Методика проведения социологического исследования

Успешное и качественное проведение социологического изучения во многом определяется методикой.

Под методикой социологического изучения понимается совокупность частных приемов, разрешающих взять, систематизировать и проанализировать социологические информацию об изучаемых явлениях и процессах.

Она отвечает на два главных вопроса: «Что делать?» и в основном «Как делать?».

В первую очередь уясняются обстановка и появившиеся в ее рамках неприятности, требующие анализа. Изучаются возможности для изучения. На базе этого разрабатывается концепция изучения, которая оформляется в виде программы.

Программа – это главный документ социологического изучения, исходя из этого раскроем его содержание.

Принято вычислять, что программа социологического изучения складывается из двух разделов:

теоретико-методологического и методико-организационного (процедурного).

Первый раскрывает, что будет исследоваться,

второй – как будет осуществляться данное изучение.

Теоретико-методологический раздел программы включает:

1. Анализ обстановки, обоснование и формулировку неприятности.

В жизни довольно часто появляется множество неприятностей. Для принятия верного ответа в связи с этими проблемами их нужно изучать. С целью этого и проводятся конкретные социологические изучения.

Под проблемой в социологии понимается совокупность высказываний либо вопросов о противоречивых социальных событиях, о структуре их условий и признаков существования, развития и противоречивости функционирования, которая формируется как факт знания о незнании корней социального несоответствия либо как содержания и констатация сущности самого социального несоответствия, другими словами социальная неприятность – это знание о незнании.

К примеру, явление известно, а обстоятельства его происхождения, его сущностные характеристики – нет. Появилось несоответствие между незнанием и знанием явления его сущности. Решить проблему – значит дать добро это несоответствие, взять недостающие знания и на их базе сформулировать советы для заинтересованных лиц либо органов.

При формулировке и обосновании неприятности нужно руководствоваться следующим:

– во-первых, неприятность обязана отражать создавшуюся обстановку, настоящее несоответствие, порождающее ее;

– во-вторых, она должна быть актуальной, «кричащей», требующей скорейшего ответа;

– в-третьих, неприятность не должна быть «небольшой», другими словами малозначимой, и глобальной, решить которую нереально на данном уровне изучения;

– в-четвертых, по форме она должна быть лаконичной и четкой. Ее содержание должно быть отражено в формулировке темы изучения.

Верная формулировка неприятности во многом определяет уровень качества всей программы и конечные результаты изучения.

2. Определение цели, предмета и объекта изучения.

Цель изучения – самая общая задача, к достижению которой пытается исследователь при проведении социологического изучения. Это ожидаемый его итог.

От формулировки целей изучения зависят объём и масштаб предполагаемой работы, сроки, трудовые и материальные затраты, содержание выходной продукции.

Объект изучения – это социальный процесс, либо область социальной действительности, либо какие-то социальные условия, очевидно либо неявно которые содержат в себе социальные несоответствия, порождающие социальную обстановку, на которую направлен процесс познания.

Объектом социологического изучения значительно чаще являются коллективы, их деятельность, быта и условия жизни.

Предмет изучения – это свойства, стороны, отношения, особенности объекта, каковые высказывают содержащееся в нем несоответствие, исследуемую проблему.

3. Логический анализ главных понятий.

Этот этап есть самоё трудным в работе армейского социолога над программой.

Он содержится в том, что

выделяются главные понятия, благодаря которым исследуется поставленная неприятность,

они раскрывают объект изучения и находятся так, что отражают его стороны, свойства, отношения, другими словами через их анализ возможно представить, как в конечном итоге протекает социальный процесс.

Он базируется,

во-первых, на том, что каждые явления либо процессы возможно обрисовать посредством понятий;

во-вторых, на том, что понятия имеют разную степень общности. Исходя из этого возможно расчленить не сам объект изучения, а понятия, отражающие как объект изучения в целом, так и его отдельные стороны.

Так возможно выстроить словесную модель изучаемого социального явления либо процесса.

Логический анализ главных понятий реализуется при помощи двух процедур:

интерпретации и операционализации.

Интерпретация (определение) – это выделение, отбор главных понятий темы и раскрытие их содержания.

Определения понятий возможно отыскать в справочниках, книжках либо сформулировать самостоятельно, исходя из логики своего опыта и исследования.

На базе отобранных исходных понятий проводится их операционализация:

операционализация – расчленение взятых на протяжении интерпретации понятий на составляющие, каковые вероятно свести к понятиям, отражающим простые конкретные факты, каковые возможно охарактеризовать с количественной и качественной стороны и каковые пригодны для социологического измерения.

К примеру, нужно совершить операционализацию понятия «престиж профессии». Это возможно достигнуто изучением следующих показателей: ценностные ориентации личности, установки, мотивы, интересы, потребности и т.д.

Все эти показатели имеют собственные эмпирические индикаторы. Исходя из этого по окончании операционализации понятий строятся индикаторы, разрешающие по тем либо иным фактам социальной действительности делать выводы о содержании понятия. Очевидно, полный перевод изучаемого понятия (любого уровня – как теоретического, так и операционализированного) в индикаторыневозможен, поскольку нереально более широкое понятие перевести в более узкое посредством конечного числа фактов социальной действительности. Однако направляться стремиться к применению в изучении самые характерных индикаторов, по которым возможно более совершенно верно делать выводы о содержании исследуемого понятия.

4. выбор шкалы и Поиск индикаторов измерения.

Индикатор – дешёвая измерению и наблюдению черта (показатель) изучаемого объекта.

В качестве индикаторов выступают факты, поддающиеся количественной характеристике, но это также будут быть оценки, установки, суждения людей, высказывающие их отношение к разным явлениям жизнедеятельности коллективов.

Они представляют собой варианты ответов на вопросы.

При выборе индикаторов нужно руководствоваться следующим:

– выбор индикаторов предопределен операционными понятиями, как раз они очерчивают круг фактов, каковые смогут быть использованы в качестве индикаторов;

– имеется операциональные понятия, каковые сами делают роль индикаторов:

возраст, национальность, звания и т.д. В этом случае ответ на вопрос строго определяется этими понятиями;

– имеются операциональные понятия, каковые требуют применения не одного, а нескольких индикаторов;

– в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического изучения, условий, в которых он находится.

Ответы, размещенные в определенной последовательности, образуют шкалу измерения.

В социологических изучениях для измерения употребляются следующие типы шкал:

номинальная (наименований),

ранговая (порядков),

интервальная (метрическая).

Номинальная шкала – это такая, которая отражает только свойства объектов, которыми они отличаются друг от друга. Разбираемые объекты (явления) сводятся в группы довольно какого-либо показателя и им присваиваются числа.

К примеру,

пол: 1) мужской, 2) женский;

национальность: 1) русский, 2) украинец, 3) белорус и т.д.

О степени выраженности данного свойства либо показателя ничего не говорится, фиксируется лишь факт его наличия.

Посредством номинальной шкалы измеряются интересы людей, их мнения, род занятий, домашнее положение и т.д.

Ранговая, либо порядковая, шкала – это такая, которая отражает степень выраженности измеряемого свойства. В соответствии с данной шкале ответы, отражающие измеряемое свойство, находятся в строгом порядке от самый к наименее значимой позиции и напротив.

К примеру, в рамках данной шкалы ответы на вопрос: «В какой степени Вы способны руководить собственными чувствами?» находятся следующим образом:

1) Как правило я в состоянии руководить собой.

2) Не редкость, что не могу совладать с собой.

3) Довольно часто ощущаю, что не в состоянии руководить собой.

Номера ответов являются рангами .

Интервальная (метрическая) шкала проходит службу в основном для замера количественных черт, другими словами разрешает выяснить не только степень, но и меру выраженности какого-либо показателя изучаемого явления.

Имеются в виду те показатели, каковые возможно выразить числом. Это возраст, срок работы, доходы, время, затраченное на те либо иные виды деятельности, и т.д.

Принципиально важно учитывать, что выбор шкалы, в которой предполагается измерение социальных размеров, обязан производиться исходя из требований, предъявляемых к ней:

ее валидности, чувствительности и полноты.

Валидность выражается в том, что применяемая шкала измеряет как раз те свойства либо качества изучаемого явления, каковые исследователь желает измерить.
Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответов на вопросы учтены все значения индикатора.
Чувствительность шкалы – это свойство распознать отношения опрощеных к изучаемому явлению с той либо другой степенью разделения.

Она определяется числом позиций в вариантах ответов на вопросы.

В большинстве случаев употребляются шкалы с тремя, пятью и семью позициями. Чем больше позиций, тем выше чувствительность шкалы.

К примеру, возможно предложить пять позиций для ответа на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены своим материальным положением?»:

1) удовлетворен всецело;

2) по большей части удовлетворен;

3) не совсем удовлетворен;

4) удовлетворен в малой степени;

5) совсем не удовлетворен.

5. Выдвижение догадок и постановку задач изучения.

Догадка – это обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, каковые нужно подтвердить либо опровергнуть.

Многие авторы отмечают, что догадки появляются на стыке незнания и знания.

Наряду с этим исходные предпосылки для их выдвижения – отсутствие знаний, разрешающих дать предположения и объяснения о обстоятельствах явлений, процессов, другими словами, как уже отмечалось, явление известно, а обстоятельства, порождающие его, – нет.

На базе известного делается предположение о обстоятельствах данного явления, а после этого на протяжении изучения планируют эти, каковые подтверждают либо опровергают выдвинутое предположение.

В динамике работы исследователя по составлению программы изучения это происходит следующим образом.

Выдвинув и четко выяснив проблему, исследователь прежде всего пробует осознать ее на базе имеющихся у него прежнего опыта и знаний. Иначе говоря старается растолковать опытом и старыми знаниями то, что еще не всецело познано.

В этом случае на базе имеющихся знаний он осуществляет предварительное толкование неприятности:

делает предположения, каковые, согласно его точке зрения, всецело охватывают и растолковывают исследуемое явление, другими словами исследователь формулирует догадку либо последовательность догадок.

При выдвижении догадок нужно руководствоваться следующими требованиями:

– догадки не должны быть тривиальными, другими словами такими, подтверждение либо опровержение которых ничего не дает социологической науке. Они должны выходить за рамки обыденного сознания;

– догадки должны быть четко сформулированы, поскольку в другом случае их нельзя проверить;

– они должны быть дешёвыми проверке в ходе данного социологического изучения;

– они не должны противоречить известным и проверенным фактам, и друг другу.

направляться не забывать, что от верного формулирования догадок сильно зависят результаты и направленность изучения.

Догадки бывают описательные и объяснительные,

главные и дополнительные.

Описательные догадки растолковывают структурные функциональные связи изучаемого объекта, а объяснительные – причинно-следственные зависимости.

Главные догадки относятся к центральной проблеме изучения, а дополнительные – к косвенным.

Исходя из этого на протяжении изучения часто выдвигаются не одна, а пара догадок.

Задачи социологического изучения формулируются в соответствии с его гипотезами и целью исследования и смогут быть условно поделены на главные и дополнительные.

Главные задачи подразумевают поиск ответа на основной вопрос:

средства решения и каковы пути исследуемой неприятности.

Дополнительные снабжают ответ главного вопроса.

Помимо этого, дополнительные задачи ставятся в интересах проверки запасных догадок.

Так, мы разглядели содержание теоретико-методологического раздела программы изучения.

Методико-организационный раздел программы включает:

1. Определение исследуемой совокупности.

Исследуемая совокупность – это количественная черта исследуемого объекта.

В случае если исследуемый объект (коллектив либо социальная несколько) мал, то изучением смогут быть охвачены все 100% его численности. Но в случае если объект бессчётен, а это не редкость как правило, то стопроцентный охват фактически неосуществим.

В этом случае используется выборочный способ.

Он содержится в том, что из множества единиц наблюдения отбирается ограниченное количество для всестороннего изучения.

Данный способ основан,

во-первых, на взаимообусловленности и взаимосвязи качественных черт социальных объектов;

во-вторых, на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по собственной структуре часть есть моделью целого.

Как же осуществляется выборка?

Дабы ответить на этот вопрос, в первую очередь определим понятия, которыми будем оперировать при формировании выборки.

К ним относятся:

главная совокупность;

выборочная совокупность;

единица отбора;

единица анализа;

база выборки;

репрезентативность.

Итак, объект изучения, что территориально, производственно и во времени «локализован» и на что распространяются выводы изучения, именуется главной совокупностью.

К примеру, изучается морально-психотерапевтическое состояние кадрового состава организации. Целый данный состав организации будет являться главной совокупностью данного изучения.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов главной совокупности, отобранных по строго заданному правилу и подлежащих изучению.

Применительно к названному выше примеру это конкретные подразделения организации, служащие (работники), каковые будут подвержены изучению.

Полученные на протяжении изучения неприятности выводы экстраполируются на целый персональный состав соединения, другими словами на всю главную совокупность.

Элементы, отбираемые по особенному замыслу на каждом этапе выборки, именуют единицами отбора.

В случае если главной совокупностью есть завод, то единицами отбора будут отделы, цеха, бригады и т.д., другими словами элементы организационной структуры, главной совокупности.

Элементы выборочной совокупности, подлежащие яркому изучению, именуются единицами анализа.

Это люди, попавшие в выборку.

Список элементов главной совокупности (перечни личного состава, номера документов), благодаря которому отбираются единицы анализа, именуется базой выборки. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики главной совокупности с малым погрешностью.

Репрезентативность тем выше, чем громадным числом единиц анализа будет представлена выборочная совокупность и чем однороднее будут единицы анализа.

Главными требованиями при формировании выборки являются следующие:

1) обеспечить всем элементам главной совокупности однообразный шанс попасть в выборку. Это указывает, что все категории кадрового состава организации должны быть представлены в выборке. Выборочная совокупность должна быть моделью главной совокупности;

2) потому, что выборочная совокупность есть моделью главной совокупности, то она воспроизводит последнюю с некоей неточностью. Неточность должна быть минимальной.

В практике социологических изучений допускается неточность 5 – 7% при минимальном количестве региональной выборки в 200 – 400 человек.

Формирование выборки возможно

многоступенчатым и одноступенчатым,

целенаправленным и стихийным.

Многоступенчатое формирование осуществляется в пара приемов. Из отрасли отбираются объединения, из объединений – организации, из организаций – подразделения, в которых будет производиться изучение, из подразделения – конкретные люди.

Одноступенчатое формирование осуществляется в один прием: из подразделения отбираются все для принятие участия в изучении.

Отбор из главной совокупности в выборочную осуществляется несколькими способами. В их числе:

а) механический отбор. Он производится методом сведения всех в единый перечень, из которого они отбираются через равный промежуток. К примеру: 1-й, 5-й, 10-й, 15-й и т.д.;

б) случайный отбор. Он проводится следующим образом: на карточки заносятся фамилии, карточки перемешиваются и извлекаются случайные;

в) квотная выборка. Это выборка по представительству.

Каждой категории служащих в соответствии с ее численностью в главной совокупности дается квота быть представленной в выборочной совокупности.

К примеру: инженеров – столько-то; мастеров – столько-то, рабочих – столько-то и т.направляться.;

г) способ главного массива. Он предусматривает участие в изучении всех присутствующих в коллективе;

д) гнездовой способ. Он содержится в том, что в качестве единиц отбора берутся не отдельные служащие, а коллективы с последующим стопроцентным опросом их состава.

В каждом конкретном изучении в программе не только указываются методы и количественный состав выборки ее формирования, но и обосновывается то, из-за чего забрано как раз такое количество единиц и используется как раз этот способ отбора.

2.Чёрта применяемых способов сбора информации.

Выделяют три главных вида источников, каковые смогут быть использованы для получения эмпирических данных, причем каждому из них соответствует главной способ получения искомой информации.

Документальные источники эмпирических данных, существующие во множестве разновидностей, требуют от социолога обращения к способу анализа документов.

Внешние проявления социальных закономерностей и процессов их развития в поведении людей, в предметных итогах деятельности разрешают социологу применять способ наблюдения.

Наконец, в тех случаях, в то время, когда источником нужной информацим смогут стать люди – яркие участники изучаемых процессов либо явлений, исследователь прибегает к способу опроса участников разных социальных общностей: анкетированию, интервью, экспертному и социометрическому опросам.

В каждом из названных потенциальных источников социологической информации предмет изучения отражается в разных собственных качествах, в разном количестве, с разной степенью близости к сущностным особенностям изучаемых явлений.

Из этого следует пара серьёзных выводов.

А. Ни один из способов сбора данных не есть универсальным по отношению к предмету изучения.

Как раз специфика отражения количества анализа в источниках информации требует от социолога комплексного применения разных способов для освоения максимально разнообразных источников информации и, в конечном итоге, для самоё полного постижения сущностных особенностей изучаемого предмета.

Б. Специфика изучения исследуемой неприятности в источниках информации порождает в рамках каждого из главных способов множество его технических разновидностей.

Наряду с этим любая техническая разновидность способа учитывает его познавательные возможности, имеет минусы и свои плюсы, воздействующие на уровень качества информации.

Так, способы сбора данных – не просто совокупность способов, каковые смогут произвольно избираться исследователем в зависимости от личных предпочтений и организационных ресурсов. Выбор способа сбора данных диктуется объективной природой изучаемых источников искомой информации.

На протяжении изучения может появиться необходимость применять еще какие-нибудь способы сбора первичной информации. В этом случае программа уточняется и дополняется.

3. Выяснение логической структуры используемого инструментария.

Содержание логической структуры инструментария возможно выяснить следующим образом:

– в логическую структуру входят все определения и понятия структурной и факторной операционализации, имеющиеся в теоретико-методологическом разделе программы социологического изучения;

– логическая структура инструментария определяет индикаторы, другими словами подлежащие измерению количественные и качественные характеристики операциональных понятий;

– логическая структура инструментария показывает кроме этого, как возможно замерить качественные и количественные характеристики операциональных понятий, иначе говоря посредством каких «приспособлений» направляться произвести замер, тем самым обосновываются типы шкал измерений;

– и, наконец, посредством логической структуры вопросы инструментария выстраиваются в четкий логический последовательность в соответствии с планом исследователя в целях проверки гипотез и решения задач, определенных программой социологического изучения.

без сомнений, разработка логической структуры инструментария требует от исследователя большого уровня опытной культуры, ясного, четкого, логического мышления, умения охватить целый спектр неприятностей, определенных на протяжении разработки программы, и их решения.

При разработке логической структуры инструментария принципиально важно учитывать следующее.

Во-первых, в графе «Операциональное понятие» по возможности должны быть учтены все определения, содержащиеся в структурном и факторном анализе. Причем эти понятия должны быть сгруппированы в блоки инструментария, как следует характеризующие объект изучения. Наряду с этим направляться учитывать, что не всегда для операционального понятия возможно подобрать измеряемый индикатор.

К примеру, разглядим такое понятие, как «информированность». На бытовом уровне вопрос: информирован либо нет тот либо другой сотрудник о событиях в стране и за границей возможно решить. При измерении этого показателя в социологическом изучении появляются неприятности, поскольку на вопрос: «Информированы ли Вы о событиях в стране и за границей?» – один может с уверенностью ответить «Да», второй же ответит «Нет», потому, что сомневается в собственных знаниях. Так, исследователь не отыщет истины.

В приведенном примере в качестве индикатора употреблялась самооценка собственной информированности.

Во-вторых, выбираемые индикаторы должны измерять (иначе говоря быть чувствительными либо реагировать) как раз то операционное понятие, которое нужно измерить.

Из сообщённого вытекает серьёзная методическая совет:

разработку логической структуры инструментария целесообразно осуществлять в один момент с разработкой самого инструментария. Это разрешает выбрать оптимальные индикаторы, верно сформулировать вопросы, сохранить логическую структуру самого инструментария.

Нужно подчернуть, что логическая структура делается для всех формализованных документов сбора информации: анкеты, бланка интервью, страницы (карточки наблюдения) и др.

4. Составление логической схемы обработки информации.

Этот процесс пребывает в логическом построении анализа и методов обработки взятой информации.

В схеме указывается

то, как обрабатывается полученная информация (вручнуюили на ЭВМ),

да и то, как она анализируется (посредством таблиц либо графиков, математических вычислений либо комплексно).

Потому, что документы сбора первичной информации содержат пара десятков вопросов, а любой вопрос – пара вариантов ответов, то ручная обработка информации затруднена. При таких условиях используется ЭВМ (специально для этого разрабатывается программа обработки информации).

5. Составление рабочего замысла изучения.

Напоследок программы излагается рабочий замысел изучения.

Он является алгоритмом работы исследователя, начиная от формулирования и получения социального заказа на проведение изучения и завершая обработкой, анализом взятой информации, выдачей конкретных рекомендаций.

В плане предусматриваются денежные затраты, организационно-технические процедуры изучения.

В большинстве случаев, замысел содержит четыре блока мероприятий.

Первый блок объединяет мероприятия, которые связаны с подготовкой изучения: порядок составления и инструментария исследования и утверждения программы, инструктирования и формирования групп сбора информации, проведения пробного изучения, размножения инструментария.

Второй блок содержит все организационные и методические работы, снабжающие сбор социологической информации: прибытие в организации и их и подразделения, доклад чиновникам о содержании и целях изучения, уточнение порядка его проведения, яркий сбор информации.

Третий блок охватывает мероприятия, которые связаны с подготовкой собранной информации к обработке и ее обработкой.

Четвертый блок включает анализ взятых данных, выработку рекомендаций и подготовку отчёта.

В плане за каждое мероприятие назначается важный и устанавливается срок выполнения. По форме он произволен и, в большинстве случаев, соответствует общепринятым примерам.

Как подчеркивалось ранее, программа изучения предусматривает разработку инструментария социологического изучения: анкет, бланков интервью, карточек наблюдения, матриц анализа документов и т.д.

Чаще всего в изучениях употребляется анкета. Ее разработка есть сложным процессом.

Анкета социологического изучения – это объединенная единым исследовательским планом совокупность вопросов, направленных на обнаружение количественно-предмета анализа и качественных характеристик объекта.

Вопросы, применяемые в анкетах, возможно классифицировать:

а) по содержанию – на вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента;

б) по форме – на закрытые, полузакрытые, открытые, прямые, косвенные;

в) по функциям – на главные и неосновные (контрольные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выяснение точек зрения, жажд, ожиданий, замыслов на будущее и т.п.

Вопросы о фактах поведения фиксируют поступки, действия, результаты деятельности солдатах.

Вопросы о личности респондента (время от времени их именуют паспортичкой, либо социально-демографическим блоком анкеты) выявляют его возраст, социальное происхождение, домашнее положение, национальность, образование и т.д.

направляться подчернуть, что в анкетах активно используются вопросы, требующие выяснения уровня знаний респондента. Это так именуемые вопросы экзаменационного типа.

Закрытые вопросы – это такие, на каковые в анкете приводится полный комплект вариантов ответов, из которых респондент обязан выбрать один, к примеру: «Каков состав Вашей семьи?»:

1) 2 человека;

2) 3 человека;

3) 4 человека;

4) 5 человек и более.

Закрытые вопросы смогут быть другими и неальтернативными.

Другие вопросы – это такие, ответы на каковые исключают друг друга. К примеру: «Понимаете ли Вы условия социального страхования?»:

1) да;

2) нет.

Полузакрытые вопросы – это такие, в то время, когда в списке позиций предполагаемых ответов имеется позиции «Второе» либо «Что-то еще», другими словами при ответе на эти вопросы дается возможность респонденту не только выбрать вариант ответа, но и изложить собственную позицию.

К примеру, на вопрос: «Что Вас побудило стать юристом? – варианты ответов смогут быть:

1) традиции семьи;

2) рекомендации юриста;

3) прочтённое в книгах об юридической деятельности и замеченное в кино;

4) что-то еще.

При постановке закрытых и полузакрытых вопросов нужно руководствоваться следующим:

– варианты ответов должны раскрывать какие-то стороны изучаемой неприятности;

– по форме они должны быть четкими и лаконичными;

– список их не должен быть через чур велик;

– не должно быть «нехороших» и «хороших» вариантов.

Открытые вопросы – это такие, в то время, когда респонденту не предлагаются варианты ответа. Они позволяют выразить собственный вывод о задаваемом вопросы. К примеру на вопрос: «Что Вас завлекает в Вашей деятельности?» – любой респондент имеет возможность детально выразить собственный вывод. Эти вопросы значительно чаще используются в разведывательном изучении.

Прямые вопросы – это такие, каковые требуют от респондента прямой информации. К примеру: «Удовлетворены ли Вы собственной деятельностью?»:

1) удовлетворен;

2) не удовлетворен.

Но бывают обстановке, в то время, когда на прямой вопрос респондент может не ответить. К примеру, в то время, когда нужно очень плохо оценить собственную деятельность либо деятельность сотрудников, либо какие-то негативные факты, имеющие место в организации.

В таких случаях используются косвенные вопросы. Их цель – взять ту же данные, что и при постановке прямых вопросов, но сформулированы они так, что располагают респондента на откровенный ответ.

Приведем примеры прямого и косвенного вопросов одного содержания.

Прямой вопрос: «Удовлетворяют ли Вас условия деятельности в коллективе? Если не удовлетворяют, то что именно?»:

1) условия работы;

2) взаимоотношения в коллективе;

3) отношения с ярким руководством;

4) что-то второе.

Косвенный вопрос: «В случае если Вас не удовлетворяют условия деятельности в данном коллективе, где бы Вы желали трудиться?»:

1) в том месте, где лучше налажены бытовые условия;

2) в том месте, где взаимоотношения в коллективе будут для Вас более подходящими;

3) в том месте, где Вы, в первую очередь, сможете наладить хорошие взаимоотношения с руководством;

4) второе.

Один из способов замены прямых вопросов косвенными – перевод их из личной формы в безличную. К примеру, вместо начала вопроса: «Как Вы вычисляете…» ставится «Кое-какие вычисляют…» либо «Принято вычислять…».

Главные вопросы – это такие, каковые направлены на сбор яркой информации об исследуемом явлении.

Неосновные вопросы предназначены чтобы снять напряжение с респондента либо с их помощью уточнить содержание ответа на главный вопрос.

Такие вопросы носят темперамент контрольных. К примеру, по окончании главного вопроса: «Вы систематично просматриваете художественную литературу?» – направляться контрольный: «Назовите, прошу вас, произведения, прочтённые Вами в этом месяце».

Уяснение классификации вопросов, их изюминок разрешает самый удачно выстроить композицию анкеты.

Нужно кроме этого иметь в виду, что при составлении анкет соцопроса направляться не только знать классификацию вопросов, но и руководствоваться следующим:

– учитывать особенности восприятия респондентами текста анкеты. При составлении анкеты принципиально важно постараться представить состояние отвечающих, учесть вероятные их затруднения при работе над ней;

– учитывать специфику опрощеных: служебное положение, сроки работы, квалификацию, уровень образования, культуры и т.д.;

– направляться постараться заинтересовать их в активном и добросовестном участии в проводимом изучении;

– при размещении вопросов нужно придерживаться определенной последовательности:

1) простые вопросы, носящие личный темперамент;

2) более сложные, так именуемые событийные;

3) снова простые;

4) самые сложные, носящие мотивационный темперамент;

5) упрощающиеся к концу анкеты.

Напоследок ставятся вопросы, выясняющие социально-демографические эти опрощеных (так называемая паспортичка);

– вопросы, в большинстве случаев, объединяются в смысловые блоки. Размер их должен быть приблизительно однообразным;

– анкета не должна быть перегружена вопросами. Ответы на них должны содержать по большей части нужную информацию;

– время заполнения анкеты не должно быть больше 45 мин., поскольку в будущем внимание опрощеных понижается и эффективность взятой информации значительно уменьшается;

– по форме анкета должна быть несложной и удобной для работы не только опрощеных, но и исследователей, в особенности при обработке информации.

Компоновка анкеты возможно следующей:

введение, в котором,

во-первых, излагаются тема, цели, задачи опроса, указывается организация, его проводящая, другими словами разъясняется: кто и для чего проводит опрос, как будут употребляться полученные эти, гарантируется анонимность информации, высказывается просьба принять активное участие в изучении;

во-вторых, дается инструкция по заполнению анкеты. В ней говорится о том, как отвечать на вопросы. В частности, на закрытые и полузакрытые вопросы нужно выбирать один из предложенных вариантов ответов, подчеркивая либо округляя его код, а на открытый либо полузакрытый вопрос, в случае если ни один из помещенных вариантов не подходит, респонденту предлагается вольно изложить собственный вывод.

Вопросы в анкете находятся, как уже говорилось, в определенной последовательности, нужно блоками, объединяющими вопросы по смыслу и требующими ответов, раскрывающих наиболее значимые стороны исследуемой неприятности.

Вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов на закрытые и полузакрытые вопросы обозначаются кодом, что находится от текста ответа слева при порядковой совокупности кодирования либо справа при позиционной совокупности.

Для ответов на открытые вопросы оставляется свободное место и пара кодов.

Смысловые разделы блока должны начинаться вступительными словами, каковые выделяются начертанием шрифта. К примеру, при изучении социально-правовой защищенности в анкете возможно раздел, требующий информации о реализации принципа социальной справедливости. Он может начинаться словами: «Сейчас перейдем к вопросам, требующим информации о реа

10. Программа социологического изучения.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: