Методическая помощь к вопросу № 4

Практическое занятие 1

Прагматика как объект современных изучений

Замысел

1. Актуальность изучения дисциплины.

Озвучьте вопрос, доказывая выводами В. Лошака в эссе «Пластмассовые мальчики», и размышлениями Ст. Загородникова в книге «Ежедневник рекламиста».

2. Определение прагматики как раздела семиотики. Триадическая природа символа.Символ как навык и функция языка коммуникативно-прагматической деятельности медиаспециалиста.

3. Нюансы изучения эффективности в массовой коммуникации: подходы Г.В. Лазутиной и С.Г. Корконосенко. Понятие эффективности, действенности, успешности.

4. Прагматика в современных методологических парадигмах изучения медиа (по И.М. Дзялошинскому):

– медиалингвистический подход;

– политико-идеологический (ресурсный) подход;

– системно-структурный подход;

– технологический подход;

– медиаобразовательный подход.

Литература

u Загородников С. Ежедневник рекламиста. – С. 8-11.

u Лошак В. Пластмассовые мальчики. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/299691.

u Лазутина Г.В. Базы творческой деятельности журналиста. – М., 2004. –С.73-84.

u Корконосенко С.Г. Базы журналистики. – М., 2002. – С.197-214.

Задание

Подготавливаясь к занятию, выпишите все определения прагматики, каковые вам встретились.

Методическая помощь к вопросу № 3

Прагматика – относительно молодая область лингвистики, истоки которой связаны с именами таких известных западных философов, как Ч. Пирс, Ч. Моррис. В их работах были в первый раз сформулированы неспециализированные идеи функционирования знаков и знаковых совокупностей, выяснены главные понятия семиотики, введено различие между синтаксисом, семантикой и прагматикой. Потом мы разглядим в хронологическом порядке, как развивались идеи прагматики и что нового в эту сферу знаний привнесено зарубежным языкознанием.

Фундаментальный принцип прагматизма прослеживается в теории символа, созданной основоположником семиотики Ч. Пирсом. По Ч. Пирсу, символ конституирует трехчленное отношение. В качестве участников выступают: а) символ (в терминологии Ч. Пирса – репрезентамен), осознаваемый как знаковое средство, т. е. некая величина, имеющая физическую природу и талантливая замещать что-либо;

б) создаваемый этим знаком второй символ, локализуемый в сознании интерпретатора и определяемый как интерпретанта первого символа; в) объект, воображаемый знаком. Ч. Пирс время от времени именовал интерпретанту значением (significance, signification). Из этого следует фундаментальный принцип философии прагматизма: значение должно рассматриваться в свете могущих иметь место последствий, практических результатов с позиций выбора действий, ведущих к получению и успеху пользы. Интерпретанта именно и вбирает в себя те моменты, каковые пробовала осмыслить философия прагматизма. Идеи Ч. Пирса развил американский семиотик, создатель уникальной семиотической теории Ч. Моррис, что и ввел в потребление сам термин «прагматика». Теория символа у Ч. Морриса складывалась из трех частей: 1) семантики, т. е. отношения знаков к объектам; 2) синтактики, т. е. отношения между символами; 3) прагматики, т. е. отношения между символами и говорящим.

Еще одним языковедом, сыгравшим значительную роль в формировании прагматических идей в языкознании, есть австрийский психолог К. Бюлер. Язык, по К. Бюлеру, в ходе функционирования связывает отправителя символа, получателя символа и область ситуаций и предметов (положений дел). Он делает три функции. Во-первых, символ в качестве знака соотнесен с ситуациями и предметами. Данную функцию К. Бюлер именует репрезентацией (понятием, Darstellung). Во-вторых, высказывая внутреннее состояние отправителя, символ выступает как симптом. Первоначально эта функция именовалась изъявлением, позднее за ней было закреплено имя «экспрессия» (выражение, Ausdruck). В-третьих, будучи обращенным к слушателю, руководя его внешним поведением либо внутренним состоянием, символ выступает как сигнал .

Методическая помощь к вопросу № 4

Дзялошинский И.М. К вопросу о понятийном аппарате медиаисследований

На данный момент исследовательские практики в сфере медиа опираются на пара устойчивых методологических парадигм. В числе главных возможно назвать следующие.

Политико-идеологический (ресурсный) подход.Приверженцы этого подхода разглядывают медиа как своеобразный ресурс, владение которым разрешает реализовывать разные политические и идеологические цели. Соответственно, происходящие в медиа процессы должны быть обрисованы как процессы получения, распределения, потребления и перераспределения своеобразных ресурсов в пространстве людских взаимоотношений. самый интересным вопросом в этом контексте есть вопрос доступности информации. Разумеется, что качество и объём приобретаемой информации, другими словами доступ к информационным источникам, есть самый ясным критерием, на основании которого возможно дифференцировать субъектов информационных взаимоотношений. Как раз доступ к информации согласится отчетливым индикатором информационного статуса и постоянно означает некое преимущество над кем-то; обладание информацией а также легко обладание возможностью получения информации предполагает наличие субъектов, лишенных данной возможности. В этом случае информационная стратификация (иерархически упорядоченное информационное неравенство) предстает в виде вершины, на которую взбираются одиночки. Из таковой логики анализа конечно вырисовываются информационные страты (слои), определяемые посредством количественных сравнений: верховная, средняя, низшая.

Прагматика политического дискурса определяется личностью адресанта (субъекта коммуникации) и адресата (учетом его социально-психотерапевтических показателей).

Медиалингвистический подход.В рамках этого подхода медиа рассматриваются как совокупность медийных текстов, дискурс. Предмет интереса приверженцев медиалингвистического подхода – способы анализа текстов массовой информации, особенности медиаречи, изучение возможностей действия на личное и массовое сознание.

Лингвопрагматика изучает потребление языка с учетом возрастных, половых, публично-ста тусных и опытных особенностейобщающихся, и целей и конкретных условий речевого акта.

Системно-структурный подход.С позиций приверженцев данного подхода, медиа понимаются как институциональная сфера, социальное поле, совокупность средств массовой коммуникации. Так осознаваемые медиа смогут быть структурированы по различным основаниям. К примеру, в случае если в качестве критерия забрать хозяина, обладателя, то четко выделяются национальные медиа, коммерческие медиа и медиа некоммерческого сектора (гражданские медиа). Исходя из критерия применяемых разработок, возможно выделить классические медиа, новые медиа и интегрированные медиа. С позиций для того чтобы критерия, как охватываемая территория, возможно выделить федеральные, региональные, местные медиа.

Прагматика: Совокупность СМИ = совокупность социальных практик

Технологический подход.Очень популярна точка зрения, в соответствии с которой медиа описывается как совокупность баз и банков данных, разработок их использования и ведения, информационно-сетей и телекоммуникационных систем, функционирующих на базе единых правил и по неспециализированным правилам, снабжающим информационное сотрудничество граждан и организаций, и удовлетворение их информационных потребностей.

Прагматика – большое удовлетворение технологических запросов и потребностей аудитории.

Медиаобразовательный подход.С позиций этого подхода медиа рассматриваются в качестве инструмента формирования социального опыта школьников и студентов. Данный опыт приобретается ими в ходе изучения истории, теории и структуры средств массовой информации, овладения умениями критического анализа и самостоятельного отбора информации, поступающей по разным каналам, и независимого создания ими сообщений с применением разных знаковых информационных технологий и систем.

Прагматика – уровень сформированности понимания и критического восприятия аудиторией природы медиа.

Практическое занятие 2

Терминологические особенности медиа:

Выступление представителя Ленинградского областного Агентства по пчеловодству


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: