Методика обоснования проблемы, целей и задач прикладного исследования

Методологическая функция программы разрешает четко выяснить изучаемую проблематику, организовать задачи и цели изучения, выяснить и совершить предварительный анализ предмета и объекта изучения, установить отношение данного изучения к ранее выполненным либо параллельно делаемым по данной проблематике изучениям.

Методическая функция программы разрешает создать неспециализированный логический замысел изучения, на базе которого осуществляется цикл изучения: теория – факты – теория.

Организационная функция снабжает разработку четкой совокупности разделения обязанностей между участниками исследовательского коллектива, разрешает обеспечить действенную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических изучений как научный документ обязана отвечать последовательности нужных требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического изучения. Любой этап – довольно независимая часть познавательного процесса – характеризуется своеобразными задачами, ответ которых связано неспециализированной целью изучения. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены неспециализированному смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особенные требования к содержанию и структуре программы.

Программа социологического изучения складывается из двух главных частей: методологической и процедурной. В совершенном варианте программа содержит следующие разделы: постановка неприятности, задачи и цели изучения, предмет и объект изучения, интерпретация главных понятий, способы изучения, замысел изучения.

Соотношение проблемной ситуации и проблемы зависит от вида изучения, от глубины и масштабности социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического изучения предполагает получение пространственно-временных и как следует-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером неприятности, тем самым обозначается предмет изучения. Предмет свидетельствует границы, в которых конкретный объект изучается в этом случае. Потом нужно поставить задачи и цели изучения.

Цельориентируется на конечный итог. Цели смогут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание либо объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для предстоящего научного развития.

Задачи– отдельные части, шаги изучения, каковые содействуют достижению цели. Постановка задач свидетельствует в некоей степени замысел действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на каковые должны быть взяты ответы для реализации цели. Задачи смогут быть главные и частные. Главные являются средством ответа основных вопросов изучения. Частные – для проверки побочных догадок, решения каких-то методических вопросов.

С целью применения единого понятийного аппарата в программе социологического изучения определяются главные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, на протяжении которых осуществляется обнаружение элементов главного понятия по строго заданным параметрам, каковые отражают качественные стороны предметы изучения.

Целый процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой неприятности, расчленение ее на элементы, детализация проблемной обстановке. Это разрешает более четко представить предмет изучения.

Ответственное место в разработке программы изучения занимает формулирование догадок, каковые конкретизирует собой его основной методологический инструмент.

Догадка– это вероятностное предположение о обстоятельствах явления, связях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой неприятности, вероятных подходах к ответу социальных неприятностей.

Догадка дает направление изучения, воздействует на формулировку методов вопросов и выбор исследования.

Изучение должно подтвердить, отвергнуть либо подкорректировать догадку.

Возможно выделить пара типов догадок:

1) главные и выводные;

2) главные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о особенностях объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и социальных процессах).

Главные требования к формулировке догадок. Догадка:

1) не должна содержать понятий, каковые не взяли эмпирической интерпретации, в противном случае она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть несложна;

4) должна быть контролируема при данном уровне теоретических знаний, практических возможностей и методологической оснащённости изучения.

Главная трудность формулирования догадок содержится в необходимости соответствия их задачам и целям изучения, каковые содержат ясные и правильные понятия.

Процедурная часть программы социологического изучения включает методику и технику изучения, т. е. описание метода сбора, анализа и обработки информации социологического изучения.

Эмпирические изучения проводятся на выборочной совокупности.

способ и Тип определения выборки зависит от вида изучения, его гипотез и целей.

Основное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом изучении, т. е. – репрезентативность: свойство выборочной совокупности представить главные характеристики главной.

Выборочный способ основан на двух взаимообусловленности: и принципах взаимосвязи качественных исследования и характеристик объекта и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по собственной структуре есть микромоделью целого, т. е. главной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор способов сбора социологической информации. Описание способов сбора информации предполагает обоснование выбранных способов, фиксацию главных технических приёмов и элементов инструментария работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, как это будет производиться с применением прикладных компьютерных программ.

Шавырина И.В. Современные способы социологических изучений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: