Методические рекомендации по подготовке научного доклада (презентации)

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из наиболее значимых форм независимой работы студентов.

Научный доклад является исследованием по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.Это возможно выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества («семь дней науки») либо в рамках проводимых в Денежной академии круглых столов. В любом случае успешное выступление сильно зависит от верной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и независимое изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения совершить анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги произведенной работы, и что крайне важно — заинтересовать аудиторию результатами собственного изучения. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает пара этапов работы:

I. ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

II. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ

III. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА ДОКЛАДА. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

IV. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫСТУПЛЕНИЯ

V. ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Остановимся более детально на каждом из перечисленных этапов подготовительной работы.

I. ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Опыт говорит, что верно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играются интересы, увлечения и индивидуальные склонности студента, яркая сообщение темы доклада с будущей либо настоящей практической работой (в случае если это студенты вечернего отделения). Определенную помощь при избрании темы может оказать начальник научного кружка, учитель, ведущий семинарское занятие либо просматривающий лекционный курс. И все-таки при ее формулировке и выборе темы нужно учитывать следующие требования:

1. Тема выступления обязана соответствовать Вашим интересам и познаниям. Тут крайне важен внутренний психотерапевтический настрой. Интерес порождает энтузиазм, появляющееся на протяжении работы над будущим докладом. Тема, ставшая для Вас близкой и волнующей, способна захватить и увлечь аудиторию слушателей.

2. Не нужно выбирать через чур широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Студенческий доклад должен быть запланирован на 10—15 мин.. За таковой временной отрезок докладчик способен достаточно полно и глубоко разглядеть не более одного — двух вопросов.

3. Научный доклад обязан привести к интересу у слушателей.Он может содержать какую-либо новую для них данные либо изложение спорных точек зрения разных авторов по освещаемой проблеме.

Студент, приступающий к подготовке научного доклада, обязан четко выяснить ЦЕЛЬ будущего выступления.

Ясно, что до изучения литературы по выбранной теме достаточно сложно сформулировать конкретную цель собственного изучения. В этом случае нужно обозначить неспециализированную цель либо целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет трудиться докладчик, оказывает помощь понято и целенаправленно подбирать нужный материал.

Поясним эту идея на конкретном примере. Студентом избрана следующая тема: «Роль больших фирм в рыночной экономике». Возможно в качестве неспециализированной цели поставить перед собой задачу выяснить подлинное место больших компаний в современной экономике.

Как мы знаем, что критерием успешного выступления есть наличие контакта, появляющегося между аудиторией и докладчиком. Любой контакт предполагает включенность обеих докладчика — и сторон, и слушателей — в мыслительную деятельность. Дабы привести к интересу, нужно в начале выступления сформулировать цель научного доклада.

Выяснив и обозначив цель доклада, в будущем направляться приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.

II. ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ

Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением экономической литературы.

Изучение литературы по выбранной теме нужно затевать с просмотра нескольких книжек по экономической теории. Это разрешит взять неспециализированное представление о вопросах изучения. Предстоящий поиск нужной информацим предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая несколько — это официальные документы русского Правительства. Вторая несколько включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодической печати — журнальные и газетные статьи. Как раз в данной группе по большей части находятся факты и новые сведения, приводятся последние цифровые эти.

III. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА ДОКЛАДА

Работа над текстом

По окончании того, как работа по подбору источников закончена и имеется определенное представление об избранной теме, возможно разработать предварительный замысел. Наряду с этим нужно учесть, что предварительно разработанный замысел будет изменяться и корректироваться в ходе предстоящего изучения темы. И не смотря на то, что данный замысел не имеет конкретно обозначенных границ, его составление разрешит организовать базу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В будущем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный замысел возможно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.

Работу над текстом будущего выступления возможно отнести к самоё сложному и важному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе нужно произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный замысел.

Приступая к работе над текстом доклада, направляться учитывать структуру его построения.

Научный доклад обязан включать три главные части: вступление, главную часть, заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача на протяжении рабочий беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее финише», — вывод известного американского психолога Дейла Карнеги[1].

Вправду, не смотря на то, что вступление непродолжительно по времени (всего 2—3 60 секунд), оно нужно, дабы пробудить интерес в аудитории и подготовить землю для доклада.

Вступление подобно увертюре, поскольку оно определяет не только тему грядущего доклада, но и дает лейтмотив всего выступления. Вступление способно заинтересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.

Нужно начать с основной мысли, которая после этого займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении пара фраз способны обеспечить успех всего доклада.

Начать доклад необходимо с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно несложны и лаконичны. «Глубокоуважаемые сотрудники! Как мы знаем, что большие компании составляют базу экономического потенциала любого страны. Составляя часть неспециализированной численности компаний страны, они создают значительную часть ее национального достатка. В экономической литературе конкурентное преимущество компаний-гигантов традиционно разъясняется получением ими результата масштаба. Но большой компанией пройден долгий путь развития, в ходе которого определился последовательность новых факторов, талантливых повысить ее конкурентоспособность. Что же в действительности разрешает обеспечить большой компании действенную деятельность? Что оказывает помощь ей не обращая внимания на недочёты в целом сохранять высокую конкурентоспособность?»

Главная ЧАСТЬ есть логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Как раз в данной части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести нужные доказательства (доводы).

Чтобы верно выстроить главную часть собственного доклада, нужно разработать ее подробный замысел. Важность составления для того чтобы замысла связана с главной задачей автора. Он обязан в течение 10 мин., отведенных на главную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.

Наличие подробного замысла разрешает выполнить эту задачу, позволяет автору в сжатой форме донести собственные идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.

Как именно направляться излагать материал в основной части доклада?

Текст научной работы отличается от всякого другого собственной логичностью. Исходя из этого выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике неприятности, обозначенной в докладе. Существуют кроме этого самые общие правила представления материала:

1. От частного к неспециализированному. Этот принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение.

Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, шепетильно отобранными. Автору не нужно применять в докладе случайные факты и делать на их базе далеко идущие выводы.

При изложении материала нужно кроме этого учесть, что для анализа неприятности необходимо применять больший количество фактов и сведений, чем конкретно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более броским и убедительным. «Хороший доклад — это тот, за которым стоит большое количество резервного материала, намного больше, чем оратор имел возможность применять»[2]. Резервный материал возможно кроме этого использован для ответа на вероятные вопросы аудитории.

2. От общего к частному. Этот принцип предполагает изложение неспециализированных теоретических положений, каковые после этого конкретизируются и разъясняются. Вот один из вероятных вариантов применения данного принципа. «На данный момент в экономике любого страны центральное место в собственности большой компании. Ею удерживаются главные позиции во всех сферах хозяйства. Так, к примеру, в индустрии США на долю двухсот наибольших компаний приходится 40% ВВП страны. В большинстве отраслей обрабатывающей индустрии Америки самые крупные компании сосредоточили от 25 до 100% отраслевого производства. Отечественным большим бизнесом обеспечивается более 50% количества выпуска промышленной продукции. Подобным образом обстоят дела почти во всех государствах.»

3. Принцип историзма. В большинстве случаев этот принцип изложения материала употребляется при анализе истории излагаемой неприятности.

Довольно часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие — с применением принципа историзма, либо восхождения от частных примеров к неспециализированному выводу.

Трудясь над главной частью, создатель обязан знать, что неспециализированным правилом для любого научного доклада есть доказательность высказываемых утверждений. Любой тезис (тезис — концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, нужно обосновать, привести в качестве доказательства пара цифр, фактов либо цитат. Наряду с этим принципиально важно выполнять «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с громадным ограничением. Человеческое сознание не имеет возможности в один момент принимать более чем 7 (+ –) 2цифр. направляться избегать несложного перечисления чисел. Их лучше сгруппировать, проклассифицировать и представить в виде графика либо диаграммы.

Запрещено злоупотреблять поговорками, пословицами либо забавными историями. Каждая пословица обязана органически вписываться в содержание доклада. Образность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ имеет целью обобщить главные мысли и идеи выступления. Его, как и целый доклад, нужно подготовить заблаговременно в спокойной и неторопливой обстановке. На экспромт не нужно рассчитывать. «Завершение выступления вправду представляет собой стратегически самый важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его окончательные слова звучат в ушах слушателей, в то время, когда он уже закончил собственный выступление, и по всей видимости, их будут не забывать продолжительнее всего»[3].

В заключении возможно коротко повторить утверждения и основные выводы, раздавшиеся в основной части доклада. На заключение возможно возложить кроме этого функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

Сейчас, в то время, когда доклад написан, направляться приступить к его оформлению.

КАК СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: