Методика как учебная, научная и практическая дисциплина.

М начала складываться в конце 19 нач 20в.

Методика еще в эру позднего Ренессанса(до начала 18в) не была самост ветвью в педагогике. Академик Щерба – 1 из первых поставил ? о научности методики.Щ – научность М сост в широком исп-и анализа изучаемых явлений и привлечении данных смежных наук. «–» его теории – недооценка роли синтетических изучений, преувеличение роли анализа в М. Лиховицкий (1984г) М – наука стыковая(опирается на смежные науки и исп собственные собств концепции и теор решения) – 1) теор курс, уч дисциплина в институте 2) наука, имеющ экспериментальн базу 3) совокупность форм, приёмов и методов преподавателя, т.е. разработка Методика обучения зарубежным языкам – наука, исследует цели, средства обучения, и воспитания и способы учения на материале ин.яз. М – (Климентенко, Миролюбова) – 1) совокупность приёмов и методов, напр к овладению языками (в более узком смысле – как комплекс приемов, служащих ответу конкр задачи обучения, напр: методика постановки произношения), 2) как прикладная область знаний о способах обуч-я языкам, основанная на данных др наук (технич дисциплина, по выражению Щербы), 3) как самост пед дисципл, изуч спец закономерности собственного предмета. М как наука исследует уч д-ть студента, препода. 1)неспециализированная методика – исследует процессы изучения ИЯ в общем отбор материалов, правила построения, напр: комп программ и т.д.2) личная методика – изучает процесс преподавания первого ИЯ, напр: особенности изучения фонетики, особенности обуч-я грамматике ИЯ. Цель (цели обуч-я ИЯ – воспитательн, образоват, практ, развивающ)– познакомить слушателей с изюминками преподавания ИЯ в языковом институте. Задачи 1) знать программные требования по предметам, место ИЯ в уч замысле института; 2)выяснить задачи и цели обучения ИЯ в яз институте; 3)выяснить содержание образования/ в учебном замысле, выделить разл нюансы в соответствии с уч замысла; 4) обладать базами практики и теории обучения разл видам умений и навыков в усл яз института; 5) отбирать мат для обучения студентов яз институтов разл видам речевой д-ти (РД) РД – умение говорения, чтения, письма и аудирования. 6) составлять экз мат и заданий, оценивать ответы, применяя соот критерии и параметры 7) учитывать особенности овладения вторым яз при обучении студентов яз институтов. Главные объекты(более широкое понятие) М: программы, книжки, уч пособия, снабжающие обуч-е уч предметам; процесс обучения предмету (уч-воспитательный процесс), включ-щий д-ть У и Уч, осн орг-е формы их взаимод-я (совокупность уроков, внеклассная работа). Предмет(входит в Объект) М – обобщение множества разл моделей взаимод-я всех явл, процессов, связей, отнош той сферы д-ти, кт связана с обучением ИЯ. В предмет М как науки входят все совершенные системы в уч предмета, т.е.отечественные знания о нем, зафиксированные в категориях цели, содерж, способов обуч-я и др., нах в тесной связи др с др. (предмет – системы в уч предмета ИЯ, т.е. отечественные знания о нем) Цели(=нюансы) обуч-я ИЯ: практич, воспитательн, образоват.(т.е. общение, поступки, знания, культура) 2. Способы изучения науки «методика». Способ – научно-фиксированное наблюдение Методика + воспитание 1обучающая д-ть препода 2учебная д-ть студентов/обучающихся 1) – сумма знаний, методика (умения и навыки)/ орг-я обучения: цели обучения (развивающ, образоват, воспитывающая), содержание, приёмы и методы, средства обуч-я, способы изучения. 2) мыслительная д-ть, речевая, общение. Способы изучения: 1) анализ научных источников: умения оценить, вычленить и обобщить инф. 2)обобщение и изучение положит опыта преподов 3) пробное обучение (несколько обучающихся) – в то время, когда препод не имеет научн знаний 4) умелое – напр: внедрение методики в шк Москвы

5) опыт (естественные / перекрестные) – проводится самим преподом (в 1 либо неск группах)

6) анкетирование (среди обучающихся, преподов, родит) 7) тестирование 8) Беседа 9) хронометрирование (снятие урока на видео, вычисление вр, требуемого для пунктов замысла) 10) способ осциллографического анализа (определение резонанса произношения) 3. Сообщение методики с др науками. Базисные науки, на кт опирается методика:

Лингвистика, педагогика, психология, психолингвистика, дидактика, философия, логика

(диалог культур в мастерстве, науке и т.д., для культуры мировоззрения) Смежные науки: социология (затрагиваются разл соц слои), теория информации, методика преподавания русского как зарубежного. В перв очередь М как пед дисципл связана с общей пед-кой и дидактикой(Д). Эти отрасли научного знания имеют неспециализированный объект – обуч-е, разглядываемое на разн уровнях. На уровне П обуч-е рассм-ся как 1из качеств практич пед д-ти в целом – д-ти по передаче общ опыта подрастающим поколениям. Сообщение м\у М и Д – (Рахманов) – М – это дидактика в действии. Вопросы, которые связаны с обуч-ем в пед выделяются в особ раздел – дидактику. Д, являясь общей теорией обуч-я, м б применена на практике лишь воплощенная в какую-нить личную Д, в методику какой-л конкр дисциплины. Д устанавливает неспециализированные законы обуч-я, пользуясь опыт изучениями, набл и обобщениями опыта, взятого в рез преподавания какой-л конкр дисциплины: М же при построении того либо иного способа основывается на данных дидактики. !Потому, что мы имеем дело с обучением, то М – это в значит мере Д, т.к.речь заходит об усвоении, то это физиология, потому, что усваивает личность, то это психология, обучаем мы языку, исходя из этого М имеет прямое отнош к лингвистике, яз имеется одна из знаковых совокупностей, — сообщение с семиотикой, в обучении имеет место процесс общения – сообщение с теорией ком-и, в обуч-и д осущ-ся управление, а оно изучается кибернетикой, и т.д.

Практическое занятие студентов ЧГУ во втором роддоме Кесарево сечение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: