Методика ддч(дом дерево человек)

Этот тест предложен Дж. Буком во второй половине 40-ых годов XX века и рекомендован для оценки личности испытуемого, уровня его развития, интеграции и работоспособности; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Это одна из самых известных проективных методик. Тест рекомендован как для взрослых, так и для детей. Изучение может проводиться как в группе, так и лично. Предпочтение отдается личному тестированию, дающему довольно широкие возможности для наблюдения. Тест Дом, Дерево, Человек (ДДЧ).

Проективная методика (рисуночный тест): Инструкция. Заберите белый лист бумаги, ластик и карандаш. Нарисуйте дом так прекрасно, как сможете. Вы имеете возможность нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Имеете возможность стирать нарисованное какое количество угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам пригодится. Лишь попытайтесь нарисовать дом как возможно лучше. После этого нарисуйте как возможно лучше дерево и человека.

Ключ (расшифровка). Любой объект (дом, дерево, человек), нарисованный раздельно либо в композиции, направляться разглядывать как автопортрет, потому, что любой испытуемый изображает его с некими изюминками, имеющими для него по каким-либо обстоятельствам значительное значение, причем эти изюминки имеют настоящую подоплеку, хорошую от того, что смогут сказать об этом испытуемые. Подробности. Тут принципиально важно их значение, свойство оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям судьбы. Нужно подметить следующие заинтересованности моменты и степень субъекта: степень реализма, с которой он их принимает, относительную значимость, которую он им придает и свойство соединения этих подробностей в совокупность.

Интерпретация. а). Фактически дом:

— Дом ветхий, развалившийся — время от времени субъект так может высказывать отношение к самому себе.

— Дом далеко — чувство отверженности.

— Дом вблизи — открытость, доступность, гостеприимности и чувство теплоты.

— Замысел дома (проекция сверху) — важный конфликт.

— Различные постройки — агрессия. направленная против фактического хозяина дома либо бунт против того, что субъект вычисляет неестественными и культурными стандартами.

— Ставни на окнах закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

— Ступени, ведущие в глухую стенке (без дверей) — отражение конфликтной обстановке, наносящей вред верной оценке действительности. Неприступность субъекта (не смотря на то, что он сам может хотеть свободного сердечного общения).
б). Стенки:

— Задняя стенки, изображенная иначе, необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, к тому же, имеется сильные враждебные тенденции.

— Контур задней стенки существенно толще (бросче) по сравнению с другими подробностями — субъект стремиться сохранить (не утратить) контакта с действительностью.

— Стенки при отсутствии ее базы — не сильный контакт с действительностью.

— Стенки с акцентированным контуром базы — субъект пробует вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

— Стенки с акцентированным горизонтальным измерением — нехорошая ориентировка во времени, доминирование прошлого либо будущего. Быть может, субъект весьма чувствителен к давлению среды.

— Боковой контур стенки через чур узок и неадекватен — предчувствие трагедии.

— Контуры стенки через чур акцентированы — сознательное рвение сохранить контроль. — Стенки изображена в одномерной возможности (лишь одна сторона дома)

— В случае если это боковая стенки, имеются важные тенденции к оппозиции и отчуждению. — Прозрачные стенки — неосознанное влечение, потребность воздействовать (обладать, организовывать) на обстановку, как это вероятно.

— Стенки с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет удовольствий в первую очередь в фантазиях и владеет меньшим числом контактов с действительностью, нежели нужно. в). Двери:

— Отсутствие дверей — субъект испытывает трудности в рвении раскрыться перед вторыми (особенно в домашнем кругу).

— Двери (одни либо пара) задние либо боковые — отступление, отрешенность, избегание, неприятие действительности, неприступность.

— Двери открыты — верный показатель откровенности, достижимости. Ели дом жилой — сильная потребность к теплу извне либо рвение показать доступность, откровенность. — Двери большие — чрезмерная зависимость от вторых либо рвение поразить собственной социальной коммуникабельностью.

— Двери весьма мелкие — нежелание производить собственный Я. Чувство несооветствия, нерешительности и неадекватности в социальных обстановках.

— Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

г). Окна:

Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь — отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

— Окна очень сильно открытые, открытые — субъект ведет себя пара развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие рвения скрывать собственные эмоции.

— Окна всецело закрыты занавесками — озабоченность сотрудничеством со средой (в случае если это значимо для субъекта).

— Окна без стекол — враждебность, отчуждение.

— Окна отсутствуют на нижнем этаже но имеются на верхних этажах — пропасть между жизнью и реальной жизнью в фантазиях.

д). Крыша:

— Крыша, сорванная ветром либо уничтоженная дымовая труба — символически высказывают чувстсва субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

— Крыша прорисована жирным контуром, не характерным всему остальному рисунку — фиксация на фантазиях, как источнике наслаждений, в большинстве случаев сопровождаемая тревогой.

— Необычно узкий контур края крыши — переживание ослабления контроля фантазий.

— Необычно толстый контур края крыши — чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями. — Крыша не хорошо сочетается с нижним этажом — нехорошая личностная ориентация.

— Карниз крыши акцентирован броским контуром либо продлеванием за стенки — усиленно защитная (в большинстве случаев с мнительностью) установка.

— Дым из трубы весьма густой — большое внутренне напряжение.

— Дым тоненькой струйкой — чувство недочёта эмоциональной теплоты дома.

— Отсутствие дымовой трубы — субъект ощущает дефицит психотерапевтической теплоты дома. — Труба практически невидима (запрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными действиями.

— Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; большая регрессия, в случае если обнаруживается у взрослых.

— Водосточные трубы — усиленная защита и, в большинстве случаев, мнительность.Дополнения Прозрачный, стеклянный ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь только визуальным контактом.

2. Человек.

а). Голова:

— Голова громадная — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

— Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. — Нечеткая прорисовка головы — застенчивость, робость.

— Голова прорисовывается в последнюю очередь — межперсональный конфликт.

— Громадная голова у фигуры противоположенного пола — мнимое превосходство противоположенного пола и более большой его социальный приоритет.

б).Шея:

— Выделенная шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.

— Чрезмерно большая шея — осознание телесных импульсов, старание их осуществлять контроль.

— Долгая узкая шея — торможение, регрессия.

— Толстая маленькая шея — уступки своим желаниям и слабостям, выражение неподавленного импульса.

в). Плечи:

— Плечи чрезмерно большие — чувство громадной силы либо чрезмерная озабоченность силой и властью.

— Плечи небольшие — чувство малоценности, ничтожности.

— Плечи через чур угловатые — показатель чрезмерной осторожности, защиты.

— Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недочёт жизненности.

— Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

г). Туловище:

— Туловище угловатое либо квадратное — мужуственность.

— Туловище через чур большое — наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.

— Туловище ненормально мелкое — чувство унижения, малоценности.

д). Лицо: — Лицо акцентировано — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

— Подбородок через чур подчеркнут — потребность господствовать.

— Подбородок через чур большой — компенсация чувствуемой нерешительности и слабости.

— Уши акцентированы — вероятны слуховые галлюцинации. Случается у очень чувствительных к критике.

— Уши через чур мелкие — рвение не принимать никакой критики, заглушить ее.

— Глаза закрыты либо запрятаны под полями шляпы — сильное рвение избегать неприятных визуальных действий.

— Глаза изображены как безлюдные глазницы — значимое рвение избегать визуальных стимулов, враждебность.

— Глаза выпучены — грубость, черствость.

— Глаза мелкие — погруженность в себя.

— Подведенные глаза — грубость, черствость.

— Долгие ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

— Полные губы на лице мужчины — женственность.

— Рот клоуна — вынужденная приветливость, неискренность.

— Рот впалый — пассивная значимость.

— Шнобель широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

— Акцентированные ноздри — примитивная агрессия.

— Зубы четко прорисованы — агрессивность.

— Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

— Подобострастное выражение лица — незащищенность.

— Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, вероятны эмоции деперсонализации и отчужденность.

— Брови редкие, маленькие — презрение, изощренность.

— Волосы — показатель мужественности (храбрости, силы, стремления и зрелости к ней).

— Волосы очень сильно заштрихованы — тревога, которая связана с мышлением либо воображением.

— Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом руководят враждебные эмоции.

е). Конечности: — Громадной размах рук — интенсивное рвение к действию.

— Руки шире у ладоней либо у плеча — импульсивность и недостаточный контроль действий.

— Руки, изображенные не слитно с туловищем — субъект время от времени ловит себя на действиях либо поступках, каковые вышли у него из под контроля.

— Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

— Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы кроме того с приятелями. Склонность осуществлять контроль проявление агрессивных, враждебных тенденций.

— Руки долгие и мускулистые — субъект испытывает недостаток в физической силе, храбрости и ловкости как в компенсации.

— Руки через чур долгие — чрезмерно амбициозные рвения.

— Руки расслабленные и эластичные — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. — Руки напряжены и прижаты к телу — неповоротливость, ригидность.

— Руки весьма маленькие — отсутствие стремлений вместе с эмоцией неадекватности.

— Руки через чур большие — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с склонностью и чувством неадекватности к импульсивному поведению.

— Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

— Деформация либо акцентирование руки либо ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.

— Руки изображены близко к телу — напряжение.

— ноги и Большие руки у мужчины — грубость, черствость.

— Сужающиеся ноги и руки — женственность.

— Руки долгие — желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.

— Руки долгие и не сильный — зависимость, потребность в опеке.

— Руки, развёрнутые в стороны, добывающие что-либо — зависимость, желание любви, привязанности.

— Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, ужас перед агрессивными импульсами.

— Руки сильные — агрессивность, энергичность.

— Руки узкие, не сильный — чувство недостаточности достигнутого.

— Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

— Руки за спиной либо в карманах — чувтсво вины либо неуверенности в себе.

— Руки неясно очерчены — дефицит самоуверенности в социальных отношениях и деятельности.

— Руки громадные — компенсация чувствуемой слабости и вины.

— Руки отсутствуют у женской фигуры — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

— Пальцы отделены (отрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

— Громадные пальцы — грубость, черствость, агрессия.

— Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

— Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

— Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

— Пальцы долгие — скрытая агрессия.

— Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

— Пальцы прижаты к телу — вытесненный протест.

— Кулаки на большом растоянии от тела — митинг .

— Пальцы большие, похожие на гвозди либо шипы — враждебность.

— Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли — сознательные упрочнения против агрессивных эмоций.

— Ноги непропорционально долгие — сильная потребность в независимости и рвение к ней. — Ноги через чур маленькие — чувство физической и психотерапевтической неловкости.

— Рисунок начат о ступней и ног — боязливость.

— Ступни не изображены — замкнутость.

— Ноги обширно расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование либо незащищенность).

— Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в рвении к независимости.

— Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

— Ноги акцентированы — грубость, черствость.

— Ступни непропорционально долгие — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.

— Ступни непропорционально небольшие — скованность, зависимость.

д). Лицо: — Лицо акцентировано — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

— Подбородок через чур подчеркнут — потребность господствовать.

— Подбородок через чур большой — компенсация чувствуемой нерешительности и слабости.

— Уши акцентированы — вероятны слуховые галлюцинации. Случается у очень чувствительных к критике.

— Уши через чур мелкие — рвение не принимать никакой критики, заглушить ее.

— Глаза закрыты либо запрятаны под полями шляпы — сильное рвение избегать неприятных визуальных действий.

— Глаза изображены как безлюдные глазницы — значимое рвение избегать визуальных стимулов, враждебность.

— Глаза выпучены — грубость, черствость.

— Глаза мелкие — погруженность в себя.

— Подведенные глаза — грубость, черствость.

— Долгие ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

— Полные губы на лице мужчины — женственность.

— Рот клоуна — вынужденная приветливость, неискренность.

— Рот впалый — пассивная значимость.

— Шнобель широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

— Акцентированные ноздри — примитивная агрессия.

— Зубы четко прорисованы — агрессивность.

— Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

— Подобострастное выражение лица — незащищенность.

— Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, вероятны эмоции деперсонализации и отчужденность.

— Брови редкие, маленькие — презрение, изощренность.

— Волосы — показатель мужественности (храбрости, силы, стремления и зрелости к ней).

— Волосы очень сильно заштрихованы — тревога, которая связана с мышлением либо воображением.

— Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом руководят враждебные эмоции.

ж). Поза: — Голова изображена так, что виден затылок — рвение к замкнутости.

— Голова в профиль, тело в анфас — тревога, позванная потребностью и социальным окружением в общении.

— Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание отыскать выход из обстановки, ужас, одиночество, подозрения.

— Человек изображен бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

— Людская фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами — отсутствие личного равновесия.

— Человек без определенных частей тела — говорит о отвержении, непризнание человека в целом либо его отсутствующих частей.

— Человек в слепом бегстве — вероятны панические страхи.

— Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

— Человек — безотносительный профиль — важная отрешенность, оппозиционные тенденции и замкнутость.

— Профиль амбивалентный (кое-какие части тела изображены иначе по отношению к остальным) — очень сильная фрустация со рвением избавиться от неприятной обстановки. — Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

— Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.

— Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, чувство внешних осуществляющих контроль сил. — Фигура из палочек — вероятно значит негативизм и увиливание.

— Фигура бабы-яги — открытая враждебность к дамам.

— Клоун либо карикатура — характерное детям отверженности и переживание неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Интерпретация картинок: 3. Дерево. а). Форма листвы: — Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. — Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва разочарования и покинутости. — Ветви опущены — утрата мужества, отказ от упрочнений. — Ветви вверх — энтузиазм, порыв, рвение к власти. — Ветви в различные стороны — поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему. — Листва из кривых линий — чувствительность, открытое восприятие окружающего. — Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет. — Ветви нарисованы одной линией — бегство от проблем действительности, ее приукрашивание и трансформация. — Пальма — рвение к перемене мест. — Плакучая ива — недочёт задора и энергии, рвение к жёсткой опоре и поиск хороших контактов, возвращение к опыту и прошлому детства, трудности в принятии ответов. б).Ствол: — Ствол из одной линии — отказ реально наблюдать на вещи. — Ствол нарисован узкими линиями а крона толстыми — может самоутверждаться и функционировать вольно. — Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. — Линии ствола кривые — активность заторможена мыслями и тревогой о непреодолимости препятствий. — Ветви не связаны со стволом — уход от действительности, несоответствующей жаждам, попытка убежать от нее в игры и мечты. — Ствол оторван от почвы — недочёт контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. — Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в собственном кругу. — Ствол сужается книзу — чувство безопасности в кругу, что не дает желаемой опоры. в). Другое: — Нарисовано два дерева — так субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека. — Большое количество деревьев в одном рисунке — детское поведение, быть может, испытуемый не нужно заданной инструкции. — Почва изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоего порядка. — Почва изображена несколькими разными чертами — действия в соответствии со собственными правилами, потребность в совершенстве.

Психорисунок. Пример анализа рисуночного теста \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: