Методические пояснения к теме

Тема семинара « Онтология – учение о бытие»

Глоссарий семинара:

Абсолют, бесконечность, бытие, время, пространство, Вселенная, перемещение, реальность, диалектика, закон, закономерность, категория, материя, небытие, онтология, прогресс, действительность, регресс, синергетика, синтез, совокупность, случайность, субстанция, хаос

Вопросы для дискуссии

1. Онтология как философское учение о бытии. Главные формы бытия.

2. Понятие материи. Структурная организация материального мира.

3. Философский суть понятия перемещения. Главные их соотношение и формы движения.

4. Пространственно-временная организация бытия. Диалектика как философская теория развития.

5. синергетика и Диалектика.

Методические пояснения к теме

При ответе на первый вопрос стоить подчернуть, что категория бытия есть исходной для систематических философских размышлений, выступает центральной темой философского анализа, начиная с античности и впредь до сегодняшних дней. Это связано с тем, что эта категория высказывает самую основную, сущностную чёрта любого предмета, явления, события, в частности – свойство быть, проявляться, взаимодействовать. Неприятность небытия и бытия традиционно рассматривается особенной областью философских знаний – онтологией. Термин «онтология» употребляется в философии лишь с XVII века, но имеет греческие корни. Он свидетельствует учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика трактовалась изначально как особенная наука о началах бытия и сверхчувственных принципах. В философию этот термин был введен Андронником Родосским в первом веке до н. э. Он довольно часто выступает как синоним термина «философия».

Что касается вопроса об главных формах бытия, то тут мы, в зависимости от классифицирующего показателя, можем выделить следующие его проявления: бытие природы, бытие человека и бытие общества. Потом любая форма возможно поделена на уровни: живая и неживая природа. В социуме – семья, коллектив, класс, нация, государство и т.д.

Второй вопрос связан с дискуссиями по проблеме материи. Начиная с античности, и вплоть до конца ХХ века, формировались разные подходы к данному феномену. Так, греки, реализовывая онтологический подход, сводили материю к общепринятым тогда стихиям: почва, воде, воздуху и т.д. В Новое время сложилась вещественно-субстрактная трактовка материи. В конце XIX–начале ХХ века оформился гносеологический подход в понимании материи. Тут материя выступает как объективная действительность, существующая независимо от человека, но эта ему в ощущениях. Стоить подчернуть, что неприятность установления отличия между объективной и субъективной действительностью делается одной из увлекательных и проблем XXI века, в связи с виртуализацией действительности. Виртуальные реальности оказывают помощь увеличить пространство восприятия, мир переживаний. Они разрешают вырабатывать мир с участием самого человека. Не просто так, исходя из этого, одна из последних трактовок материи связана с субстанционально-аксиологическим (Панин, Алексеев) подходом к ее пониманию. Тут материя рассматривается как совокупность вещей и явлений, владеющих определенной значимостью для людей.

При ответе на вопрос о структурной организации материального мира, в первую очередь, направляться указать на существовании нескольких структурных уровней: микро-, макро-, мега- миров. Серьёзный вклад в развитие данных представлений внес ХХ век. Как раз сейчас был открыт микромир, законы существования которого существенно отличаются от правил организации соразмерного с человеком макромира.

В третьем вопросе рассматривается такая атрибутивная черта материи как перемещение. Тут нужно указать на многообразие форм перемещения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Распознать своеобразные изюминки каждой из форм. Потом нужно обратиться к понятию «покой». Указать, в чем его значительное отличие от понятия «перемещение». Кроме этого нужно узнать соотношение между понятиями «развитие» и «движение». Назвать узнаваемые трактовки развития (метафизические, диалектические, синергетические).

В четвертом вопросе нужно обратиться к пространственно-временной организации бытия. Распознать различия между временем объективным и субъективным. Разглядеть такое измерение времени как вечность. Кроме этого проанализировать такие состояния времени как прошлое, настоящее, будущее.

Наконец, пятый вопрос темы посвящен диалектике как философской теории развития. Тут нужно указать, что происхождение диалектики как науки говорит о осознании причинно-следственных взаимоотношений в существовании мира, взаимозависимости и взаимосвязи элементов бытия. Нужно раскрыть сущность сформулированных им диалектических законов («перехода количественных трансформаций в качественные», «отрицания отрицания», «взаимосвязи и единства противоположностей»). Разглядеть сущность объективной и субъективной диалектики. Уяснить категории и принципы диалектики, узнать, в чем состоят отличия материалистической и идеалистической Синергетика – новое научная теория, предмет анализа которой – сложноорганизованные, нелинейные совокупности, способные к самоорганизации в ситуации многовариантности развития.

Счастье в деятельности: личная траектория развития


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: