Методическая часть программы

Главным документом, содержащим методическую данные о совершённых изучениях, есть Методический раздел программы, либо ее аналог – «Паспорт социологических изучений».

1. Стратегический замысел изучения.

В зависимости от задач и целей изучения, состояния знания об изучаемом объекте, и последовательности вторых факторов в каждом конкретном случае разрабатывается собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет темперамент замысла: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый замысел социологического изучения используется в тех случаях, в то время, когда нет ясного представления о проблеме либо объекте изучения. Цель замысла — формулировка неприятности.

Поисковый замысел предполагает три главных этапа работы: изучение документа, осуществление наблюдений и опросы экспертов.

В первую очередь рекомендуется просмотреть всю имеющуюся литературу по избранной теме, не забывая смежные области изучения. Наряду с этим составляется вероятно более полная библиография.

Опрос специалистов — специалистов-практиков и экспертов-учёных — позволяет взять дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать пара первичных догадок. Рекомендуется заблаговременно составить перечень учреждений и лиц, к каким нужно обратиться за консультацией.

Наблюдение — завершающий этап поиска. Сейчас социолог уже располагает некоей информацией об изучаемом объекте. Поисковое наблюдение не формализовано, имеется только список вопросов для изучения, но отсутствует до тех пор пока детальное чтение вопросов по пунктам.

Работа по поисковому замыслу завершается ясной и четкой выдвижением гипотезы и формулировкой проблемы.

Описательный замысел социологического изучения используется в тех случаях, в то время, когда имеющиеся знания о проблеме разрешают выделить объект и сформулировать описательную догадку, т. е. догадку о структурно-классификационных характеристиках и функциональных связях изучаемого социального объекта. Цель замысла пребывает в том, дабы проверить эту догадку и при ее подтверждения взять правильные как следует-количественные характеристики изучаемого объекта. Тут нужны строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксирования данных.

В этом случае в большинстве случаев — используется второй комплект исследовательских средств: выборочное либо монографическое обследование, опрос, cтaтистический анализ взятых данных и др.

Экспериментальный замысел социологического изучения используется в тех случаях, в то время, когда имеющиеся знания об объекте разрешают сформулировать объяснительную догадку. Цель замысла — установить причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру последнего, но и обстоятельства, обусловливающие его функционирование либо развитие.

В настоящей практике социологических изучений редко бывает так, дабы один из трех обрисованных типов стратегического плана существовал в чистом виде. Время от времени в одном изучении сочетаются все три замысла: начинается оно с поиска, позже идет выдвижение описательных догадок, а после этого уже направляться уяснение причинно-следственных связей методом реализации экспериментального замысла изучения.

Кроме названных выше стратегических замыслов, социологи применяют последовательность своеобразных исследовательских стратегий.

Монографическое изучение нацелено на изучение какого именно- или социального явления либо процесса на одном объекте, забранном в качестве представителя целого класса аналогичных объектов.

Сравнительные изучения. сопоставление и Сравнение процессов и явлений — один из наиболее значимых моментов фактически любого социологического изучения. Но во многих случаях сравнение выступает как особая задача, и тогда выделяют два главных вида сравнительных изучений — территориальные и временные.

Стратегии временных изучений ориентированы на изучение процессов и развития явлений во времени. Тут направляться различать три главные стратегии.

Панельные изучения. В этом случае изучаются трансформации во времени одних и тех же объектов, которыми владел некоей совокупности (индивидов, семей и т.д.).

Трендовые (либо повторные) изучения ориентированы на изучение трансформаций данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного изучения при повторном опросе нет потребности сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Нужно обеспечить только их принадлежность к определенной социальной группе.

Когортные изучения изучают более своеобразные совокупности (когорты) в течение определенного времени.

Выборка

В программе нужно дать чёрта типа выборки с кратким обоснованием целесообразности ее применения в соответствии с целями изучения, требованиями репрезентативности и организационными возможностями данного изучения.

Проект выборки — указание правил выделения из объекта той совокупности людей (или иных источников информации), каковые потом. будут охвачены опросом.

Программа \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: