Методические указания по организации самостоятельной работы

А. Экспресс-опрос

Цель– осуществление систематического контроля за подготовкой каждого студента, что активизирует независимую подготовку, самообучение изучении курса.

Методические указания к экспресс-опросу:

  • Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по всем темам раздела. Опрос проходит в стремительном темпе в режиме «вопрос-ответ».

Б. Презентации докладов

Цель– повысить эффективность и информативность тематических докладов, расширить

Темы презентаций докладов

  1. Наука старого мира.
  2. Естествознание в Возрождения и эпоху Средневековья.
  3. Естествознание Нового времени (XVII-XIXвв.).
  4. ЕстествознаниеXX–XXI вв.
  5. Правила симметрии в естествознании.
  6. «Парадокс близнецов» в особой теории относительности А. Эйнштейна.
  7. Естественнонаучные представления о путешествиях во времени.
  8. Эффект бабочки в теории хаоса.
  9. Вселенная в различных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.
  10. ее роль и Вода для живой природы.
  11. Многообразие живых организмов — устойчивости биосферы и основа организации.
  12. Генетический паспорт человека.
  13. История судьбы на Земле.
  14. эволюция и Происхождение человека.

Дополнительные темы для подготовки презентаций(для премиальных баллов):

  1. Формы и способы научного познания.
  2. Древняя ее место и натурфилософия в истории естествознания.
  3. Развитие представлений о материи.
  4. Развитие представлений о перемещении.
  5. Развитие представлений о сотрудничестве.
  6. Особенности биологического уровня организации материи.
  7. Геологическая эволюция.
  8. Хронобиология и хрономедицина. Влияние солнечной активности на публичные процессы.
  9. Неприятности биоэтики.
  10. Функциональная асимметрия мозга. Поменянные состояния сознания.
  11. Ноосфера как этап развития биосферы
  12. Феномен судьбы.
  13. Феномен человека. Естественнонаучные представления.
  14. Мегамир.
  15. Макромир.
  16. Микромир.
  17. Антропный его роль и принцип в естествознании.
  18. Эволюционно-синергетическая парадигма.

Методические указания к презентациям докладов:

  • В подготовке доклада по одной презентации и теме к нему смогут учавствовать пара студентов (в зависимости от количества студентов в сложности и группе темы). На семинаре студент (либо несколько студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и растолковывает) собственные материалы.
  • При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел УМК «Темы и краткое содержание курса».
  • Время выступления – 10-12 мин.В случае если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам понижается. Докладчики кроме этого готовятдва вопросапо теме доклада для аудитории.
  • Работа, оформленная в виде презентации Микрософт PowerPoint, обязана соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в другом случае балльная оценка понижается.

Файл презентации должен быть предоставлен на CD либо с флеш-карты.

Наименование файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика. Объем работы – 12 — 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде главных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, картинок, фотографий.

Слайд №1 обязан содержать следующую данные:

  • кафедры и Название Вуза, где выполнена работа.
  • Наименование доклада.
  • Фамилия, Имя, Отчество соавторов и автора.
  • Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.

Последний слайд, применяемый в докладе, обязан содержать выводы (заключение) по проделанной работе.

Все слайды (не считая первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу.Любой слайд (не считая первого) должен иметь наименование.

Предпочтительное оформление презентации – использование цветовых схем «яркий текст на чёрном фоне» либо «чёрный текст на белом фоне». Допускаемый размер шрифта – не меньше 20 пт. Предельное число текстовой информации на одном слайде – 15 строчков текста. Предельное число графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строчков к каждому). Нужно, дабы на слайдах оставались поля, не меньше 1 см с каждой стороны. Применение звуковых эффектов на протяжении демонстрации презентации не желательны.

В. Экспертиза докладов:

Цель– сконцентрировать внимание студентов на прослушиваемых докладах, способствование происхождению доброжелательной и заинтересованной дискуссии.

Методические указания к экспертизе докладов:

  • Студенты на протяжении представления докладов участвуют в их оценке, т.е. заполняют особый бланк, в котором оценивают прослушанный доклад по оформлению и информативности, показывают, что им показалось увлекательным в прослушанном докладе, коротко формулируют содержание доклада. Они должны быть готовы задать вопрос либо предложить личные комментарии к чужим материалам.

Г. Дискуссии(работа в «проблемной территории»):

Цель– осознание студентами трудностей и противоречий, которые связаны с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее взятых знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний.

Проводятся при изучении следующих вопросов :

Научный способ познания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

История естествознания, тенденции

Эволюция представлений о пространстве и времени

Особая теория относительности (СТО). Неспециализированная теория относительности (ОТО).

Правила симметрии, законы сохранения

Принцип возрастания энтропии

Происхождение судьбы. развитие и Эволюция живых совокупностей.

Генетика и эволюция

Человек в биосфере

Методические указания к работе в «проблемной территории»:

а) Подготовка к работе в «проблемной территории»:

Любой студент готовится к аудиторному дискуссии указанных неприятностей и ЛИЧНО подбирает материал

  • Устнолибописьменно в форме эссе(рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:
  • во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по этому вопросу, почерпнутой из учебной и особой литературы — с ссылками и цитатами;
  • во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ УНИКАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;

б) Работа в «проблемной территории»:

  • По предложению учителя студент комментирует (зачитывает) собственные материалы.
  • Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос либо предложить личные комментарии к чужим материалам.

Д. Написание эссе:

Цель– развитие навыков независимого письменного изложения и творческого мышления собственных мыслей.

Проводится по следующим темам:

  1. Из-за чего в XXIвеке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?
  2. Математика как язык естествознания: из-за чего математику именуют «царицей наук»?
  3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – неприятность двух культур в науке. Путь к единой культуре.
  4. В то время, когда и где появилась наука как сфера людской деятельности?
  5. Роль науки на различных исторических этапах.
  6. Роль естественных наук в XXIвеке.
  7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.
  8. Неприятность времени в естественных и гуманитарных науках.
  9. Вероятны ли путешествия во времени с научной точки зрения?
  10. Что было в начале и что будет в конце – порядок либо хаос?
  11. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.
  12. Неприятность происхождения судьбы на Земле.
  13. Человек – существо биологическое либо социальное?
  14. Трансгенные организмы: неприятность судьбы в генетически модифицированном мире
  15. его возможности и Клонирование: реальность и вымысел.
  16. Неприятности коэволюции биосферы и человека.
  17. Иерархичность природных структур как отражение системности природы.
  18. Неприятности эволюции Вселенной.
  19. Неприятности эволюции Нашей системы.
  20. Неприятности эволюции планеты Земля.

Методические указания к написанию эссе:

  • В течение семестра студент обязан написать одно эссе в соответствии со своим вариантом (распределяется на занятии): 1-ый вариант – в.1; 2-ой вариант – в.2; 3-ый вариант – в.3; 4-ой вариант – в.4 и т.п.
  • Эссе выполняется на отдельных страницах.
  • Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:
  • во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по этому вопросу, почерпнутой из учебной и особой литературы — с ссылками и цитатами;
  • во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ УНИКАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
  • Эссе студента — это независимая письменная работа на тему, предложенную учителем (тема возможно предложена и студентом, но в обязательном порядке должна быть согласована с учителем). Цель эссе пребывает в развитии навыков независимого письменного изложения и творческого мышления собственных мыслей. Писать эссе очень полезно, потому, что это разрешает автору обучиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать данные, применять главные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать собственные выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной неприятности, включать самостоятельно совершённый анализ данной неприятности с применением аналитического инструментария и концепций, разглядываемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе смогут существенно дифференцироваться. В некоторых случаях это возможно анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и применением изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, детальный анализ и подбор примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Построение эссе – это ответ на вопрос либо раскрытие темы, которое основано на хорошей совокупности доказательств.

Е. Написание эссе:

Цель– развитие навыков независимого письменного изложения и творческого мышления собственных мыслей.

Проводится по теме:

Происхождение судьбы. развитие и Эволюция живых совокупностей.

Методические указания к проведению игры:

а) Подготовка к семинару:

  • В группе формируются пять микрогрупп, любая из которых готовитзащиту(и вероятно презентацию) одной из предложенных концепций происхождения судьбы на Земле.
  • В группе выбираются 3 специалиста, которым предстоит проанализировать все представленные концепции, выделив сильные и не сильный стороны выступления «защитников» концепций, задать уточняющие вопросы и выяснить ту микрогруппу, которая максимально совершенно верно и научно обоснованно представила и защитила собственную догадку.
  • Выбирается ведущийсеминара, что устанавливает порядок выступлений и смотрит за регламентом.
  • От каждой микрогруппы нужно приготовить по одному вопросупредставителям вторых микрогрупп (концепций).

б) Процедура семинара:

Игра может проходить в форме научной конференции, круглого стола, телепередачи, ток-шоу и т.п. Возможно ограничится несложными выступлениями представителей каждой концепции.

Методические указания по организации независимой работы

А. Список учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и исполнения независимой работы, и методические материалы на бумажных и/либо электронных носителях, выпущенные кафедрой:

Организация независимой работы студентов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: