Методические рекомендации по самостоятельной подготовке программы социологического исследования

Для более успешного независимого освоения знаний, навыков и умений, нужных для научного анализа социальных неприятностей, целесообразно охарактеризовать главные понятия, принципы и методы организации социологических изучений, методы формулирования неприятности, задач исследования и определения цели, использования разработки и приёмы инструментария взятой эмпирической информации на практике применительно к управленческой деятельности инженеров либо экономистов.

Остановимся более детально на технологии организации массового социологического изучения. Проведение для того чтобы изучения имеет несколько этапов (любой из которых включает последовательность процедур):

1) разработка программы;

2) подготовка замысла изучения;

3) сбор, интерпретация и анализ взятых результатов.

Тема учебной программы социологического изучения определенной социальной неприятности возможно выбрана из любой сферы жизнедеятельности общества, но нужно, дабы она соответствовала опытным заинтересованностям будущего эксперта.

При формулировании заглавия программы социологического изучения направляться руководствоваться несколькими параметрами. Во-первых, тема изучения обязана отражать проблемную обстановку, которая имеет две стороны: познавательную и предметную. С позиций познавательного процесса проблемная обстановка отражает несоответствие между знанием о потребностях общества и его социальных организаций в определенных практических действиях с целью улучшения существующего положения и незнанием средств, нужных с целью достижения желаемого результата. Предметную сторону неприятности социологического изучения воображают те явления и реальные процессы, каковые нужно проанализировать для более глубокого понимания основных факторов социальных трансформаций.

Во-вторых, в заглавии программы изучения требуется указать носителя социальной неприятности, другими словами объект изучения, которым возможно социальный процесс, область социальной действительности, социальные взаимоотношения, конкретная социальная несколько (молодежь, менеджеры, мастера и т.д.) либо социальная организация (заводское подразделение, коммерческая структура и т.д.).

В-третьих, тема социологического изучения обязана содержать предмет изучения, другими словами те важнейшие с теоретической либо практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, каковые подлежат яркому анализу.

В-четвертых, между структурными компонентами (понятиями) заглавия программы принципиально важно установить логическую связь, указать четкие пространственные и временные границы изучаемой неприятности.

В-пятых, формулировка темы изучения должна быть максимально лаконичной.

В качестве примеров возможно привести темы программ, созданных студентами:

1) Отношение персонала предприятия к инновациям;

2) Факторы, воздействующие на выбор начальником способов управления;

3) Методы разрешения распрей в организации;

4) Приоритеты мотивации в различных возрастных группах;

5) Эффективность управления в зависимости от пола менеджера и др.

Первый раздел программы социологического изучения – методологический. Его разработка начинается с пункта 1.1, другими словами обоснования актуальности выбранной темы, определения её значимости, как для социальной практики, так и для научного поиска.

Вторым шагом в подготовке программы есть черта проблемной обстановке, лежащей в базе темы социологического изучения (пункт 1.2). К примеру, в теме «Влияние приватизации на трансформацию социальных взаимоотношений в русском обществе» проблемная обстановка содержится в несоответствии между ожиданиями хороших изменений от результатов одного из наиболее значимых направлений экономической реформы и настоящим ухудшением качества и уровня судьбы большинства населения, ростом протестного потенциала и социального неравенства народа.

В пункте 1.3 программы социологического изучения обобщаются и анализируются публикации (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, сайты), которые содержат материалы по выбранной теме.

В пункте 1.4 методологического раздела производится логический анализ главных понятий, включенных в наименование темы социологического изучения (объекта изучения, предмета изучения и др.). В первую очередь, требуется выделить главные понятия, подлежащие интерпретации. К примеру, в теме «Адаптация молодежи на рынке труда» главными понятиями являются «молодежь» (объект изучения) и «адаптация» (предмет изучения). Косвенное понятие – «рынок труда». После этого посредством разных энциклопедических словарей находят определение каждого из главных понятий и выписывают его ссылаясь на источник. Возможно постараться и самостоятельно истолковать какое-либо понятие при помощи комбинации нескольких определений, заимствованных из разных источников.

Следующим этапом делается структурная и факторная операционализация содержания главных понятий. Под операционализацией понимается научная процедура, которая связана с расчленением конкретного понятия как целого на пара фрагментов, разрешающих более глубоко раскрыть его содержание. Существует два уровня операционализации: структурная и факторная.

Структурная операционализация производится с целью выделения составных элементов главного понятия. Эти элементы находятся при анализе содержания понятия по окончании произведенной интерпретации. Так, к примеру, в «Кратком словаре по социологии» понятие «молодежь» определяется следующим образом: «это своеобразная социально-демографическая несколько, переживающая период становления, социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Несколько отличается изюминками собственной психологии, обусловленной возрастными рамками (16–30 лет)». Из данного определения возможно вычленить четыре главных структурных элемента:

а) своеобразная социально-демографическая несколько (возрастные рамки 16–30 лет);

б) период становления, социальной зрелости;

в) период адаптации;

г) психотерапевтические изюминки.

Это первый уровень структурной операционализации, что еще не дает возможность приобрести полный анализ структуры главного понятия. На втором уровне структурной операционализации подобным же образом (посредством разных источников) осуществляется предстоящее расщепление содержания каждого из четырех главных элементов структуры понятия «молодежь». Так, к примеру, понятие «социально-демографическая несколько» расчленяется на пара составных элементов: пол, возраст, образование, домашнее положение, место проживания, род занятий, уровень обеспеченности и др. Любой из этих элементов есть социальным показателем, что возможно замерен при помощи определенных индикаторов. Так, к примеру, показатель пола имеет два индикатора: мужской и женский. Произведя подобные операции с каждым из главных слов, составляющих наименование темы изучения, возьмём развернутую схему структурной операционализации.

Затем направляться приступить к факторной операционализации, сущность которой пребывает в обнаружении совокупности объективных и субъективных факторов, определяющих изменение изучаемого предмета. Субъективные факторы находятся на базе анализа схем структурной операционализации всех главных понятий темы изучения, а объективные факторы определяются исходя из осмысления материала, содержащегося в пункте 1.4.

В качестве субъективных факторов смогут выступать: пол, возраст, образование, домашнее положение, место проживания, включенность в трудовую деятельность, информированность, духовные сокровища и т.д. Объективными факторами являются: размер ВВП на одного человека, уровень инфляции, степень социального расслоения народа, средняя ожидаемая длительность судьбы, уровень преступности, среднее число лет обучения всех работников и т.д.).

В пункте 1.5 формулируется цель изучения, а в пункте 1.6 – задачи. Цель изучения ориентирует на его конечный итог (теоретико-познавательный и практически-прикладной). В задачах же (их в программе определяют как минимум несколько) формулируются вопросы, на каковые должен быть получен ответ при реализации целей изучения. Задачи формулируются на базе структурной и факторной операционализации главных понятий изучения при помощи отбора самые важных показателей, воздействующих на трансформацию предмета изучения.

В пунктах 1.7 и 1.8 определяются соответственно объект и предмет изучения.

В пункте 1.9 выдвигаются главные догадки изучения. Главная догадка в большинстве случаев обосновывает самый вероятный метод ответа поставленной цели изучения и формулируется с применением материала, содержащегося в пункте 1.3. В догадки не нужно включать понятий, не взявших интерпретации на уровне социальных показателей и их замеряемых индикаторов. Принципиально важно кроме этого, дабы догадка была понятной, не содержала неизвестных терминов, не противоречила установленным научным фактам и могла быть проверена при помощи созданного инструментария (анкеты и др.). Нужно указать, посредством каких инструментов (вопросов анкеты и др.) возможно проверена догадка.

И задачи, и рабочие догадки должны отыскать вероятно полное отражение в инструментарии, к примеру, в вопросах анкеты, в заглавии которой направляться кратко выразить тему изучения. При подготовке анкеты целесообразно сократить количество вопросов, дабы все ответы на них заняли не более 20 мин.

Во втором, методико-процедурном разделе программы, в пункте 2.1 определяются способы сбора эмпирической информации (это возможно определенная форма опроса, анализ документов, наблюдение, опыт, тест и т.п.). В пункте 2.2 – указываются место, название проведения инструментария и время исследования (анкеты и т.д.). В пункте 2.3 дается черта инструментария, другими словами производится, к примеру, классификация вопросов анкеты (по содержанию, форме, оформлению, типу шкал и т.д. с указанием номеров и общего количества конкретных вопросов каждой номинации). Тут же указывается, как осуществляется кодирование ответов на вопросы анкеты: целая нумерация позиций по всей анкете (от начала до конца) либо по каждому вопросу раздельно.

В пункте 2.4 обосновывается количество, тип, география и единица наблюдения выборочной совокупности, используемой в социологическом изучении (при опросе опрощеных). В пункте 2.5 определяется способ обработки эмпирических данных: ручной либо машинный. В пункте 2.6 раскрывается практическая значимость изучения.

В качестве приложений к программе социологического изучения нужно подготовить: анкету и/либо другой инструмент (пункт 2.7), рабочий замысел проведения изучения (перечень организационно-технических мероприятий) (пункт 2.8) и библиографию (перечень использованной литературы) (пункт 2.9).

По окончании проведения полевого изучения, на протяжении которого осуществляется сбор эмпирических данных, приступают к их обобщению в третьем, аналитическом разделе программы. Он обязан содержать как минимум несколько таблиц (приблизительно по одной к каждой из пяти догадок изучения), назначение которых – осуществить группировку данных, взятых по окончании обработки эмпирической информации.

После этого целесообразно осуществить анализ и интерпретацию распознанных социальных показателей посредством математико-статистических способов, каковые используются для обнаружения закономерностей управленческой деятельности: производится расчет средних размеров (обобщение изучаемых совокупностей показателей, сравнение уровней отдельных их совокупностей и признаков), колебание структуры вариации и выявление (значений, дисперсии) показателя довольно его среднего значения. В будущем смогут использоваться разные виды анализа связи показателей (корреляционный, регрессионный, факторный и др.). От умелого применения математико-статистических способов анализа собранной эмпирической информации зависит глубина сформулированных теоретических выводов (применительно к каждой из задач социологического изучения) и сокровище практических рекомендаций.

предмет и Объект в социологическом изучении — Виктор Вахштайн


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: