Методика направленного интервьюирования

Один из первых вопросов, с которыми сталкивается исследователь, – это вопрос о том, кого направляться опрашивать. При выборочном опросе, в то время, когда все респонденты предположительно в равной степени способны дать нужную для изучения данные, применимы выборочные способы, помогающие выяснить, кого нужно опрашивать. При направленном же опросе нужно исходитьиз того, что потенциальных опрощеных отличает друг от друга как раз то, как они смогут быть нужны для изучения и как неповторима та информация, которой любой из них располагает. Обычно при предварительном обследовании узнается, что относящейся к делу информацией может располагать целая несколько населения. Так, в случае если мы изучаем деятельность какой-либо президентской рабочей, то краткого анализа хватит, дабы указать на участников рабочей группы, ее секретариат и специалистов как на искомых опрощеных. В случае если же, но, мы занимаемся изучением “структуры власти” с целью выяснить, кто держит бразды правления в [c.239]городе N, то нам не удастся отыскать какого-либо официального перечня людей, оказывающих влияние на политическую судьбу в N. Кого направляться интервьюировать в этом случае, опрашивающий обязан решить самостоятельно.

В то время, когда потенциальные респонденты отобраны, поднимается вопрос о том, в каком порядке их интервьюировать. В большинстве случаев появляется искушение первыми опросить тех, кто самый расположен сказать и самый красив, или тех, кто предположительно владеет самой полной информацией. Однако здесь нужно иметь в виду две вещи. Во-первых, дело в том, что любое направленное интервью содержит в себе элемент научного открытия. Редко бывает так, дабы мы сначала светло воображали себе все, о чем направляться задать вопрос. На начальной стадии интервью мы, в полной мере быть может, определим такие факты, каковые окажут помощь нам извлечь максимально нужную данные из предстоящего опроса. Исходя из этого интервьюирование самые предпочтительных для интересующего нас события фигур обычно лучше отнести на конец. Во-вторых, при направленном интервьюировании мы в большинстве случаев имеем дело с лицами значительно более заинтересованными, чем при выборочном опросе. От каждого респондента мы вправе ожидать совсем особенного (быть может, не лишенного личного интереса) взора на изучаемое нами явление, и любой из них может умышленно либо без злого умысла дезориентировать нас относительно того, кто знает об этом явлении больше вторых и кого, соответственно, направляться опросить. Никогда нельзя допускать, дабы выбор опрощеных либо порядок опроса полностью определялся предложениями опрощеных, опрошенных сначала, но частично учитывать эти предложения в полной мере возможно. Уже одно то, что ранее опрошенный внес предложение опросить кого-то еще, само по себе подчас говорит о наличии каких-то альянсов или других типов коммуникативного сотрудничества. Помимо этого, потому, что громадна возможность того, что респонденты привычны между собой и как-то связаны с изучаемым нами предметом, крайне важно проследить за тем, дабы первые этапы опроса не навредили предстоящему обследованию – в силу невольного отождествления его со в полной мере определенной группой людей среди потенциальных опрощеных. По возможности направляться избегать опрашивать [c.240]первыми диссидентов, фаворитов оппозиции, экстремистов или фаворитов любой главной коалиции, потому, что слух об этом может дойти до вторых опрощеных и заблаговременно встревожить их либо настроить враждебно по отношению к опросу.

Ввиду вышеизложенного первыми оптимальнее опрашивать, по-видимому, тех людей, каковые занимают стороннюю позицию по отношению к разглядываемому явлению и вывод которых другие респонденты, имеющие более яркое отношение к этому явлению, считают нейтральным. К примеру, при изучении структуры законодательной власти в том либо другом штате сначала лучше опросить рядовых участников законодательного собрания (главной рабочий орган, в котором учавствуют все, кто имеет отношение к законодательной деятельности) и только позже – главных действующих лиц в законодательстве. Разумно будет кроме этого растолковать первым респондентам, что опрос носит предварительный, поисковый темперамент и что, быть может, вы захотите возвратиться к нему по окончании – в то время, когда уточните все вопросы и уясните, как трактовать ответы на них.

На деле проведение направленного опроса может оказаться очень трудоемким занятием, потому, что элитные респонденты – это обычно занятые люди, а опрос каждого из них, в большинстве случаев, отнимает много времени (в среднем час и более). При организации интервью смогут быть нужны следующие советы (не смотря на то, что в отдельных случаях может оказаться нежелательно либо нереально им направляться):

1. О времени опроса договаривайтесь в обязательном порядке заблаговременно (по телефону либо по почте), не окажитесь неожиданно, как это не редкость при выборочном опросе.

2. Договариваться об интервью попытайтесь с самим предполагаемым респондентом, а не с его секретарем либо ассистентом.

3. Избегайте детально растолковывать цель интервью, потому, что это может вызвать у вашего будущего респондента искушение отослать вас к одному из собственных сотрудников-специалистов.

4. Неизменно старайтесь распознать обстоятельство отказа и по возможности ее устранить. К примеру, в случае если неприятность в дефиците времени, предложите совершить интервью во внерабочее [c.241] время; в случае если неприятность в недостатке доверия к вам, попытайтесь сослаться на рекомендацию кого-нибудь из тех, кому предполагаемый респондент доверяет.

5. В обязательном порядке имейте при себе документы, удостоверяющие личность спонсора опроса и вашу (на случай вероятных недоразумений).

Направленное интервью нельзя проводить правильно, годным для выборочного опроса. Декстер пишет, что “практически универсальным правилом для направленного и специального интервью есть то, что лучший метод интервьюирования в конкретной обстановке определяется самой данной обстановкой (включая ко мне черты и знания личности интервьюеров)”4. При направленном интервью если сравнивать с выборочным опрашивающий обязан проявлять в целом большее разнообразие и большую гибкость в стиле ведения интервью. Возможно, но, предложить пара неспециализированных советов, пригодных для большинства случаев.

1. В начале интервью в обязательном порядке представьтесь и изложите кратко задачу вашего изучения; не надейтесь на то, что респондент усвоил все это из вашего письма либо из прошлой встречи с вами.

2. Важное значение может иметь ситуация, в которой берется интервью. По возможности направляться исключить из нее отвлекающие факторы. К примеру, попытки забрать интервью на протяжении обеда в ресторане либо в присутствии детей респондента в большинстве случаев кончаются неудачей. Но в некоторых случаях не редкость полезно совершить интервью в необыкновенном месте (в парке, автобусе, музее), с тем дабы создать непринужденную воздух либо оживить в респонденте воспоминания о прошлых событиях.

3. Не смотря на то, что групповые интервью время от времени смогут оказать помощь прийти к консенсусу в оценке некоторых фактов, и распознать индивидуальные взаимоотношения в группе, все же лучше опрашивать в один момент не более одного человека.

4. Проводите интервью вдумчиво и в дружеском тоне. Не выпаливайте скороговоркой все вопросы подряд. Не опасайтесь пауз, нужных вам либо респонденту, дабы собраться с мыслями.

5. Шепетильно продумайте, какие конкретно вопросы вы зададите первыми. Притом что главная часть интервью лишена замысла, первые пара вопросов крайне важны, поскольку они [c.242] фокусируют внимание респондента, стимулируют его память и проясняют для него, чего как раз вы от него желаете. Начальные вопросы должны быть: (а) ярким образом связаны с заявленной вами задачей изучения, (б) достаточно нейтральны, дабы респондент имел возможность на них ответить без каких бы то ни было опасений, (в) сформулированы так, дабы продемонстрировать респонденту, что опрашивающий знаком с предметом изучения, (г) вычислены на получение свободных и непринужденных ответов, а не плоских либо сухих (в случае если вам необходимы чисто фактические сведения о респонденте, вы успеете взять их потом на протяжении интервью). Особенно нужны в качестве вступительных те вопросы, где делается упор на отношение респондента к исследуемому явлению либо на его познание этого явления.

6. В отличие от выборочного интервью вопросы направленного интервью должны допускать множественные интерпретации. Не забывайте, что ваша задача – выяснить, что думают о явлении и что чувствуют в связи с ним сами респонденты.

7. Оказать помощь вызвать необходимый ответ, кроме прямого вопроса, может кроме этого комментарий. К примеру, замечание типа “Ну, обыкновенно это делается не так” может позвать со стороны респондента ответное рассуждение о том, как, согласно его точке зрения, “это делается”.

8. Неизменно смотрите по возможности респонденту в глаза (в случае если лишь это ему не не очень приятно), так дабы он видел, что вы его пристально и сочувственно слушаете. Простые фразы типа “Я осознаю…” либо “Само собой разумеется…” либо вдумчивое “Да…” окажут помощь вам подбодрить респондента и разговорить его. Не забывайте, что главное вознаграждение, которое респондент приобретает за развернутое интервью, – это возможность “просветить” кого-то, кому знаком и честно увлекателен тот предмет, что для него самого крайне важен. Исходя из этого полезно не редкость разрешить респонденту понять, что он вправду оказывает помощь вам собственной информацией.

9. С комментариями опрощеных, каковы бы они ни были, лучше, по-видимому, соглашаться. Не показывайте респонденту, что вы не согласны с его мнением либо сомневаетесь в приводимыхим фактах.

10. Исключение из правила 9 составляют те случаи, в то время, когда [c.243] респондент не желает выдавать вам данные, которой он, как вам думается, располагает. Тут может оказаться нужным применить так именуемую “методику Наделя”5. Она пребывает в том, что опрашивающий берет на себя роль критика либо оппонента респондента, стараясь оспаривать и ставить под сомнение его тезисы в надежде, что в споре тот проговорится. Для выведывания нужной информации может понадобиться кроме того определенная часть враждебности.

11. Респондента, что избегает разглашать данные, по причине того, что опасается, что ею смогут злоупотребить, время от времени удается разуверить в его опасениях, напомнив, что опрос носит строго тайный темперамент и что исследователь ни в коей мере не в состоянии оказать влияние на сложившееся положение дел.

12. Ведение записей по ходу интервью – один из способов расширить его результативность. При направленном опросе (в отличие от выборочного, в то время, когда заметки направляться делать незаметно) то, как опрашивающий делает записи, может обычно побудить респондента детализировать или дополнить приведенную им данные. Если вы шепетильно все записываете, то для респондента это значит, что его комментарий для вас серьёзен; в случае если же вы откладываете ручку в сторону – это сигнал того, что респондент через чур на большом растоянии уклонился от главной темы. Потому, что вам нужно будет вести столь пространные записи, что делать незаметно это нереально, вы имеете возможность по ходу делать заметки по поводу всего, что достойно внимания.

13. Старайтесь приноровиться к характеру респондента и стилю поведения. Одним людям характерно держаться выделено сухо, другие, напротив, весьма раскованны; одни оперируют практически только отвлеченными понятиями, другие же стараются все приложить к себе и к собственному опыту. Кто-то привык общаться в основном с руководством, а кто-то по большей части с подчиненными. И вы получите больше информации, в случае если сможете перенять одну из этих ролей. Запрещено затевать интервью, заблаговременно жестко выяснив, в каком стиле вы станете функционировать – это возможно решить только на протяжении беседы с респондентом.

14. В обязательном порядке просмотрите собственные записи сразу после интервью, с тем дабы записать собственный комментарий к нему и проработать те пункты, каковые вам удалось затронуть [c.244] только в общем. Крайне важно как возможно меньше доверять собственной памяти, даже в том случае, если для этого вам нужно будет провести пару часов в неуютном кафе либо в промерзшем салоне автомобиля.

15. Собственные рукописные заметки как возможно скорее перепечатайте на машинке. Сделайте пара экземпляров и храните их раздельно, дабы не утратить.

Применение магнитофона при опросе имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. Магнитофон способен уловить изменение тона и оказывает помощь избежать искажений при передаче того, что было реально сказано. Помимо этого, он разрешает опрашивающему услышать себя со стороны. Это полезно, по причине того, что то, как раздался вопрос, может оказаться значительным для интерпретации ответа. Сложность содержится в том, что магнитофон довольно часто “затормаживает” обращение респондента, потому, что лишает его возможности отказаться в будущем от своих слов , если появится какое-либо недоразумение. Время от времени респондент опасается, что запись возможно опубликована в искаженном виде. Помимо этого, сама техника магнитофонной записи может отвлекать внимание респондента от опроса. Ответ о том, применять магнитофон либо нет, в каждом конкретном случае исследователь обязан принимать с учетом типа задаваемых характера и вопросов респондента. В случае если предмет дискуссии достаточно щекотлив либо в случае если магнитофон респонденту “противопоказан”, то ясно, что издержки его применения перевесят преимущества. В случае если же предстоит долгое интервью со множеством технических специфических фактов и подробностей, главных для изучения, то магнитофон может оказаться незаменимым.

Применяя магнитофон, не скрывайте его и помещайте так, дабы он был у респондента перед глазами. Заблаговременно удостоверьтесь в надежности его в действии, дабы убедиться, что он подходит для данного вида работы (владеет достаточной чувствительностью, несложен в эксплуатации, способен обеспечить нужную длительность записи). Ни при каких обстоятельствах не надейтесь полностью лишь на магнитофон. Он может забарахлить, а это приведет к безвозвратной утрата текста интервью. Исходя из этого неизменно параллельно ведите запись от руки на бумаге6.

Наконец, серьёзная неприятность при направленном опросе – это его конфиденциальность, которая играется тут [c.245] более ключевую роль, чем при выборочном, потому, что от респондента требуется обычно такая информация, которая при злоупотребления ею либо ее обнародования может привести к нежелательным социальным последствиям. Обеспечивая конфиденциальность интервью (а делать это нужно обязательно), исследователь обязан приложить все усилия, дабы сохранить секретность информации. Сделать это обычно кроме того легче, чем при выборочном опросе, потому, что в направленный опрос в большинстве случаев вовлечено меньше снабжающего его персонала, и в случае если исследователь будет хранить сделанные записи в надежном месте, то существует определенная гарантия, что они не станут достояние общественности. Опасность разглашения тайны появляется значительно чаще, в то время, когда для перепечатки рукописной либо магнитофонной записи исследователь прибегает к услугам машинистки. Уж если он совсем не в состоянии сделать эту работу сам, то нужно по крайней мере применять услуги лишь проверенных людей и по возможности хранить личность респондента в тайне от машинистки. Запрещено допускать доступа посторонних лиц к материалам опроса. [c.246]

СОБЕСЕДОВАНИЕ на Британском -ТОП 14 ВОПРОСОВ -ОТВЕТОВ Интервью — Рабочий Бизнес Британский


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: