Методика «эмоциональная эмпатия» в. в. бойко

Эта методика является фрагментом методики В. В. Бойко «Эмпатиче-ские способности», касающийся лишь эмоционального канала эмпатии и трех родных вопросов из вторых шкал.

Приложение 565

Инструкция. Прочтите предложенные вам утверждения и при согласии с ними поставьте рядом с номером утверждения символ «плюс», а при несогласии — символ «минус». Текст опросника

1. В случае если окружающие проявляют показатели нервозности, я в большинстве случаев остаюсь спокойным.

2. Я теряю душевное равновесие, в случае если окружающие чем-то угнетены.

3. Я редко принимаю близко к сердцу неприятности собственных друзей.

4. Чужой хохот в большинстве случаев передаёт меня.

5. Я могу оставаться спокойным, даже в том случае, если все около меня нервничают.

6. Я расстраиваюсь, в случае если вижу плачущего человека.

7. В то время, когда приятели начинают сказать о собственных проблемах, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

8. Мне тяжело осознать, из-за чего мелочи смогут так очень сильно огорчать людей.

9. В случае если я вижу, что у кого-то из родных не хорошо на душе, то в большинстве случаев воздерживаюсь от распросов.

выводы и Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «да» согласно заявлениям 2, 4, 6 и за ответы «нет» согласно заявлениям 1, 3, 5, 7, 8, 9.

В случае если опрошенный собрал 6-9 баллов, то у него выражена эмоциональная отзывчивость на переживания вторых людей. Если он набирает от 0 до 2 баллов, то эмоциональная эмпатия у него низкая либо не выражена совсем.

Картиночная методика определения эмпатийности у младших школьников

Инструкция. Давай с тобой мало сыграем. Я покажу тебе пара картин, на которых живописец изобразил разные обстановки из судьбы детей и взрослых. Наблюдай, ты находишься тут (ребенку показывают первую картину и показывают силуэт в правом нижнем углу).

Сообщи прошу вас, что ты сообщишь в данной ситуации? Ответ ребенка записывают на бланке под номером картины.

— А что ты сделаешь? Ответ записывают.

В графе «Примечание» регистрируются эмоциональные проявления при ответе на вопросы. ____________________Протокол опроса

вопрос и Номер картинки Реакция испытуемого Примечание
1. Сообщит
Поразмыслит
Сделает
2. Сообщит
Поразмыслит
Сделает

и т. д. включая вопрос и картинку под № 12.

Текстовая методика изучения эмпатийности у младших и средних школьников

Методика проективного типа создана Т. П. Гавриловой (1974) и выявляет эм-патийность детей по отношению к животным, старшим и сверстникам на их неблаго-

Приложение

получие. Употребляется способ незаконченных рассказов. Рассказы выстроены так, что их главный герой — ребенок — постоянно находится в конфликте с другим персонажем, являясь его «жертвой». Но в ходе и в следствии конфликта обе стороны испытывают тяжелые переживания. Примеры рассказов.

Ворон Борька

У всех Митькиных друзей были какие-то животные: собаки, кошки, черепахи. У Митьки никого не было: мама все сказала: вот переедем на новую квартиру, заведем тебе собаку. Собака, само собой разумеется, прекрасно, но была у Митьки мечта, про которую не было человека, кто знал. Митька очень сильно питал зависть к одному человеку — соседу Николаю Ивановичу. У Николая Ивановича был дрессированный ворон Борька. Митька имел возможность часами наблюдать, как Борька просматривал книгу, принципиально важно листал клювом страницы, как он садился на плечо Николая Ивановича и что-то словно бы шептал ему на ухо. Тот смеялся и отмахивался от Борьки рукой. Митька считал, что дал бы все на свете за такую птицу.

Николай Иванович додумался про эту Митькину страсть и в один раз, уезжая в командировку, заявил, что даст ему Борьку на время, а вдруг тот привыкнет, покинет насовсем. Митька не имел возможности опомниться от эйфории, а Борька наблюдал недоверчиво, как будто бы ощущал, что подготавливается что-то недоброе.

Митька целый сутки не отходил от Борьки. Наливал ему свежей воды, подкладывал кусочки мяса, уговаривал поболтать с ним. Борька, нахохлившись, тоскливо наблюдал в окно. Перья на голове у него встали, и был он целый жалкий и несчастный. В то время, когда Митька желал погладить его пальцем, как это делал Николай Иванович, Борька внезапно, изловчившись, ударил его по руке сильным клювом. Митька совсем загрустил. Не признавал его Борька, не желал забыть обиду разлуку с хозяином.

Так прошло пара дней. Ни слова не добился Митька от ворона. Молчал Борька. Он сидел в коробке в самом углу, косился на Митьку. Ни разу Митька не видел, дабы Борька расправил крылья либо поднялся в воздух. Он как словно бы забыл, что он птица. Ко всем Митькины заботе и ласкам он был совсем равнодушен. «Как бы не умер твой Борька, — сообщила встревоженная мама. — Да и ты, друг, на себя не похож. Видно, вам необходимо расстаться. Вот приедет Николай Иванович, и дай ему Борьку. Видишь, как он тоскует без него». Митька слушал и считал, что легко нереально дать Борьку. Он так как все делает, дабы ему было прекрасно. Николай Иванович еще может приобрести себе птицу и научить ее, а Митьке этому нужно продолжительно обучаться. Он уже полюбил Борьку и ему, само собой разумеется, не легко наблюдать, как он тоскует. Неужто нужно будет отдать?»

Про Витъкину бабушку

Бабушка весьма обожала Витьку, постоянно старалась ему чего-нибудь повкуснее сготовить либо что-нибудь сунуть в портфель, дабы в школе покушал. Она вязала Витьке носки, свитеры, как бабушка в сказке, строго посматривая из под очков. Но это она для порядка лишь так строго наблюдала, в действительности она была хорошая.

Последнее время бабушка очень сильно постарела. При гостях она время от времени засыпала за столом. В то время, когда Витька приходил из школы, он ничего не имел возможности отыскать у себя на столе. То тетрадки пропадали, то задачники. светло, кто тут хозяйничал. Витька ворчал, а бабушка оправдывалась. В то время, когда Витька садился делать уроки, бабушка просила его почитать

Приложение 567

газету либо издание. Витька снова ворчал, что человеку не дают нормально позаниматься, но газету ей всю прочитывал, кроме того про погоду. За обедом бабушка поучала Витьку, что он ложку не так держит, к тому же пальцем оказывает помощь. Витька выдерживал, а время от времени огрызался. в один раз он услышал, как на кухне что-то загремело, а их сосед, водопроводчик Степан, сообщил: «Зажилась ты, бабка, на этом свете». Бабушка оправдывалась узким голосом, а Степан все гудел басом. Витька решил придумать Степану ужасную месть, — к примеру, взорвать все трубы около дома, дабы ему работы хватило на месяц.

Как-то Витька шел по двору и заметил на скамье мелкого серого котенка. Витька забрал его на руки, котенок пригрелся и заурчал. Витька был рад: так как ему хотелось как раз для того чтобы, серого, полосатого, пушистого. Витька весело прибежал к себе и закричал бабушке: «Наблюдай, какой у меня сейчас котик имеется! Я так как для того чтобы и желал!» Бабущка забрала котенка двумя пальцами за спинку и выбросила на лестницу тёмного хода. «Вот еще, будешь всякую грязь носить. От них, Витенька, лишь блохи да болезни. Лучше тебе мама рыбок приобретёт», — сообщила бабушка. Витька выскочил на лестницу, искал во дворе, на чердаке. Нигде не было котенка. Либо убежал куда-то, либо его кто-то так скоро подхватил. С бабушкой Витька не говорил, газет ей не просматривал, за обедом отворачивался. Так обиделся — и прощать не желал. Кроме того Степану мстить раздумал.

Тетя Соня отправила письмо бабушке. Она кликала ее к себе в Киев. Она жила одна, у нее бабушка бы отдохнула, пожила нормально, да и город у них не таковой шумный, как Москва. «Пускай едет», — поразмыслил Витька. Бабушка расстроилась, что ей без внука будет скучно, не за кем тогда заботиться да баловать. «Что же ты молчишь? — задал вопрос отец. — Бабушка из-за тебя желает остаться. Ну, как бы ты желал, дабы она осталась либо уехала?»

Шестое чувство: Эмпатия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: