Метафоры, способствующие пониманию

В “Материнской тантре” говорится: неведение простого сна — все равно что чёрная помещение. Осознавание — пламя светильника. В случае если зажечь светильник, тьма рассеивается и в помещении делается светло.

Объяснение посредством метафор и символов — самый действенный способ, разрешающий передать духовное учение средствами языка. Но данный язык нужно изучать. Я довольно часто обнаруживаю, что ученики еле воспринимают метафоры, и исходя из этого желаю пояснить, как необходимо трудиться С символическими образами и метафорами.

В учениях нужнее применять язык, возбуждающий чувственные переживания, нежели объяснения, ограниченные абстрактными и особыми понятиями. Не смотря на то, что подлинное переживание непросто передать средствами любого языка, образы, каковые употребляются в учении, смогут оказать помощь, если они воспринимаются не только рациональным умом. Эти метафоры, как и поэтические образы, нужно волноваться. Необходимо их обдумывать, думать над ними, экспериментировать с ними и включать в собственные переживания.

К примеру, слыша слово “пламя”, мы не обращаем на него особенного внимания. Но, думая над этим образом, разрешая ему проявиться из слова, мы начинаем видеть пламя, чувствовать его жар. Потому, что все мы знаем, что пламя — это что-то большее, чем абстрактное понятие, все мы наблюдали на пламя и чувствовали его тепло на собственной коже, это слово возбуждает у нас яркое чувственное переживание. В отечественном воображении загорается пламя.

В случае если же мы скажем “лимон” и предоставим плоду проявиться из этого слова, рот отечественный наполнится слюной, а скулы сведет от кислого вкуса. Говоря “шоколад”, мы практически чувствуем его сладость. Язык полон знаков. Дабы передавать суть, он взывает к памяти, воображению и чувству. В то время, когда метафоры и знаки употребляются в учении, оптимальнее , дабы они влияли на нас как раз так. Необходимо не просто обдумывать слова “пламя в темноте” либо “отражение в зеркале”, а применять эмоции, воображение и тело, дабы их осознать. Выйти за пределы образа нужно, но он может указать нам необходимое направление.

Входя в дом, где горит светильник, мы не разглядываем ни сам светильник, ни фитиль, ни масло, а просто ощущаем, что в помещении светло. Попытайтесь поступать так же с метафорами, каковые содействуют пониманию. Отечественный ум, приученный иметь дело с логикой и абстрактными понятиями, хватается за метафору и разбирает ее. Мы желаем от метафоры через чур многого: желаем знать, как светильник был в помещении, как зажгли пламя, откуда взялся ветер. Еще мы желаем знать, как выглядит зеркало, из чего оно сделано, какой предмет стоит перед зеркалом и отражается в нем. Вместо этого разрешите себе находиться в образе — попытайтесь найти скрытое в слове переживание. Мрачно. Зажегся светильник. Это чувство знакомо нам всем: отечественному телу, отечественным эмоциям. Поднимается ветер и задувает пламя. Нам знакомо это чувство, в то время, когда свет сменяется тьмой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

их использование и Виды снов

Цель практики сновидений — освобождение: необходимо иметь намерение постичь то, что всецело пребывает за пределами снов. Но имеется и относительный уровень применения снов, что может принести пользу в повседневной судьбе. Ко мне относится как применение сведений, почерпнутых в снах, так и прямая польза от взятых в снах переживаний. К примеру, на Западе сновидения активно применяются в психотерапии. Имеется большое количество рассказов о учёных и художниках, каковые применяли творческий потенциал сновидений в собственной работе. Тибетцы также во многом надеются на сны. В данной главе рассказывается о некоторых относительных методах применения снов.

Три вида снов

Имеется три вида снов, каковые, в большинстве случаев, образуют последовательность практики сновидений: 1) простые сансарные сновидения, 2) сны ясности, 3) сны Ясного Света. Два первых вида различаются по своим обстоятельствам, и в каждом из них дремлющий может сохранять либо не сохранять осознавание. В снах Ясного Света не только присутствует осознавание, но и нет двойственного деления на объект и субъект. Сны Ясного Света бывают при недвойственном осознавании.

САНСАРНЫЕ СНОВИДЕНИЯ

Сны, каковые значительно чаще снятся практически всем из нас, — это сансарные сновидения, проистекающие от кармических следов *. Суть, что мы обнаруживаем в этих снах — это тот суть, что мы на них переносим: он вкладывается дремлющим, а не есть неотъемлемым свойством сновидения. То же самое возможно сообщить и по поводу смысла в нашей жизни наяву. Но от этого осмысленные сны не становятся менее серьёзными и суть нашей жизни наяву — также. Данный процесс возможно сравнить с чтением книги. Книга — всего лишь значки на бумаге, но, понимая их суть, можно понять суть всей книги. Суть книги, как и суть сновидения, возможно истолковывать по-различному. Двое смогут прочесть одну и ту же книгу с совсем различными результатами: одного найденный на ее страницах суть вынудит сильно поменять всю жизнь, а второй сочтет ее всего лишь достаточно занимательной, в противном случае и вовсе не оценит. Книга осталась прошлой. Это читатель вкладывает в слова личный суть, а позже принимает его.

Простые сны (Обусловлены личностными кармическими следами) Неосознанные Осознанные
Сны ясности(Обусловленные надличностными кармическими следами) Неосознанные Осознанные
Сны Ясного Света(Недвойственность) Осознанные (вне двойственного деления на объект и субъект)

СНЫ ЯСНОСТИ

По мере развития практики сновидений сны становятся яснее и подробнее и нам удается запоминать все солидную часть каждого сна. Это итог того, что мы привносим в состояние сновидения все громадную осознанность. Кроме таковой повышенной осознанности в простых снах, имеется еще вторая разновидность снов, так именуемые сны ясности, каковые появляются в том случае, если ум и прана уравновешены, а дремлющий владеет свойством пребывать во внеличностном присутствии. В отличие от сансарного сновидения, где ум, испытывая действие кармической праны, мечется туда-сюда, в снах ясности сновидец сохраняет устойчивость. Не смотря на то, что сюжеты и образы так же, как и прежде появляются, они в меньшей степени зависят от личностных кармических следов и являются проводниками сведений, каковые исходят из сознания, скрытого под уровнем привычного “я”. Это подобно различию между неотёсанной кармической праной белого канала, связанного с отрицательными чувствами, и праной мудрости, протекающей по красному каналу. Как обе они являются разновидностями кармической праны — энергии, которая связана с переживаниями двойственного характера, — лишь одна более чиста и обусловлена меньшим числом заблуждений, так и сны ясности более чисты и обусловлены меньшим числом заблуждений, чем сансарные сны. В снах ясности дело обстоит так, словно бы дремлющий что-то взял либо отыскал, в противоположность сансарному сновидению, где суть проецируется на чистоту изначального переживания.

Иногда сны ясности смогут появляться у всех, но они не являются регулярными, пока практика не разовьется и не достигнет устойчивости. Большая часть из нас видит только сансарные сны, основанные на эмоциях и событиях повседневной судьбе. Кроме того в случае если нам приснится сон об учениях, об преподавателях, о практике, о буддах либо дакини *, все равно это, вероятнее, сансарный сон. В случае если мы занимаемся практикой, которая связана с преподавателем, нам, очевидно, будут сниться такие вещи. Это хороший показатель, свидетельствующий о отечественном интересе к учениям, но интерес данный остается двойственным, а следовательно, ограничен миром сансары. У сансары имеется хорошие и нехорошие стороны, и глубочайший интерес к практике и учению — дело хорошее, по причине того, что это путь к освобождению. Но лучше не принимать сансарные сны за сны ясности.

В случае если мы по неточности поверим, что сансарные сны смогут показывать верное направление, то нам придется каждый день поменять собственную жизнь, пробуя направляться подсказкам, взятым в снах, и без того не будет прекращаться неизменно. Поверив, что все отечественные сны — вести из высшего, более духовного источника, возможно весьма осложнить собственную личную обстановку, потому, что дело обстоит не так. направляться уделять снам внимание и обучаться осознавать, какие конкретно из них имеют суть, а какие конкретно — только проявления чувств, жажд, страхов, фантазий и надежд отечественной повседневной жизни.

СНЫ ЯСНОГО СВЕТА

Имеется и третья разновидность снов, сны Ясного Света, — они посещают тех, кто на большом растоянии продвинулся по пути. Эти сны появляются из изначальной праны в центральном канале. О Ясном Свете в большинстве случаев идет обращение в учениях о йоге сна. Он свидетельствует состояние, свободное от сновидений, образов и мыслей, но имеется еще и сны Ясного Света, в которых дремлющий пребывает в природе ума. Достигнуть этого непросто: перед тем Ясный Свет, практик обязан обучиться весьма устойчиво пребывать в недвойственном осознавании. Гьялшен Милу Самлег, создатель ответственных комментариев к “Материнской тантре”, писал, что, перед тем как он начал видеть сны Ясного Света, ему было нужно настойчиво практиковать в течение девяти лет.

Развитие свойства видеть сны Ясного Света сходно с развитием свойства пребывать в недвойственном присутствии ригпа в дневное время. Сначала ригпа и идея кажутся различными состояниями: мы полагаем, что в переживании ригпа мысли нет, а если она появляется, отвлекаемся и выходим из состояния ригпа. Но, в то время, когда состояние ригпа станет более устойчивым, мысли и исчезают, никак не омрачая ригпа, а практик пребывает в недвойственном осознавании. Это все равно что обучаться применять барабан-дамару и колокольчик в ритуальной практике: сначала мы способны применять лишь что-то одно. Звоня колокольчиком, мы теряем ритм барабана и напротив. В то время, когда же отечественное умение делается устойчивым, мы можем пользоваться тем и вторым в один момент.

Сны Ясного Света — это не то же самое, что сны ясности, каковые, хоть и появляются из глубоких и довольно чистых качеств ума и являются следствием благих кармических следов, все же разворачиваются в двойственности. Сны Ясного Света, появляясь из прошлых кармических следов, не приводят к двойственным переживаниям. Практик не играет роль субъекта-наблюдателя по отношению к объекту-сновидению либо роль субъекта в мире сновидения, но пребывает в полной нераздельности с недвойственным состоянием ригпа.

Может показаться, что различия между этими тремя разновидностями сновидений весьма узки. Сансарные сны появляются из сансарных его эмоций и следов человека, и все содержание таких сновидений образовано эмоциями и этими следами. Сны ясности содержат более объективное знание, которое появляется из коллективных кармических следов и доступно сознанию в тех случаях, в то время, когда оно не погрязло в личностных кармических следах. Тогда сознание не ограничено пространством, личным опытом и временем и дремлющий может видеться с настоящими существами, приобретать учения от настоящих преподавателей и обнаружить сведения, нужные как для себя самого, так и для других существ.

Сны Ясного Света не определяются содержанием сновидений: это сновидения Ясного Света, по причине того, что в них нет субъективного сновидца либо эго сновидения. Нет в них и никакого “я”, которое бы пребывало в двойственных отношениях со сновидением либо его содержанием. Сновидение появляется, но оно есть деятельностью ума, которая не нарушает устойчивости практика в состоянии Ясного Света.

Сущность моделирования метафор


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: