Методика управляемой проекции

Методика управляемой проекции относится к рефрактивным техникам — разновидности проективных техник. Фундаментальный принцип методики пребывает в том, что испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, и портрет его вымышленной противоположности (Столин В. В., 1981). Словесный портрет испытуемого составляется на базе его ответов на опросник 16PF Р. Кеттелла, подписывается вымышленным именем и выдается за портрет настоящего человека, ранее проходившего тестирование (персонаж А). В портрете указывается кроме этого возраст, близкий возрасту испытуемого, тот же пол, что и у него, и сходная профессия либо социальный статус, и, в случае если обследуются своеобразные контингента клиентов (разведенные, родители, одинокие), такие характеристики, как домашнее положение, количество детей и т. п. Портрет содержит личностные характеристики, составленные по значимым по опроснику Кеттелла факторам. Характеристики указываются в максимально безоценочной форме, нужно (в том месте, где личностный профиль это разрешает) равновесие адаптивных и дезадаптивных линия, показываемых в портрете.

Словесный портрет должен быть кратким и составлять не более 4

машинописных строчков.

Портрет противоположного лица (персонаж В) составляется по тем же значимым, по Р. Кеттеллу, факторам, но по их противоположным значениям (в случае если в портрет А вошла черта «эмоционально выдержан», то в портрет В обязана войти черта «слабо владеет собственными чувствами»). Портрет В кроме этого подписывается вымышленными инициалами, ему приписывается тот же пол, возраст, что и у обследуемого, но профессия должна быть контрастной профессии испытуемого (в случае если А — «лирик», то В — «физик» и напротив).

Испытуемому предъявляются оба портрета и инструкция: «Это тест на диагностику Вашей психотерапевтической проницательности. Каждый из нас в жизни не редкость интуитивным психологом, т. е. способен оценивать вторых людей, понимать их эмоции, мысли, поступки, разбираться в их личности. Ответьте, прошу вас, на последовательность вопросов, относящихся к изображенным в словесных портретах людям, каковые проходили ранее психотерапевтическое тестирование».

Испытуемому предлагается последовательность вопросов, конкретное содержание которых может варьировать в зависимости от задачи диагностики. Инвариантной остается оценка прошлого, настоящего и будущего изображенных в портретах людей. Вопросов должно быть не слишком большое количество (10-12). Примеры вопросов: «Что данный человек ищет в общении с другими людьми собственного и противоположного пола?», «К чему он хочет попасть в жизни?», «Достигнет ли он того, к чему пытается?», «Из-за чего он выбрал как раз эту профессию?», «Как он оценивает сам себя?» Второе задание пребывает в том, что испытуемого просят указать, какие конкретно взаимоотношения сложились бы у него с обоими обрисованными людьми и у них между собой, какие конкретно эмоции испытывали бы все трое друг к другу».

Экспериментальные изучения продемонстрировали, что большая часть испытуемых идентифицируются с похожим на них персонажем (А), причем большинство более либо менее осознанно, меньшая -неосознанно. Лишь 5-10 % испытуемых не высказывают никакого эмоционального отношения к персонажам, делают задание формально. Параметрами «включенности» обследуемого в ситуацию диагностики являются явное привнесение в описание подробностей, отсутствующих в портрете, количество текста (чем больше, тем более полезным есть протокол), эмоциональная насыщенность текста.

Отношение, выраженное к персонажу А, отражает, таким образом, самоотношение, а к персонажу В — отношение к отсутствующим у испытуемого личностным чертам.

Анализ протоколов возможно осуществлен как в «клиническом ключе», так и на базе особой контент-аналитической процедуры.

Клинический интегральный анализ может предполагать выявление самоотношения по следующим параметрам: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Помимо этого, возможен анализ потребностей и мотивов субъекта.

Строгий контент-аналитический учет этих категорий вероятен на базе индикаторов, т. е. своеобразных словесных оборотов, видящихся в тексте. Конкретный состав индикаторов зависит от образовательного и культурного уровня обследуемых.

Черта самоотношения, распознанная методикой управляемой проекции, имеет диалогический темперамент, т. е. включает отношение и к «Я», и к «не-Я» субъекта. Так, к примеру, обследуемый может высказывать уважение и симпатию к «Я», но наряду с этим или 1) не уважать «не-Я» и испытывать к нему отвращение, 2) уважать и испытывать симпатию к «не-Я», 3) видеть собственный «Я» в противопофальшивых чертах (портрете В) и высказывать к нему симпатию и уважение, а к портрету А (реально к своим чертам) — отвращение и неуважение (скрытое самоотвержение). Вероятны и иные варианты самоотношения.

Методика пригодна для применения в условиях психологического консультирования и может давать серьёзную данные о форме и характере самоотношения.

Приведем пример клинического анализа протокола одного из испытуемых. Двадцатичетырехлетнему студенту гуманитарного Института Павлу Ш. были предъявлены два портрета:

1) Александр Т., 25 лет, студент ИСАА (персонаж А). Пара тревожный, склонен к самоупрекам. Застенчив, нерешителен, озабочен, осмотрителен. Мягок, уступчив, редко настаивает на своем. Его может злить превосходство вторых людей, фиксируется на неуспехах;

2) Борис Р., 24 года, студент не сильный им. Н. Э. Баумана (персонаж Б).

Спокойный, уверенный в себе, оптимистичный, довольный жизнью человек. Общительный, деятельный, энергичный, обожает рисковать, авантюристичен. Независим, в большинстве случаев отстаивает собственную точку зрения. Наряду с этим не странен, редко вступает в конфликты.

Павлу Ш. были предложены вопросы, охватывающих главные сферы жизнедеятельности студента, на каковые он отвечал сперва применительно к схожему персонажу (А), а после этого применительно к противоположному персонажу (В):

Персонаж А:

1. Из-за чего он поступил в данный вуз? Что его завлекает в будущей профессии? Каковы его опытные возможности? Будет ли он стремиться к успеху? Достигнет ли он его?

«Дабы не быть на производстве, среди неотёсанных людей. Дабы иметь спокойную умственную профессию, быть вне коммуникаций, каковые злят. Дабы компенсировать пониженную самооценку знаниями. Подальше от физического труда, поскольку астеник, женственный. Имеется истероидность (злит превосходство вторых) — захочет успеха, но сил может не хватить — невроз: стрессы, фрустрации».

2. Как он проводит собственный свободное время? С кем и по какому поводу общается? Что может дать другу в общении? Как к нему относятся окружающие?

«Свободного времени мало, поскольку желает стать умным, прекрасно обучаться. Смогут быть мастерство, музыка, но не спорт. Желает общаться с дамами, но не получается. Желает иметь у них успех, быть легкомысленным, активным и т. д. Обожает просматривать книги. Лучше общается с сангвиниками, гипертимными флегматиками, а не с холериками… Желает от приятеля чуткости, жалости к себе, дабы руководил, помогал. Друзей мало. Незнакомых, полузнакомых не обожает, опасается толпы… Окружающие его недолюбливают, поскольку вычисляют скрытным, себе на уме, несинтонным, терпят, но не стремятся к нему».

3. Женат ли он? В случае если да, то доволен ли он собственными взаимоотношениями с женой, имеется ли у них неприятности? В случае если нет, то какой он видит собственную будущую жену, собственную совместную судьбу с ней?

«Вряд ли. Не имеет возможности отыскать. Да, будет доволен. Отношения дружбы, сочувствия. Будет стремиться из института стремительнее к себе, поскольку в том месте безопасность, комфорт. Нет! Неприятностей не будет. Супруга будет сангвиником, т. е. полной противоположностью, но духовно, по заинтересованностям одинаковой. Будет большое количество детей».

4. Как он в целом оценивает себя? В чем его главные проблемы? Удается ли ему совладать с ними, в случае если да, то как, в случае если нет, то из-за чего? Желает ли он поменять что-нибудь в себе?

«Пониженная самооценка, неуверенность в себе. Главная проблема — коммуникация, самоутверждение, дамы. Совладать не удается (к тому же неизменно неудовлетворен), но пытается. Не удается, поскольку физических и психологических сил мало, пёс и ипохондриксимист. Желает поменять темперамент, стать экстравертом, иметь силы, быть менее чувствительным, быть синтонным, коммуникативным».

5. Что для него самое основное в жизни? Каково его будущее?

«Основное для него — неприятность адаптации. Будущее — ничего не добьется».

Персонаж Б[37]:

1. «Так как жаждет общения, информации, от полноты судьбы. Желает быть хорошим экспертом, приносить обществу пользу, но в большинстве случаев не склонен вспоминать. К успеху равнодушен, не сомневается в том, что успех сам придет».

2. «Бегает по приятелям, общается. Занимается тысячью дел. Организует праздничные дни, встречи. Для приятеля приятен, поскольку берет на себя инициативу, не обижает, синтонный. Его обожают, рвут на части. С ним весьма интересно».

3. «Женат, но развелся и снова желает жениться. Супруга его обожала, но ему надоела, он не имеет возможности сидеть дома».

4. «О себе довольно часто не думает. Доволен собой. Неприятностей мало, а вдруг имеется — легко преодолеваемые. Недисциплинирован, без замысла, поверхность мышления. Поменял бы не в себе, а в окружающем, поскольку экстраверт».

5. «Основное — активная деятельность. В будущем добьется успеха».

При анализе текста применительно к схожему персонажу (А) бросается в глаза полная личностная нереализованность персонажа. Испытуемый развернуто, не пробуя это затушевать, повествует о бло-кированности (фруетрированности) у этого персонажа всех значимых сфер мотивации (опытной, сферы общения, сферы интимных самореализации и отношений в целом). Конфликтность персонажа подчеркивается еще и постоянным напоминанием о рвении персонажа быть вторым и добиться того, чего у него нет: «Захочет успеха, но сил может не хватить», «Желает общаться с дамами, но не получается», «Желает иметь у них успех, быть легкомысленным, активным», «Желает поменять темперамент, стать экстравертом, иметь силы, быть менее чувствительным, синтонным, коммуникативным». Так, испытуемый оценивает личность персонажа как крайне неэффективное средство успехи значимых для него самого мотивов (что и есть проявлением неуважения к персонажу во всех сферах).

К персонажу А. очевидно выражается определенная степень симпатии: описываются его пристрастия, устремления, что он обожает, с какими людьми обожает общаться, указывается, что он пытается получать помощь, сочувствие, помощь со стороны приятеля, в интонациях слышится сопереживание персонажу (вместе с самим персонажем он желает, дабы ему было прекрасно, страдает вместе с ним, осознавая трудность успехи этого).

Испытуемый прекрасно знает и осознаёт данный персонаж. Он анализирует его личность, интерпретирует, ставит заключения, вскрывает мотивы, в которых сам персонаж имел возможность и не согласиться себе. Испытуемый многократно пользуется научной терминологией, создавая выясненную расстояние между собой и персонажем, ставя себя в позицию исследователя, помогая себе быть более беспристрастным и честным в его описании, что было бы нереально при большей близости к персонажу. В самоотчете по окончании опыта Павел Ш. написал: «Александр — это моя нехорошая добрая половина, кроме хорошей». В данной фразе проявляется тот же стиль общения с самим собой: свойство к рефлексии, к адекватному самовосприятию достигается методом саморазтождествления, отделения себя от самого себя.

В противоположном персонаже (Б) мы определим «желаемое Я» персонажа А, всецело реализующего себя во всех тех сферах, в которых тот не имеет возможности реализовать себя. Это — деятельный, энергичный, самовыражающийся, общительный, легко преодолевающий трудности, достигающий успеха в профессиональной деятельности человек. В этом проявляется уважение к персонажу. Некая часть симпатии кроме этого имеет место: «он приятен для приятеля», «не обижает», «его обожают», «с ним весьма интересно». Но наряду с этим испытуемый пара дискредитирует персонаж Б, приписывая ему поверхностность, нерефлексивность, легкомыслие. Близость к персонажу не проявилась: характеристики достаточно внешние, ответы на вопросы неразвернутые, нет вхождения во внутренний мир персонажа.

Итак, персонажи имеют неспециализированные рвения, ценности, но их достижимость, внутренние условия самореализации не совпадают. Так, возможно высказать предположение, что во внутреннем диалоге сталкиваются два «Я» испытуемого: «наличное Я», маломощное и уязвимое и «желаемое Я», сильное, потентное. Напряженность между партнерами по диалогу задает осознание полной неосуществимости быть таким, как персонаж А, и одновременно с этим неспособность стать вторым, поменять себя. По-видимому, внутренние размышления испытуемого возможно представить в виде следующей модели: «Взгляни, как мне прекрасно, я все могу. Будь, как я». — «Да, я тебе питаю зависть к, но я не могу быть, как ты». — «Ну отчего же, это так легко». — «Да, но ты не через чур интеллектуален, а я глубок и рефлексивен». — «Это все чепуха. Легко мне хорошо, а тебе не хорошо». — «Да, ты прав. Но что же мне делать?»

Что касается эмоционально-ценностного отношения к персонажам, то к сходному персонажу (А) испытуемый высказывает неуважение, близость, некую симпатию и частично отвращение («Окружающие недолюбливают, поскольку вычисляют скрытным, терпят, но не стремятся к нему»). К противоположному персонажу (Б) выражаются уважение, симпатия, отдаленность и частично неуважение (дискредитация).

По окончании ответа на вопросы за оба персонажа испытуемый обязан указать, какие конкретно взаимоотношения сложились бы у него с ними и у них между собой и какие конкретно эмоции испытывали бы все трое друг к другу.

Прямая оценка взаимоотношений не противоречит спонтанно выраженным ранее отношениям. Отношения между А и Б: «А тянется, ищет помощи у Б» (уважение, симпатия), «Б обнаружил бы наслаждение в помощи А» (симпатия, неуважение). Отношения между собой и А: «Я бы помогал, сочувствовал А, он слабей меня, но мне было бы с ним тяжело и не очень приятно» (неуважение, симпатия, близость, антипатия), «Он бы ко мне тянулся» (симпатия). Отношения между собой и Б: «Я бы тянулся и приобретал бы наслаждение от общения с Б» (симпатия). Как видно из высказываний испытуемого, при прямой оценке взаимоотношений он как бы консолидируется с Б в собственных отношениях с А, собственные же отношения с Б он оценивает скорее как равные, подчеркивая тем самым собственную неслитность с А и приближенность к Б.

Напоследок можно подчернуть, что испытуемый глубоко конфликтен и не удовлетворен собой: у него низкий уровень глобального самоотношения, он не испытывает уважения к себе ни в одной из значимых областей, не уважает себя за неспособность достигнуть желаемого, его самоотношению свойственна некая амбивалентность: он одновременно и симпатизирует себе, и испытывает антипатию. Не принимая себя в целом, испытуемый желает быть похожим на противоположного персонажа. Дискредитация противоположного персонажа через чур незначительна, дабы разрешить испытуемому отказаться от собственного жажды быть на него похожим. В качестве необычной защиты выступает другой механизм: внутренняя раздвоенность испытуемого, отделение от себя собственной «худшей», больной половины, самоотчуждение и частичная идентификация с противоположным персонажем содействуют некоему самоусилению, не смотря на то, что быть может, что эта защитная тактика неэффективна в реальности.

Клинический анализ материала возможно в полной мере пригоден для практических целей, в особенности в случае если об испытуемом имеется информация из вторых источников: наблюдения, беседы и т. д. Для исследовательских целей нужны более строгие способы обработки.

Как раз исходя из этого была создана особая контент-аналитическая процедура на базе выделения смысловых единиц: категорий контент-анализа и их эмпирических индикаторов, присутствующих в текстах испытуемых. Назначение методики — изучение эмоционально-ценностного отношения к себе — диктует и выбор финалной схемы анализа: трехмерная совокупность координат с осями симпатия-отвращение, уважение-неуважение, близость-отдаленность[38]. Базными категориями анализа являются категории симпатии, уважения, близости, антипатии, неуважения, отдаленности. Апробация методики, выполненная в основном на студентах гуманитарных вузов, разрешила выделить следующие подкатегории: для категории уважения — подкатегории внешнего и внутреннего уважения, для категории неуважения — подкатегории внешнего и внутреннего неуважения (для облегчения анализа в качестве категорий возможно применять сочетания внешнего и внутреннего качеств уважения-неуважения), для категории близости — подкатегории слитной, безоценочной близости и близости рефлексивной, либо разтождествленной. Соответственно имеются девять категорий анализа отношения, выраженного к персонажу: симпатия, отвращение, уважение, неуважение, внешнее неуважение при внутреннем уважении, внешнее уважение при внутреннем неуважении, слитная близость, разтождествленная близость, отдаленность (при отсутствии обоих видов близости).

Симпатия — это хорошая эмоциональная оценка личностных качеств, привлекательности себя либо другого человека. Высказывая симпатию к персонажу, субъект вольно либо нечайно приглашает читателя поделить с ним убеждение: «Вот какой дорогой и приятный человек».

Стремясь привести к симпатии к персонажу, испытуемый приписывает ему красивые, с его точки зрения, качества, рвения, интересы, ценности, мысли и эмоции, и прямо высказывает благожелательность и хорошее эмоциональное отношение с помощью чисто оценочных черт. «Красивый персонаж» пытается к хорошему, желает, дабы вторым было прекрасно, к нему прекрасно (тепло, с любовью, сочувствием) относятся другие, ему нравятся хорошие люди и он нравится хорошим людям. Испытуемый высказывает ему сочувствие, жалеет его (если он неуспешен), оправдывает его, хочет ему счастья в будущем. Что касается конкретных эмпирических индикаторов, то они смогут значительно либо несущественно различаться в зависимости оттого, к какой социальной, профессиональной либо возрастной группе относится испытуемый. На базе апробации методики на студентах гуманитарных институтов был выделен последовательность эмпирических показателей симпатии, характеризующих как раз эту субкультуру. К ним относятся: констатация наличия у персонажа высоких нравственных совершенств и линия (порядочность, честность, трудолюбие, альтруистическая мотивация, чувство долга); наделение персонажа богатым внутренним миром, воображением, рвением к познанию, любовью к мастерству, способностью испытывать глубокие и сильные чувства; приписывание ему потребности в любви, понимании со стороны вторых людей; симпатия (любовь, помощь, сочувствие, познание) окружающих к персонажу; приписывание персонажу принятия себя, рвения сохранить ядро собственной личности и т. д.

Отвращение — негативная оценка личности персонажа в целом. Испытуемый отмечает непривлекательность, неприятность персонажа, очевидно высказывая собственный неприятие через чисто оценочные характеристики (ужасен, никчемен, неприятен) либо косвенно — домысливая качества, рвения, помыслы, поступки, очень плохо характеризующие персонаж.

«Антипатичный персонаж» непорядочен, не хорошо относится к людям -люди ему платят тем же. Обрисовывая персонаж, испытуемый осуждает его, обвиняет либо кроме того негодует, иронизирует над ним и пародирует его, преувеличивая а также доводя до вздора его недочёты, мстит ему, пророчит крахи и будущие падения.

В группе студентов эти неспециализированные показатели отвращения наполняются следующим эмпирическим содержанием: приписывание персонажу распутной мотивации (карьеризм, рвение к материальным благам, к высокому посту любыми средствами, эгоизм, лживость); отказ персонажу в духовности, в достатке внутреннего мира, в обладании высшими чувствами, наделение его низменными заинтересованностями; приписывание ему неспособности к глубокому эмоциональному контакту с другим человеком и нежелания этого контакта; отвращение (нелюбовь, раздражение, равнодушие) к нему со стороны окружающих; самодовольство, неосознание собственных недочётов и т. д.

Уважение — свойство осуществить, реализовать себя, быть адекватным инструментом собственной мотивации, соответствовать своим внутренним сокровищам и быть социально адаптированным.

Глубокоуважаемый персонаж наделяется сильным рвением к достижению целей: внутренних, личностных (рвение к самосовершенствованию, к духовному росту) и внешних (опытный успех), свойством отдавать себе ясный отчет в собственных путях и намерениях их успехи; высоким, но адекватным уровнем притязаний, основанным на трезвой оценке собственных свойств; высокими интеллектуальными свойствами, и деловыми качествами, способствующими настоящему достижению мотивации (активностью, энергичностью, организованностью, силой воли).

Испытуемый приписывает персонажу успехи в разных сферах и предвещает ему будущие успехи. Глубокоуважаемый персонаж господствует в межличностных отношениях, способен и стремится оказать помощь, вселить уверенность в другого. Окружающие испытывают к нему уважение (восторг, зависть).

В зависимости от контингента испытуемых будет изменяться сфера значимой мотивации (ведущей возможно и опытная деятельность, и учебная, и деятельность в семейно-бытовой сфере, в сфере воспитания детей либо межличностного общения), а следовательно, и содержательное наполнение эмпирических индикаторов уважения.

Неуважение — негативная оценка себя либо другого человека с точки зрения свойства к достижению собственных мотивов, соответствия внутренним сокровищам, самореализации во всех отношениях и социальной адаптации.

Неуважаемый персонаж характеризуется нецелеустремленностью, отсутствием выраженного рвения к достижению (внешнедеятель-ностному и внутреннему, личностному рвению к самореализации), отсутствием осознания собственных способов и целевых программ достижения желаемого; внешним локусом контроля, неспособностью к самостоятельному ответу неприятностей; низким уровнем самоотношения, полным отсутствием удовлетворенности собой (либо неадекватным самоотношением, вытекающим из нерефлексивности); он не владеет необходимыми с целью достижения собственной мотивации качествами (пассивен, несамостоятелен, неорганизован, слабоволен), каковые ведут к фрустрации значимой мотивации в настоящем и будущем. В направлятьсяных отношениях неуважаемый персонаж занимает подчиненную позицию, ожидает помощи и поддержки со стороны окружающих, ищет себе более сильного приятеля; окружающие к нему относятся свысока (со снисхождением, с жалостью, с презрением) либо по большому счету не подмечают.

Внешнее уважение при внутреннем неуважении[39] -сочетание уважения к достижениям, неуважения и успешности к личности.

Внешнеуважаемый (но внутренне неуважаемый) персонаж имеет удачное, привлекательное положение (большой социальный статус; материальная обеспеченность, респектабельная, увлекательная профессия), он достигает удач (в профессиональной деятельности, в общении, в любви), он удовлетворен своим положением и не испытывает тяжелостей, к нему относятся с уважением (питают зависть к, опасаются), он может обладать нужными деловыми качествами (энергичностью, активностью). Но это — ограниченный, неталантливый, нетворческий человек (в случае если и владеющий свойствами, то только в узкой сфере профессии), поверхностный, не талантливый адекватно оценить ни себя, ни собственных возможностей, питающий иллюзии и не талантливый выдробить главного в жизни, ничем (не считая работы либо рвения к материальному успеху) не интересующийся, несамостоятельный, не обладающий устойчивыми убеждениями, внутренними сокровищами.

Внутреннее уважение при внешнем неуважении — сочетание уважения к внутренним «достижениям» и неуважения к внешним атрибутам успеха.

Такому персонажу приписываются высокие интеллектуальные свойства, талантливость, рвение к творчеству, к личностной самореализации, жёсткие, определенные и независимые взоры на судьбу, рефлексивность. Но он не достигает успеха и не ожидает его в будущем. Наряду с этим часть испытуемых отрицает значимость для персонажа внешних достижений и неуспех растолковывает отсутствием рвения к нему, вторая же часть приписывает персонажу высокий уровень притязаний, рвение к достижению, растолковывая неуспех отсутствием бойцовских качеств).

Категории внешнего и внутреннего уважения (неуважения) дифференцируют принципиальный момент в самосознании — тот факт, что уважение за явные общепризнанные успехи может сопровождаться неуважением внутренних стремлений, мотивов, стоящей за этими достижениями личности (и напротив, неуважение за отсутствие общезначимых социальных достижений может сопровождаться уважением к личности персонажа). Феномен данный, по-видимому, есть выражением защитной тактики, благодаря которой понижается негативный суть констатации собственного социального неуспеха. С позиций эмоционального содержания, данный феномен возможно трактовать и в терминах уважения (внутреннего), и в терминах отвращения (рационализированной). Предлагаемая тут терминология хороша тем, что разрешает отличить прямое эмоциональное ниспровержение персонажа (отвращение) от отношения, обоснованного посредством некоторых своеобразных идеалов личности (неуважение и внутреннее уважение).

Слитная близость — выражение собственного понимания другого человека, знания его внутреннего мира, интерес к нему.

Испытуемый, переживающий слитную близость к персонажу, детально и развернуто обрисовывает его ценностно-интенционные характеристики (мысли, эмоции, рвения), глядя на персонаж как бы изнутри, глазами самого персонажа, довольно часто применяет прямую обращение, приводит примеры, конкретные события из судьбы персонажа, иллюстрирующие то либо иное его уровень качества, оправдывает персонаж так, как может оправдываться человек, говоря о себе; текст характеризуется повышенной экспрессией, нестереотипизированностью (неформальностью).

Растождествленная близость характеризуется наличием определенной дистанции между испытуемым и персонажем, говорит о способности испытуемого трезво и непредвзято оценить персонаж, опираясь наряду с этим на понимание и глубокое знание его скрытых мотивов, противоречий, внутренних распрей, защитных механизмов. Испытуемый, выступая в качестве узкого и проницательного психолога, ставит диагноз, интерпретирует, осмысляет.

Эти два вида близости не противоречат друг другу и смогут проявляться совместно в оценочном тексте у одного испытуемого.

Отдаленность — непонимание другого человека и отсутствие интереса к нему. (Диагностируется лишь при отсутствии обоих видов близости в разбираемом отрывке.)

Отдаленность по отношению к персонажу проявляется в текстах: испытуемых в формальных, неразвернутых, безличных ответах на вопрос, в применении при описании персонажа стереотипных выражений, ярлыков, в строгом следовании вопросу, в однозначности, недиалектичности, завершенности черт, даваемых персонажу, в фиксации только внешних проявлений, конечных результатов и т. д.

В зависимости от конкретных целей изучения смогут использоваться разные методы подсчета категорий. Вероятны следующие варианты. В случае если исследователя интересуют содержательные нюансы самоотношения, его сообщение с разными сферами жизнедеятельности субъекта (работой, общением, домашней сферой и т. д.), то отношение к персонажу, выраженное в рамках различных сфер деятельности, будет фиксироваться посредством различных категорий (к примеру, уважение к персонажу в профессиональной деятельности и уважение к персонажу в общении будут двумя независимыми категориями). Если нет необходимости дифференцировать отношение по сферам жизнедеятельности, подсчитывается общее количество появлений данной категории отношения в тексте. Упрощенная процедура анализа предполагает разделение оценочного текста на отрывки (каковые являются ответами на группу родных по смыслу вопросов, касающихся определенной сферы взаимоотношений персонажа), любой из которых есть единицей анализа. Тогда эта категория фиксируется при ее первом появлении в отрывке, и при вторичном появлении в этом же отрывке она более не засчитывается. Число отрывков задается числом групп вопросов, соответственно число появлений данной категории в тексте может варьировать от нуля до числа отрывков, в которых вероятно появление категории. Более сложная процедура подсчета предполагает оценку каждого эмоционально-насыщенного высказывания с позиций выраженности в нем того либо иного нюанса отношения к персонажу, в этом случае подсчитывается отношение количества появлений данной категории в тексте оценки данного персонажа к общему объему текста, выраженного числом печатных знаков (либо строчков) в тексте. Полярные категории (симпатия-отвращение, уважение-неуважение) подсчитываются в данном отрывке независимо друг от друга. Это указывает, что в данном отрывке возможно выражена, к примеру, одновременно и симпатия, и отвращение к персонажу, и, что отсутствие одного из полюсов категории еще не говорит о выраженности противоположного полюса.

В противном случае подсчитывается появление категорий близости. Единицей счета в этом случае есть целый текст в целом. Категории близости фиксируются при появлении соответствующих индикаторов хотя бы в одном из отрывков. Наряду с этим категория отдаленности не подсчитывается независимо от категорий близости: отсутствие категорий близости в тексте и будет означать отдаленность. Это связано с самим определением категории отдаленности, которая задается лишь через негативные характеристики. Количество появлений категорий близости в отрывках не подсчитывается; фиксируется наличие близости либо ее отсутствие.

Для анализа отношения, выраженного в ответ на инструкцию (2 задание), употребляется уже обрисованная совокупность категорий, но в менее дифференцированном варианте без разделения категорий на подкатегории, потому, что краткость высказываний мешает их более детальному анализу.

Отнесение высказываний к одной из шести вышеприведенных главных категорий анализа производится на базе их очевидной семантической близости. К примеру, высказываниями, синонимичными утверждению о симпатии, можно считать те, в которых констатируется рвение к дружеским отношениям, желание общаться, приятие, интерес, доверие и т. д. О близости свидетельствуют высказывания, констатирующие познание, согласие, откровенность, похожесть, наличие неспециализированных точек соприкосновения и т. д. Подобным образом возможно установить соответствие между высказываниями испытуемых и остальными категориями. Единицей счета есть текст, в котором испытуемый конкретно высказывает, оценивает собственные взаимоотношения с персонажами и отношения последних между собой.

Приведем сейчас пример контент-анализа разобранного выше протокола. Оценочные тексты каждого персонажа разбиты на пять отрывков на базе пяти групп вопросов. Правило подсчета категории — до ее первого появления в отрывке.

Анализ текста оценки персонажа А.

В первом отрывке, посвященном, опытной сфере, испытуемый высказывает к персонажу неуважение (внешняя мотивация при поступлении в высшее учебное заведение, констатация заниженной самооценки, отсутствие качеств, нужных с целью достижения успеха, негативный прогноз) и растождественную близость (интерпретации, заключения, анализ защитных механизмов).

Во втором отрывке выражены: неуважение (констатация невысоких свойств, фрустрация близкого общения с противоположным полом, констатация рвения приобретать сочувствие, помощь, помощь со стороны окружающих), симпатия (желает быть умным, любимым; обожает заниматься приятными вещами: просматривать, слушать музыку, мастерство), растождествяенная близость (заключения, интерпретации), слитная близость («желает», «обожает», «опасается» — ценностно-интенционные характеристики, развернутость ответов), антипатия (неприязнь со стороны окружающих).

В третьем отрывке испытуемый демонстрирует неуважение (фрустрация общения с другим полом, рвение избегать трудности, доминантность будущей жены) и симпатию (рвение к безопасности, комфорту, желание иметь большое количество детей, духовное единство с будущей женой).

В четвертом отрывке фиксируются категории неуважения (приписывание низкого уровня самоотношения, констатация неудовлетворенности всех сфер: мотивации общения, самоутверждения, интимного общения; рвение к полному самоизменению) и растождествленной близости (интерпретации, заключения).

В пятом отрывке выражается неуважение к персонажу (негативный прогноз, констатация дезадаптированности). Итак, в тексте оценки сходного персонажа неуважение встретилось во всех пяти отрывках, растождествленная близость — три раза, слитная близость — один раз, симпатия — два раза, отвращение — один раз.

Анализ текста оценки персонажа В.

В первом отрывке испытуемый проявляет к персонажу внешнее уважение при внутреннем неуважении (приписывание уверенности в успехе, хороший прогноз будущей успешности, но констатация некоей нерефлексивности: «Не склонен вспоминать»), и симпатию (рвение к общению, к информации, полнота судьбы).

Во втором отрывке выражены: уважение (успехи в сфере общения; активность, энергичность — качества, содействующие достижению; качества фаворита) и симпатия («Для приятеля приятен, не обижает, его рвут на части, с ним весьма интересно»).

В третьем отрывке к персонажу выражается уважение (достижения в домашней сфере).

В четвертом отрывке демонстрируется внешнее уважение внутреннее неуважение (констатация полной удовлетворенности собой персонажа, отсутствие неприятностей либо легкая их разрешимость, наряду с этим некая поверхностность, нерефлексивность, неорганизованность).

В пятом отрывке к персонажу выражается уважение (позитивный прогноз будущего успеха; главная сокровище персонажа — активная деятельность).

Итак, в тексте оценки противоположного персонажа категория уважения встретилась три раза, внешнего уважения при внутреннем неуважении — два раза, симпатии — два раза, антипатии — один раз. Категорий близости (обоих видов) не было ни в одном отрывке, что позволяет зафиксировать появление категории отдаленности.

валидность и Надёжность методики. Ретестовая надёжность и надёжность как корреляция ответов по «половинам» теста не устанавливались. Проводилась ранговая корреляция результатов контент-аналитической кодировки по шкалам «симпатия», «отвращение», «уважение», «неуважение» (в версии, отраженной в публикации: Столин В. В., 1981) с прямыми экспертными оценками этих параметров.

Взяты корреляции от 0,40 до 0,60. Корреляция результатов экспертных оценок этих параметров двумя группами женщин (и экспертов мужчин) соответствовала 0,86.

Курс осознанного сновидения. Часть1.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: