Методика изучения фрустрационных реакций с.розенцвейга

Настоящая методика в первый раз обрисована в первой половине 40-ых годов XX века С.Розенцвейгом называющиеся «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая обстановка этого способа содержится в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека либо более, занятые еще не законченным беседой. Изображенные персонажи смогут различаться по полу, прочим характеристикам и возрасту. Неспециализированным же для всех картинок есть нахождение персонажа во фрустрацнонной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С.Розенцвейга, созданная в НИИ им. В.М.Бехтерева.

Методика складывается из 24 картинок, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрацнонной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, возможно поделить на две главные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих обстоятельствах какое-либо препятствие, персонаж либо предмет, обескураживает, сбивает с толку словом либо еще каким-либо методом. Ко мне относятся 16 обстановок — картинки номер 1, 3, 4, 6, 8,9,11,12,14,15,18,20,22,23,24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект наряду с этим является объектом обвинения. Их восемь: картинки номер 2,5,7,10,16,17,19,21.

Между этими типами имеется сообщение, поскольку обстановка «обвинения» предполагает, что ей предшествовала обстановка «препятствия», где фрустратор был, со своей стороны, фрустрирован. Время от времени испытуемый может трактовать обстановку «обвинения как обстановку препятствия», либо напротив.

Процедура опыта организуется в соответствии с приложенной к комплекту картинок инструкции.

Оценка теста. Любой ответ оценивается с позиций двух типа: направления реакции и критериев реакции.

1.Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое либо неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней обстоятельства фрустрации, либо вменяется в обязанность второму лицу дать добро данную обстановку).

2.Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую обстановку как благоприятную для себя, принимает вину на себя либо берет на себя ответственность за исправление данной обстановке).

З.Импунитивные реакции (фрустрирующая обстановка рассматривается как неважная, как отсутствие чьей-либо вины либо как что-то такое, что возможно исправлено само собой, стоит лишь подождать и поразмыслить).

Реакции различаются, кроме этого с позиций их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, привёдшее к фрустрации, всячески подчеркивается либо интерпретируется как собственного рода благо, а не препятствие, либо описывается как не имеющее важного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (ключевую роль в ответе испытуемого играется защита себя, собственного «Я», и субъект либо осуждает кого-то, либо признает собственную вину, либо же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение неприятности; реакция принимает форму требования помощи от вторых лиц для ответа обстановки; субъект сам берется за разрешение обстановки либо же уверен в том, что ход и время событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий приобретают девять вероятных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:

Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М— импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими знаками: ОD — «с фиксацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», NР — «с фиксацией на удовлетворении потребности».

Для указания, что в ответе господствует мысль препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, т.

В соответствующей таблице находятся методы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный страницу для предстоящей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, что возможно обозначен как «степень социальной адаптации». Этот показатель вычисляется методом сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Инструкция: «На каждом рисунке изображены два либо пара человек. Человек слева неизменно изображен говорящим какие-то слова. Вам нужно на странице ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности стремительнее».

Конечно предполагать, что при наличии личных изюминок фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характеризоваться «усредненным профилем». Среди всего многообразия ответов испытуемых какой-то группы смогут быть выделены методом соответствующих статистических процедур однообразные либо сходные ответы, каковые можно считать характерными для отдельных обстановок теста.

Показатель GCRвычисляется методом сравнения очков субъекта со стандартными размерами, взятыми методом статистического подсчета. Обстановок, каковые употребляются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице (см.ниже). Слева на листке протокола испытуемого ставится символ «+», в случае если ответ субъекта аналогичен стандартному ответу. В то время, когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на обстановку, то достаточно, дабы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ кроме этого отме-чается знаком «+». В случае если ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. В случае если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки суммируются, считая любой плюс за единицу, а минус за ноль. После этого, исходя из 14 обстановок (каковые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина ССЯ испытуемого. Количественная величина ССК может рассматриваться в качестве меры личной адаптации субъекта к собственному социальному окружению.

Мне весьма жаль, что мы забрызгали ваш ‘ костюм, не смотря на то, что так старались объехать лужу.

Это плохо: вы разбили любимую вазу моей матери.

Вам же не видно экрана!

Как жалко, что моя машина сломалась, и вы вследствие этого опоздали на поезд.

Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их приобрела семь дней назад, но когда приношу их к себе, они останавливаются.

В соответствии с библиотечным правилам, вы имеете возможность брать в один момент лишь две книги.

Не через чур ли Вы шумите?

Твоя подруга пригласила меня сейчас вечером на танцы. Она заявила, что ты не придешь.
Я осознаю, что вам нужен ваш плащ, но вы должны подождать до обеда, пока не придет заведующий.

Вы лжец! Вы сами это понимаете!

В случае если это не твоя шляпа, то, возможно, Петров по неточности забрал ее, а собственную покинул тут.

Простите, прошу вас, значит нас неправильно соединили.

Я не могу на данный момент вас принять, не смотря на то, что день назад мы об этом и условились.

Она должна была быть тут уже 10 мин. тому назад.
Я осознаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу.

Вы не имели никакого права меня обгонять!

Как специально, сейчас ты утратил ключи.

Мне весьма жаль, но мы именно реализовали последний экземпляр.

Что Вы, фактически думаете, проезжая мимо школы со скоростью 80 км/ч?

Я бы желала знать, из-за чего она нас не пригласила.

С человеком, которого Вы день назад обидели, произошло несчастье, и он сейчас лежит в поликлинике.

Вы не ушиблись?

Это тетя Наташа. Она требует нас мало подождать, пока она не придет и еще раз не захочет нам доброго пути.
Вот ваша газета. Мне весьма жаль, что ребенок ее порвал.


ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ,

Случай НЕ Анны О. Диагностика по методике фрустрации Розенцвейга. Перезалив


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: