Методика «ценностные ориентации»

(М. Рокич)

В следствии применения теста любой участник команды уточнит собственные ценности-цели и те собственные индивидуальные качества, благодаря которым он будет этих целей достигать.

Процедура: Респонденту предъявлены два перечня сокровищ (по 18 в каждом), или на листах бумаги в алфавитном порядке, или на карточках. В перечнях испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Заключительная форма подачи материала дает более качественные результаты. Сначала предъявляется комплект терминальных, а после этого комплект инструментальных сокровищ.

Инструкция: «на данный момент Вам будет предъявлен комплект из 18 карточек с обозначением сокровищ. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как правил, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Любая сокровище написана на отдельной карточке. Пристально изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас самый значима, поместите ее на первое место. После этого выберите вторую по значимости сокровище и поместите ее за первой. После этого проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее ответственная останется последней и займет 18 место.

Создайте не торопясь, вдумчиво. В случае если в ходе работы Вы измените собственный вывод, то имеете возможность исправить собственные ответы, поменяв карточки местами.

Конечный итог обязан отражать Вашу подлинную позицию».

Для более глубокого проникновения в совокупность ценностных ориентации вероятны трансформации руководств, каковые дают дополнительную диагностическую данные и разрешают сделать более обоснованные выводы. Так, по окончании главной серии возможно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы эти сокровища в Вашей жизни?»

2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким грезили?»

3. «Как, на Ваш взор, это сделал бы человек, идеальный во всех отношениях?»

4. «Как сделало бы это, по Вашему точке зрения, большая часть людей?»

5. «Как это сделали бы Вы 5 либо 10 лет назад?»

6. «Как это сделали бы Вы через 5 либо 10 лет?»

7. «Как ранжировали бы карточки родные Вам люди?»

Разбирая иерархию сокровищ, направляться обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по различным основаниям.

Так, к примеру, выделяются «конкретные» и «абстрактные» сокровища, ценности личной жизни и профессиональной самореализации и т.д.

Инструментальные сокровища смогут группироваться в этические сокровища, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские (соглашательские) сокровища; ценности принятия и ценности самоутверждения вторых и т.д. Обследование лучше проводить лично, но вероятно и групповое тестирование.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Перечень А (терминальные сокровища): Перечень Б (инструментальные сокровища):
— активная эмоциональная жизнь (насыщенность и деятельная полнота судьбы); — жизненная мудрость (здравый смысл и зрелость суждений, достигаемые жизненным опытом); — здоровье (физическое и психологическое); — увлекательная работа; — искусства и красота природы (переживание красивого в природе и в мастерстве); — любовь (физическая близость и духовная с любимым человеком); — материально обеспеченная судьба (отсутствие материальных затруднений); — наличие хороших и верных друзей; — публичное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); — познание (возможность расширения собственного образования, кругозора, неспециализированной культуры, интеллектуальное развитие); — продуктивная судьба (максимально полное применение собственных возможностей, способностей и сил); — развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); — развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей); — свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях); — радостная супружеская жизнь; — счастье вторых (благосостояние, совершенствование и развитие вторых людей, всего народа, человечества в целом); — творчество (возможность творческой деятельности); — уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). — аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; — культурность (хорошие манеры); — высокие запросы (высокие требования к судьбе и высокие притязания); — жизнерадостность (чувство юмора); — повиновение (дисциплинированность); — независимость (свойство функционировать самостоятельно, решительно); — непримиримость к недочётам в себе и других; — образованность (широта знаний, высокая неспециализированная культура); — ответственность (чувство долга, умение держать слово); — рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные ответы); — самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); — смелость в отстаивании собственного мнения, взоров; — жёсткая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); — терпимость (к мнениям и взглядам вторых, умение прощать вторым их заблуждения и ошибки); — широта взоров (умение осознать чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); — честность (правдивость, честность); — эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); — чуткость (заботливость).

Приложение 4

Неспециализированный психотерапевтический практикум. Лекция 16. возможности и Ценностные ориентации личности их изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: