Методика изложения экономических категорий

Каждая учебная дисциплина имеет собственный понятийный аппарат, включающий в себя комплект категорий, законов и принципов. С их по-мощью раскрывается методика изучения, предметное содер-жание дисциплины, выносятся ценностные суждения об идеях, тео-риях школ в данной сфере людской деятельности.

1. В чем особенности изучения экономических категорий? Преж-де всего направляться обратить внимание на применение приема «на-ращивания» понятия, углубления его содержательного компонента. Таковой подход отражает таксономия образовательных целей Б. Блума, в то время, когда идея движется от несложного к более сложному. У К. Маркса в «Капитале» выделяются логические ступени при рассмотрении главных понятий. К примеру, перед тем как ввести в собственный исследова-ние категорию «капитал», создатель определяет товар, его свойства, две стороны труда, содержащегося в товаре, деньги. В неоклассическом синтезе употребляется такая категория, как «равновесная цена». Ис-следование последней проводится на базе теории поведения по-требителя с включением спроса, величины спроса, закона спроса, неценовых затратной теории и факторов спроса цены, где рас-сматривается предложение, количество предложения, неценовые факторы и закон предложения предложения.

2. Методика изложения экономических категорий предполагает «отталкивание» от известных понятий и пройденного материала. К примеру, в теме «Экономический анализ: совокупное предложение и совокупный спрос» направляться повторить эффект дохода и заме-щения. Это разрешает напомнить уже узнаваемый материал и на кон-трасте с кривой спроса на отдельный товар растолковать траекторию кривой совокупного спроса тремя факторами: 1) эффектом процент-ной ставки; 2) эффектом настоящих кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.

3. При изложении той либо другой неприятности в конкретной эконо-мической дисциплине возможно предложить различные определения кате-горий. Разъясняется такое положение дел целями педагога, методоло-гией изучения, позицией субъекта познавательной деятельности. К примеру, в экономической литературе представлены разные подходы по определению монополии. Одни теоретики отражают сущность термина в рамках капиталистической совокупности, другие при-держиваются внеисторического подхода к определению монополии; третьи требуют пересмотра данной категории, поскольку уверены в том, что от нее мало пользы при анализе современной обстановки. К примеру, П. Хейне употребляет другие термины – «ценополучатели» и «цено-искатели».

Непременно, любое определение неизменно не хватает, по причине того, что реальность многогранна, и качественные трансформации, происхо-дящие в реальности, приводят к пересмотру воззрений и теоре-тических положений.

4. Важен в методике изложения категорий прием сопос-тавления, в то время, когда одно да и то же явление анализируется в различных обще-ственных условиях, на различных стадиях развития общества. К примеру, процесс приватизации имеет место и в экономически развитых стра-нах, и в государствах с переходной экономикой. В экономически развитых государствах приватизация затрагивает отдельные сферы деятельности и не столь значима по масштабам и глубине, как в государствах с переход-ной экономикой, где приватизация тесно увязывается со сменой со-циально-экономической совокупности, разгосударствлением экономики в целом, демократизацией управления в стране.

Ценится в рассмотрении экономического материала умение пре-подавателя, исследователя вести диалог с аудиторией, оппонентом, рассуждать и реагировать на вопросы. хороший пример для того чтобы умения – книга С. Е. Янченко «Ступени развития рынка. Генетический код капитализма» [7]. Любая маленькая «порция» материала предваряется вопросом собеседника, создатель обстоятельно и доступно, раскры-вает генетический код капитализма, показывает «ген» капитализма в несложном товарном хозяйстве, его развитие в капиталистическую сис-тему, выделяя три ступени в развитии рынка.

Дабы изучить какое-либо явление, нужно изложить его в поняти-ях. Воспользуемся понятийным аппаратом дидактики и экономиче-ских дисциплин для определения рациональных дорог образователь-ной деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Для чего человеку обучаться?

2. Что есть предметом и объектом изучения дидактики?

3. Какие конкретно задачи решает дидактика?

4. Назовите законы обучения, выделенные современной дидактикой.

5. Охарактеризуйте хорошие правила дидактики.

6. Чем отличается предмет изучения методики преподавания экономических дисциплин от предмета неспециализированной дидактики?

7. Отличительные характеристики методики преподавания эко-номических дисциплин?

8. В чем состоят изюминке изложения экономических категорий?

Практикум

Сформулируйте главные вопросы к каждому из уровней обра-зовательных задач Б. Блума.

Методика преподавания: 31 неточность учителя


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: