Место современной психологии в системе наук и ее структура.

предмет и Объект психологии. История развития психологии как науки.

С старейших времен потребности публичной судьбе заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались кое-какие психотерапевтические нюансы, из которых решались или в плане идеализма, или в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур осознавали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, небольших и самые подвижных атомов.

Платон — Родоначальником идеализма явился Платон. Он поделил всех людей по преимущественным качествам — разум, мужество, желание. Все руководящие органы — владеют разумом войны — мужеством, рабы — желанием. Платон есть родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон осознавал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, перед тем как попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два независимых и антагонистических начала, положила базу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель — Продолжателем дела Платона был Аристотель. Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в базе мира два свободных начала — материю и дух), но и есть родоначальником материализма (направление, утверждающее вторичность сознания и первичность материи, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пробовал поставить психологию на землю медицины. Но всецело растолковать поведение человека лишь через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как необычную область знания и в первый раз выдвинул идею неразделимости живого тела и души. Труды Аристотеля, других философов и Платона легли в базу работ философов средних столетий 17 в. — это отправная точка от материализма философии. История психологии как экспериментальной науки начинается во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века в основанной германским психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психотерапевтической лаборатории. Скоро, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в Российской Федерации. Узнаваемый психолог финиша XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сообщить о психологии весьма коротко и совершенно верно — у психологии огромная предыстория и весьма маленькая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, что ознаменовался отходом от философии, сближением с организацией и естественными науками собственного экспериментального способа. Это случилось в последней четверти XIX в., но истоки психологии теряются в глубине столетий. Рене де Карт — биолог, доктор, философ. Открыл совокупность координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но растолковать поведение организма до конца не смог и исходя из этого остался на позиции дуализма. Поделить внутренний мир человека от его внутренних органов было весьма не легко. Создались предпосылки идеализма. Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в коммунистический исторический период. Сущность данного понимания психики возможно свети к четырем словам, формальное авторство которых в собственности В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

объектом исследования приложения и Объектом психологии психотерапевтических знаний есть человек. Объектом применения и познания знаний неспециализированной психологии есть здоровый человек. Объектом изучения клинической психологии и применения ее знаний есть больной человек.Что же воображает на данный момент та совокупность знаний, каковые воображают предмет психотерапевтической науки? Это психика животных и человека, включающая в себя разные субъективные (либо психологические) явления. Одни из них человек применяет, дабы познать мир и самого себя в нем. Исходя из этого их именуют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) чувство; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) обращение.

Место современной психологии в совокупности наук и ее структура.

Место психологии в совокупности наук Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но так же еще объяснение их их развития и возникновения. Естественные науки. Прямую сообщение психологии с естественными науками, тяжело не подметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психотерапевтические и физиологические процессы. Это крайне важно, потому, что психотерапевтические процессы влияют на физиологические процессы и напротив. Так совмещая знания двух наук, возможно распознать заболевания на ранних стадиях и подобающим образом на них воздействовать. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко выяснен. Социальные науки. Такие науки как социология и психология, тесно связаны. Так к примеру в психологии употребляется, чисто социологические способы, такие как анкетирование и опрос. Кроме этого, психология и социология пользуются однообразными научными концепциями. Не считая социологии, в психологии употребляются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря психологии и слиянию истории, показалась теория культурно исторического развития. Философские науки. С философскими науками психология весьма тесно связана. Психология, лишь в девятнадцатом веке выделилась из философии в отдельную науку, но как и раньше с ней связана. философия и Психология на данный момент изучает одинаковые научные неприятности. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки догадок, психология пользуется экспериментальными способами. Но существует последовательность вопрос, каковые нереально проверить экспериментальным методом, исходя из этого психология обращается за помощью в философию. Статус психологии в совокупности наук На данный момент ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые считают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и пара наукой. Так как в ней, до сих пор не случилось четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.

Структура психологии как науки. Психология на современном уровне развития представляет собой очень разветвленную совокупность научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают неспециализированные неприятности и изучают неспециализированные закономерности психики, проявляющиеся у людей независимо оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «неспециализированная психология».

Неспециализированная психология исследует индивида, выделяя в нем психологические личность и познавательные процессы. Психология познавательных процессов изучает такие психологические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, обращение. В психологии личности исследуется психологическая психические свойства и структура личности личности, определяющие дела и поступки человека.Прикладные отрасли включает в себя множество особых психотерапевтических дисциплин, находящихся на различных ступенях формирования, которые связаны с разными областями деятельности и человеческой жизни.

3. Способы изучения в психологии.Каждая наука, среди них и психология, представляет собой в первую очередь изучение. А в последнем, как мы знаем, определяющим причиной становятся способы, другими словами те методы, при помощи которых познается предмет, изучаемый наукой. Классификация способов изучения в психологии может иметь множество параметров. Но основной из них – это специфичность серии способов довольно вторых наук. Общенаучные способы изучения в психологии Диалектика. Способ, заключающийся в изучении всех предметов и процессов с учетом динамичности их состояния. Он предполагает, что психика конкретного субъекта является результатом совокупности как долгого развития всего человечества с его архетипами, так и личного опыта личности. Системность. Подразумевается, что все элементы изучаемого предмета, в этом случае психики, нужно разглядывать целостно, потому, что все они тесно взаимосвязаны. Фальсифицируемость. Способ, основанный на том, что каждая научная теория обязана подлежать проверке, и в следствии быть или опровергнутой, или принятой. Примечательно, что сам создатель концепции (Карл Поппер) в качестве не фальсифицируемой теории приводил пример психоанализа Фрейда, потому, что с его позиций возможно растолковать любое поведение человека, но верность объяснений никак нельзя проверить экспериментально. Своеобразные способы изучения в психологии они характеризуются конкретной направленностью на решение задач одной науки. Они характеризуются конкретной направленностью на решение задач одной науки. Таких способов, в неспециализированном-то, очень много, но самые важными выступают следующие. Не экспериментальные способы изучения в психологии Наблюдение. Фактически, это — систематичная фиксация внешнего проявления психологических процессов индивидуума. Употребляется как для анализа характера динамики поведения индивидуума при трансформации внешних условия, так и для анализа поведения разных объектов в однообразных условиях, благодаря чего выявляются характерные изюминки. Наблюдение, в зависимости от собственного характера возможно внутренним (особенная форма наблюдения, которая направлена, в первую очередь, на самого себя), внешним (самый распространенная форма наблюдения, соответственно, направленного на другую личность), разовым и систематическим. Кстати, это очень обширно используемые способы изучения в педагогической психологии — при работе с детьми. Вместе с наблюдением употребляются и другие приемы, дающие комплексный итог: Опрос. Беседа. Анкетирование. Экспериментальные способы изучения в психологии фактически, опыт также является наблюдением , но оно проводится в определенных, созданных намерено условиях. Опыт возможно лабораторным и естественным. Лабораторный. В этом случае, в большинстве случаев, предполагается намеренное вмешательство в создание и поведение человека определенных условий. К примеру, к этому виду деятельности смогут прибегать, в то время, когда нужно изучить какой-то определенный нюанс психологических процессов. Естественный. Проводится в обыденных условиях. Более того, испытуемый кроме того может не знать о проводимых изучениях.

Философия ее место и предмет в культуре


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: