Метод как многомерное явление

Поиск ответа на классический дидактический вопрос — как учить — выводит нас на категорию способов обучения. Без способов нереально достигнуть поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Способ — сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в совокупности «цели — содержание — способы — формы — средства обучения» есть определяющей.

Определение способа обучения во многом повторяет уже рассмотренную нами дефиницию способа изучения. Способ обучения (от греч. metodos — практически: путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под способами обучения (дидактическими способами) довольно часто знают совокупность дорог, методов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие способа время от времени относят лишь к деятельности педагога либо к деятельности обучающихся. В первом случае уместно сказать о способах преподавания. А во втором — о способах учения. В случае если же речь заходит о совместной работе преподавателя и обучающихся, то тут, несомненно, проявляются способы обучения.

В структуре способов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент способа, его составная часть, разовое воздействие, отдельный ход в реализации способа либо модификация способа в том случае, в то время, когда способ маленькой либо простой по структуре.

Способ обучения — сложное, многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось выстроить его пространственную модель, то мы бы заметили причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и неизменно меняющий собственную окраску. Как раз такую конфигурацию предлагают и высвечивают на экранах современные ЭВМ при попытке наглядного моделирования способа. В способе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, правила, формы обучения. Диалектика связи способа с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, способы одновременно с этим оказывают обратное и весьма сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы направлятьсяботы не смогут быть введены не учитывая возможностей их практической реализации, как раз такую возможность обеспечивают способы. Они же задают темп развития дидактической системы — обучение прогрессирует так скоро, как разрешают ему двигаться вперед используемые способы.

В структуре способов обучения выделяются в первую очередь объективная и субъективная части. Объективная часть способа обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, каковые в обязательном порядке присутствуют в любом способе, независимо от его применения разными педагогами. В ней отражаются неспециализированные для всех дидактические положения, закономерностей и требования законов, правил и принципов, и постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть способа обусловлена личностью педагога, изюминками обучающихся, конкретными условиями. Весьма сложным и не в полной мере еще разрешенным есть вопрос о соотношении объективного и субъективного в способе. Диапазон точек зрения по этому вопросу весьма широк: от признания способа чисто объективным образованием до полного отрицания объективных признания и начал способа личным, а исходя из этого неповторимым произведением педагога. Истина, как неизменно, находится между крайностями. Как раз наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части разрешает дидактам разрабатывать теорию способов, советовать практике пути, являющиеся наилучшими как правило, и удачно решать неприятности логического выбора, оптимизации способов. Справедливо да и то, что в области способов больше всего проявляется собственное творчество, личное мастерство педагогов, а исходя из этого способы обучения всегда были и постоянно останутся сферой большого педагогического мастерства.

В дореволюционных дидактических управлениях способу давалось такое определение: способ — мастерство преподавателя направлять мысли учеников в необходимое русло и организовывать работу по намеченному замыслу. Но видеть в способе лишь мастерство — это значит отрицать очевидное: удачно обучают не только мастера импровизации, но и жёсткие логики. Исходя из этого честным будет и второе определение: способ — совокупности алгоритмизированных логических действий, каковые снабжают достижение намеченной цели. Так чего же в нем все-таки больше — холодной логики либо тёплого учительского сердца, расчета либо импровизации?

Это отнюдь не праздный вопрос, от его верного разрешения зависит практики и обоснованность теории методов. Разглядим еще раз грани мнимого кристалла и прочтём надписи на них: запроектированные преподавателем цели учебно-воспитательной деятельности; пути, каковые выбирает педагог с целью достижения этих целей; методы сотрудничества, соответствующие поставленным задачам; содержание обучения в совокупности с конкретным учебным материалом; логика учебно-воспитательного процесса (законы, закономерности, правила); источники информации; активность участников учебно-воспитательного процесса; мастерство преподавателя; совокупность средств и приёмов обучения и многие другие значительные показатели (см. рис.35). И вдобавок способ — основной инструмент педагогической деятельности. Как раз с его помощью производится продукт обучения, осуществляется сотрудничество преподавателей и обучающихся.

Рис. 35

Из этого ясно, из-за чего так сложно дать однозначное и полное определение способа. Одной дефиницией, кроме того наилучшей, мы не в состоянии охватить и выразить всю полноту многомерного явления. Приходится применять упрощенные, не отражающие глубинной сущности и всех признаков способа, определения.

I. Что направляться осознавать под способом обучения? Из предложенных ответов выберите верный, доказав неполноту либо ошибочность остальных.

1. Способ обучения — это путь перемещения мысли от преподавателя к обучающимся с целью передачи знаний последним.

2. Под способом обучения направляться осознавать кроме этого финалные закономерности, каковые определяют организацию учебного процесса.

3. Способ обучения есть таковой логической категорией, которая говорит о пути организации познавательной деятельности.

4. Способ обучения — это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение цели обучения.

5. Способ обучения — это метод сотрудничества преподавателя с обучающимися.

Словохотов Ю.Л. — Кристаллохимия — Базы кристаллографии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: