………………………………С. 102

12. Социология личности……………………………………………С. 110

13. Социальная культура……………………………………………C. 119

14. Социология экономической судьбе……………………………..C.126

15. Социология политике………………………………С. 134

16. Социология духовной судьбы……………………………………С. 140

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Наука, изучающая социальную судьбу общества.

структура и Методы социологии, её функции.

Место социологии среди наук, познающих общество.

1 О чем социология, что она изучает, в чем специфика социологического знания? Ответы на эти и родные им вопросы даются самые различные и зависят они, в первую очередь от того, что понимается наряду с этим под предметом и объектом данной науки.

Объект – это то, познанием чего занимается конкретная наука в реальности; предмет – это добытое учеными знание об изучаемом объекте[1], причем владеющее его теоретическим осмыслением, дающее представление о закономерностях развития и функционирования объекта. Следовательно, объект существует независимо от сознания познающего, т.е. объективно, а предмет только в его сознании, т.е. субъективно. Но таковой трактовки их не хватает. Принципиально важно отметить да и то, что объект вместе с тем субъективен, поскольку границы того, что изучается, определяются учеными, зависят от применяемых ими средств и методов познания. Предмет же по содержанию собственных знаний вместе с тем объективен. В противном случае он не будет отвечать собственному назначению – давать подлинные (либо максимально приближенные к ним) знания об объекте.

В литературе по социологии обширно распространено вывод, что объектом ее познания есть общество, которое часто рассматривается и в качестве предмета данной науки. Наряду с этим понятие «объект» или не употребляется, или применятся в том же смысле, что и понятие «предмет». В это же время объектом познания социологии есть не всё общество, а лишь социальная судьба, т.е. одна из главных форм судьбы людей, наровне с экономической, политической и духовно-идеологической их судьбой. Существование социальной судьбе признаётся в науке многими, но часть учёных отождествляет её с судьбой всего общества, считает, что отличия между терминами «социальный» и «публичный» нет.

Качественная изюминка социальной судьбе, на отечественный взор, пребывает в том, что она есть первоосновой всех других форм судьбы общества – при помощи её оно функционирует. Это вытекает из того, что социальная судьба существует в таких её разновидностях, как гендерная, этническая, домашняя, трудовая и др., каковые изначальны в истории и являются базисными для общества на а каждой ступени его исторической эволюции. Социальная судьба людей вероятна только в связи с использованием и производством материальных и духовных сокровищ. Это ещё одна наиболее значимая сторона общества.

Для социальной жизни характерно то, что она есть общей – нет людей, каковые не принимали участие бы в ней; субстантивной, отвечающей сути человека и родовой природе; первичной – люди занимаются ею в первую очередь, она для них имеет большее значение, чем другие формы судьбы. Экономическую, политическую и духовную жизнь люди ведут только в связи с социальной, а не наоборот. Самоценной, имеющей для людей независимое значение; императивной, необходимой для них, которой они, так сообщить, вынуждены, как людские существа, заниматься.

Это показывает на то, что социальная судьба занимает особенное место в обществе и играется в нём своеобразную роль, что ее нельзя рассматривать равноценной вторым формам судьбы общества[2].

Нужно иметь в виду и ту особенность социальной судьбе, что все образующие её разновидности (этническая, домашняя, трудовая и т.д.) есть локальными– в каждой из них участвуют только одноименные общности людей. В то время как экономическая, политическая, духовно-идеологическая формы судьбы общества являются социетальными, общими – в них участвуют все социальные общности. Исходя из этого они довольно часто предстают синтезированными, как социально-экономические, социально-политические, социально-процессы и идеологические явления.

Со времени появления экономической, политической, идеологической жизни, процесс социального развития, т.е. совершенствования социальной судьбе, шёл не обособленно, а в неразрывной связи с ними. В современном обществе социетальные формы судьбы оказывают сильное влияние на все разновидности социальной судьбе, каковые по данной причине существуют в нем не в собственном первозданном, а в обусловленном ими виде. В таком состоянии социальные явления и выступают объектами познания социологической науки.

Главными субъектами социальной судьбе являются социальныеобщности. Это самые характерные объединения людей всех её разновидностей. Их упрочнениями изменяется социальная судьба, с их участием происходят все процессы и социальные явления. Социальная судьба осуществляется людьми как деятельность, в то время, когда ими что-то преобразуется, созидается, познаётся, и как взаимоотношения, в то время, когда они вступают между собой в контакты, в основном вербальные (речевые).

направляться выделить, что социология имеет дело с людьми, их взаимоотношениями, каковые субъектно-субъектны (S-S’) и деятельностью, которая субъектно-объектна (SO). Исходя из этого социология в последней изучает только субъектную её сторону, ограничиваясь выяснением того, кто осуществляет деятельность, зависимость её от его социальных изюминок. Объектную сторону каждой деятельности, характеризующуюся лишь ей свойственной разработкой, т.е. зависимым от объекта методом чего-то делания, изучают опытные науки.

взаимоотношения и Деятельность в рамках определенных социальных групп смогут быть упорядоченными и регламентированными – подчинены ответу каких-то задач, осуществляться на базе принятых в них норм и правил. Традиционно существующие устойчивые виды таких деятельностно-интеракционных групп носят название социальных университетов (семья, школа, предприятие).

Таковы главные сведения о социальной жизни, разрешающие сформулировать предмет изучающей её науки. Социология занимается познанием социальной судьбе как основополагающей формы бытия людей, в которой в громаднейшей степени выражается их сущность.

Социология имеет отношение к познанию и всего общества, но изучает его, во-первых, не во всем количестве и, во-вторых, только с позиций социальной судьбе, с позиции данной формы судьбы общества. Без указания на это социологическая наука утрачивает собственную самобытность, собственную дисциплинарную сущность.

В социологии имеется собственный язык. Это категории и понятия, благодаря которым описываются и разъясняются изучаемые явления и социальные процессы. Особенность их в том, что, имея прилагательное «социальный (-ое», -ая») (к примеру, социальное взаимоотношение, социальная мобильность), они обозначают в первую очередь то, что относится к социальной судьбе. Исходя из этого их нельзя подменять понятиями, обозначающими явления социетальных форм судьбы. В этом случае происходит потеря социальной судьбой собственной специфики.

2 Предмет тесно связан с способами, поскольку результат применения в познании социального объекта определенных методологических приёмов и принципов. В них в значительной мере взяли воплощение теоретические представления о социальной жизни. Такова диалектическая сообщение ее метода и теории социологии. Ключевыми принципами социологического познания являются: 1) системный подход к познанию социальной судьбе; 2) рассмотрение ее в связи с социетальными формами судьбы; 3) акцентирование внимания на субъектной стороне социальной судьбе, на том, что обусловлено изюминками участвующих в ней социальных субъектов. Эти правила социологического анализа используются в теоретическом познании социальной судьбе и в качестве методологического основания ее эмпирических изучений. В последних употребляются кроме этого технологии изучения и специальные приёмы явлений социальной судьбе.

Социология сложная по составу знаний о социальной жизни и задачам, решаемым в связи с её познанием, наука. В социологии выделяют онтологическую, эпистемологическую и праксиологическую части. Любая из них имеет собственный назначение, решает определенные задачи, связана с применением собственных знаний. Онтология занимается изучением того, что такое социальная судьба, в чем состоят изюминке ее как формы людской бытия. Эпистемология употребляется в качестве инструмента познания социальной судьбе, показывает на свойственные социологической науке изюминки ее постижения. Праксиология занимается осмыслением социальной судьбе с позиций действенности её осуществления.

Социальная судьба не однообразна, а разнолика, она подразделяется в связи с различиями осуществляющих её субъектов. Ими являются отдельные индивиды (правильнее, социусы), общности и социумы – самые крупные социальные образования, включающие в себя общности всех разновидностей социальной судьбе. Социальная судьба отдельных социумов и людей отличается от той, какую ведут социальные общности. Социальная судьба индивидов есть самый частным её проявлением, а социальная судьба социумов – наиболее общим. Теоретическое осознание этого отыскало отражение в понимании уровней социальной судьбе.

Их три: микро, мезо и макро уровни. На первом из них социальная судьба осуществляется отдельными индивидами, преследующими в основном индивидуальные интересы, а на втором и третьем ими в составе общности либо социума, преследуя, в первую очередь, их интересы. Три уровня характеризуют три вида процессов протекания социальной судьбе.

Социология разделяется на теоретическую и эмпирическую, применяющих способы умозрительного и описательного (замечаемого) познания. Объектом изучения первой есть социальная судьба, а второй – всё общество. Вследствие этого возможно дать согласие, что социология в данной собственной части (как эмпирическая социология) есть публичной наукой. По существу имеются две социологические науки: первая из них занимается изучением социальной судьбе, вторая к тому же и другими частями общества. направляться уточнить: при помощи эмпирической социологии в обществе исследуются только те взаимоотношения и деятельность людей, каковые осуществляются с их социальными изюминками. Делаемые ими экономическая, политическая, идеологическая деятельности познаётся экономикой, политологией, науками, изучающими духовную жизнь общества.

Теоретическая социология подразделяется на неспециализированную и частные, на познающую сущность социальной судьбе, закономерности её развития и функционирования, и на изучающие специфику каждой разновидности социальной судьбе, особенности её проявления. Частные теории являются теоретическим осмыслением результатов конкретно-социологических изучений, в них употребляются способы теоретического и эмпирического познания. Социология складывается из фундаментальной и прикладной, связанных как с ответом теоретико-методологических задач, так и неприятностей, имеющих практическое значение.

Неспециализированная и частные социологические теории результат рационального осмысления социальной судьбе. Эмпирическая социология – результатом ее умелых социологических изучений. Все уровни социологического знания связаны между собой. Добытая при помощи эмпирических изучений первичная социологическая информация является материалом для частных и неспециализированных социологических обобщений. Эмпирические изучения осуществляются на базе изложенных в общей и частных социологических теориях концептуальных и методологических положений. Эмпирическая социология исследует в основном существующую социальную судьбу. Посредством социологических теорий изучается кроме этого ее история и тенденции.

Социологическая наука делает определенные функции. В них находит выражение ее назначение, то, какие конкретно задачи она призвана решать. Функции тесно связаны с фундаментальной и прикладной частями социологии. Первая делает функцию совершенствования методики познания социальной судьбе. Вторая – функции использования на практике социологических знаний, которые связаны с социальным проектированием – с выработкой рекомендаций по формированию тех либо социальных групп и иных общностей, с ответом существующих в них неприятностей. Обе структурные части социологической науки имеют отношение к исполнению функций теоретического и эмпирического познания социальной судьбе, ее законов функционирования и конкретных проявлений и развития, к функции социального прогнозирования – научного обоснования возможностей трансформации социальной судьбе.

Социология – это наука, ее основная задача пребывает в том, дабы познавать и растолковывать явления и процессы социальной судьбе, т.е. получать понимания того, что они собой воображают, каковы обстоятельства, определяющие их особенности. Исходя из этого социальное знание должно быть объективным, в нем не должно выражаться отношения познающего к изучаемому им объекту, даваться ему оценки. Но добиться этого непросто: мешают идейные и симпатии учёного и политические взгляды, каковые являются следствием его определенной публичной позиции. Самый открыто они находят довольно часто выражение в интерпретациях результатов социологических изучений.

Принципиально важно кроме этого, дабы добытые социологами знания были социологичными. Это обеспечивается, как минимум, обращением социологии к изучению социальной судьбе в интерпретации, сформулированной в предмете данной науки; применением социологического способа познания; описанием исследуемых процессов и явлений языком социологических понятий.

Социологическое сознание предполагает умение индивида видеть в повседневной судьбе в первую очередь все то, что относится к социальной действительности с позиций личности, т.е. с позиций той социальной общности (группы), к которой она в собственности. Характерной изюминкой социального сознания есть социологическое воображение – соотношение себя с социальной действительностью, погружение себя в неё, и тем самым, рассмотрение личного в контексте публичного, в связи с существующими социальными ролями, университетами, структурой.

Социология не есть правильной наукой. Это обусловлено тем, что открываемые ею законы существуют в действиях социальных субъектов, имеющих различные интересы, преследующих часто противоположные цели, тем самым вносящих важные коррективы в действия социальных законов, в движение обусловленных ими социальных процессов. Исходя из этого социальные законы относятся к классу стохастических (вероятностных), определяющих не столько неизбежность тех либо иных изменений и социальных процессов, сколько их тенденции.

В социологии громадное место отводится изучению: 1) социальной структуры общества; 2) сотрудничества социальных субъектов между собой; 3) сотрудничества социальных субъектов с окружающей средой и 4) социальных университетов. Соответственно стратификации: 1) населения и проблемы структуризации; 2) социальных интеракций; 3) институциональных форм и 4) социальной экологии социальной судьбе образуют главные предметные поля социологической науки, являются ее базисными разделами.

Все явления и процессы социальной судьбе, все социальные субъекты, университеты являются фактамисоциологической науки. Принципиально важно выделить, что социология изучает не только социальную судьбу, но да и то, как она отражается в сознании людей, т.е. их знание о ней. Причем эта информация кроме этого является объектом социологического изучения – ее обобщения и анализа, которое занимает в данной науке чуть ли не позицию лидера. Взоры (рассуждения) опрощеных – людей, отвечающих на вопросы социологов, — само собой разумеется, субъективны. Но в собственной массе, в следствии их обобщения и усреднения они предстают как объективные. Это разрешает разглядывать их как факты, ничем не отличающиеся от фактов настоящей судьбе.

направляться отметить несовпадение социологии как науки и как учебной дисциплины. Первая существенно шире по количеству социологических знаний, дает самое полное и глубокое представление о социальной жизни, включает в себя и такие сведения о ней, каковые еще не взяли признания всех ученых. Для учебной дисциплины характерно упрощенное изложение сведений о социальной жизни, ограниченное применение понятий социологической науки, ее тезауруса (дисциплинарного словаря). К тому же учебное изложение социологии имеет собственную логику, в громадной степени отвечающую методическим требованиям ее изучения.

3 Социологию значительно чаще относят к публичным наукам, исходя из того, что объектом ее познания считается все общество. Причисляют ее, в особенности сейчас, и к гуманитарным наукам. Это разъясняется возросшим вниманием в социологии к проблемам человека. Особенность же социологии в том, что она занимается изучением социальной судьбе людей, их социальных сотрудничеств. Причем, и на уровне общества и на уровне личности. Это даёт основание сказать об интегративности знания, добываемого социологией.

Социология связана со многими науками, в первую очередь изучающими общество – с социальной философией, экономической теорией, историей, политологией, психологией, этнографией, экологией, демографией, фамилистикой. Связана она и с этими науками как статистика, систематика, математика. Социология применяет фактический материал вторых наук, опирается на их теоретические положения для объяснения изучаемых ею социальных процессов.

Отметим значение для социологии некоторых наук. Социальная философия занимается созданием методологии и теории познания общества, а также социальной судьбе; история разбирает прошлое, выясняет закономерности и тенденции развития общества, имеющие отношение и к происходящим в нем социальным процессам; экономическая теория упор делает на изучение сотрудничеств людей по поводу собственности, каковые оказывают определяющее влияние на все формы судьбы; политология акцентирует внимание на изучении сотрудничества людей по поводу власти, каковые имеют отношение к социальной судьбе; социальная психология занимается изучением массового и группового сознания людей, проявляющегося, например, в различных формах социального поведения.

Социология собственной эмпирической частью занимается изучением социальных субъектов, участвующих во всех формах публичной судьбе. Это говорит о связующей, интегрирующей роли социологического знания, дает основание сказать об особенном – центральном положении ее среди познающих общество наук.

Главные понятия темы:

Объект социологии. Предмет социологии. Социальная судьба общества. общности и Разновидности социальной судьбе. процессы и Социальные явления. Социальные действия. Социальные университеты. Способы социологической науки. знание и Социологическое познание. Социальный факт. Строение социологии: неспециализированная и частные социологические теории, эмпирическая и прикладная. Онтологическая, эпистемологическая, праксиологическая части социологии. Функции социологии: методологическая, познавательная, прогностическая, проектировочная, практические.

Схема № 1.

Объект Предмет

социологии социологии

Социальная Знание о

жизнь социальной

общества судьбы общества

То, что изучает То, что социология

социология знает о социальной жизни

Схема № 2.

СЖ

Структура общества

СЖ – социальная судьба

ПЖ
ИЖ

ЭЖ – экономическая судьба

ПЖ – политическая судьба

ДЖ – духовная жизнь

ЭЖ

Таблица № 1. состав и Уровни социологической науки

Ангажированная социология — Виктор Вахштайн


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: