Методики анализа рентабельности

Оценивая рентабельность организации, направляться принимать к сведенью три главные изюминки:

1. Временной нюанс, в то время, когда организация делает переход на новые виды продукции и перспективные технологии.

2. Проблему риска, в то время, когда организация учитывает все хорошие и отрицательные факторы осуществляемых видов деятельности.

3. Проблему оценки, в то время, когда организация оценивает динамику трансформации прибыли за последовательность отчетных периодов времени [16, 135].

Значительно чаще анализ и оценка рентабельности продукции проводится на уровне моделирования трендов, наряду с этим не учитывается ее фрактальная природа, не уделяется достаточное внимание моделированию стохастической составляющей динамики рентабельности.

В ходе экономического анализа рентабельности функционирования

субъекта экономики на базе системного подхода употребляются разные способы, каковые возможно поделить на неспециализированные и особые.

К неспециализированным способам относятся общенаучные способы, каковые основываются на общепринятых подходах к изучению экономических категорий: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, наблюдение, измерение, опыт, формализация, системный и комплексный подход [16, 142].

Особые способы экономического анализа рентабельности денежно-хозяйственной деятельности возможно поделить на три группы:

— классические;

— экономико-математические;

— инновационные способы анализа [13, 19].

Классические способы анализа употребляются для оценки и изучения функциональной зависимости между показателями. Главными классическими способами являются сравнение, относительные величины и средние, балансовый способ, приемы элиминирования экономических показателей, индексный способ, группировки, прием долевого участия.

Экономико-математические способы изучения употребляются при изучении стохастических совокупностей, в которых связь между разбираемыми факторами и результативны показателем носит вероятностный темперамент. В экономическом анализе при изучении эффективности употребляются приемы корреляции, регрессии, матричные и прогнозные способы анализа и др.

Гинзбург А.И. в собственном изучении предлагает классифицировать способы анализа рентабельности следующим образом:

1. по видам факторного анализа, что включает в себя анализ по слагаемым формулы, рентабельности отдельных видов продукции и функциональный анализ;

2. по схеме формирования оценки влияния и финансового результата каждого из этапов анализа рентабельности на конечный итог деятельности организации;

3. по классам рентабельности, что основан на разделении направлений деятельности организаций в соответствии с всемирный практикой: текущая(главная), инвестиционная, денежная) [18, 55].

Совокупность способов комплексного анализа рентабельности является методикой анализа, которая употребляется для ретроспективной и текущей оценки исследуемых индикаторов, что разрешает распознать перспективы и тенденции развития экономических субъектов как звена действенной экономики на различных ступенях управления.

На рисунке 1 представлена авторская классификация способов анализа

рентабельности деятельности организации в соответствии с целями научного изучения в рамках системного изучения индикаторов рентабельности коммерческих структур, созданная Деминовой С. В [7, 114].

СПОСОБЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
СПОСОБЫ МНОГОУРОВНЕВОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОСОБЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
СПОСОБЫ ФАКТОРНОГО И ПРОГНОЗНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
НА БАЗЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА
НА БАЗЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА БАЗЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПОТОКОВ Денежных средств
СРАВНЕНИЯ ГРУППИРОВКИ КОМПЛЕКСНЫХ РАЗМЕРОВ КОЭФФИЦИЕНТНЫЙ СПОСОБ КОМПЛЕКСНЫЙ СПОСОБ БАЛАНСОВЫЙ СПОСОБ ТАБЛИЧНЫЙ СПОСОБ ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРЕНДОВЫЙ СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКИХ Последовательностей
СПОСОБЫ ДЕТЕРМИНИРОВАННОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
СПОСОБ КОРРЕЛЯЦИОННО- РЕГРЕССИВНОГО АНАЛИЗА
СПОСОБ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОЛЕЙ ПРОДАЖ
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОЗНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рисунок 1 — Классификация способов анализа рентабельности

Напомним, что конкретная, оценки рентабельности и единая методика анализа на сегодня не создана.

Способ маржинального анализа рентабельности – в какой-то мере формализованный подход к изучению «выгодности» производства того либо иного вида продукции. Главное преимущество данной методики пребывает в том, что она разрешает заметить неспециализированную картину по потенциальной прибыльности, сравнить разные виды (группы) продукции по выгодности производства.

Способ маржинального анализа разрешает ранжировать ассортиментный последовательность в порядке возрастания «предельной (потенциальной) прибыльности» разных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.

В зарубежной практике для обеспечения системного подхода при изучении факторов трансформации прибыли и прогнозировании ее размеры применяют маржинальный анализ. В соответствии с теории маржинального анализа при росте количества реализации продукции (одолжений) сумма прибыли тем больше, чем больше удельный вес переменных (производственных) затрат в себестоимости продукции (одолжений). Отличие между выручкой от реализации и переменными затратами именуется маржинальным доходом [18, 55].

Методика анализа рентабельности, используемая на отечественных фирмах, не учитывает связь затраты–количество–прибыль. В маржинальном анализе расчет влияния факторов на трансформацию уровня рентабельности производится посредством следующей модели:

Р = [Q х (Цi – З пер.i) – З пост.] / [Q х З пер.i + З пост.](13)

Самый распространенным способом оценки рентабельности есть факторный анализ. Факторный анализ осуществляется на базе широкого круга экономико-математических моделей, каковые формируются в зависимости от цели и объекта изучения по видам факторного анализа, что включает в себя анализ по слагаемым формулы, рентабельности отдельных показателей.

Методика факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул по всем качественным и количественным чертям увеличения эффективности хозяйственной деятельности.

Ответственный этап оценки эффективности деятельности предприятия – обнаружение влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С целью этого применяют способы индексного и факторного анализа [27, 233].

Любой показатель рентабельности представляет собой двухфакторную кратную модель, которая методом предстоящего моделирования возможно преобразована в многофакторную мультипликативную модель. Приведем примеры чаще всего применяемых моделей анализа рентабельности:

— двухфакторная модель рентабельности продукции, при которой оценивается выручки объема и влияние реализации от реализации;

— трехфакторная модель рентабельности собственного капитала, при которой оценивается влияние рентабельности продукции, коэффициента и оборачиваемости активов денежной зависимости (отношения неспециализированного капитала предприятия к собственному капиталу);

— трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, при которой оценивается влияние рентабельности продаж, оборачиваемости и фондоемкости оборотных средств;

— четырехфакторная модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), при которой оценивается влияние рентабельности продукции, оборачиваемости активов, коэффициента денежной зависимости (отношения неспециализированного капитала предприятия к собственному капиталу) и соотношения прибыли до налогообложения к прибыли от продаж;

— пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, при которой оценивается влияние фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости оборачиваемости и продукции оборотных средств [13, 20].

Факторный анализ разрешает выяснить, какое влияние на изучаемый показатель оказало изменение того либо иного фактора.

В факторном анализе применяют следующие виды чаще всего видящихся моделей:

1. Аддитивные модели, в соответствии с которым результативный показатель складывается из суммы либо отличия результирующих факторов.

2.Мультипликативные модели используются, в то время, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

Рентабельность активов = Фондоотдача активов и Рентабельность продаж х Рентабельность активов = Прибыль/Среднегодовая цена активов(14)

Со своей стороны рентабельность активов возможно представлена в виде произведения:

(Прибыль/Выручка) * (Выручка/Среднегодовая цена активов)

Прибыль/Выручка — это Рентабельность продаж(15)

Выручка/Среднегодовая цена активов — это Фондоотдача активов

3. Кратные модели используются в то время, когда результативный показатель получается при помощи деления одного фактора на другой.

К кратной модели относится функция «рентабельность активов, равная отношению прибыли к среднегодовой цене активов».

4. Разные комбинации вышеприведенных моделей воображают модели смешанные либо комбинированные [12, 178].

Рассмотренные выше модели представляют собой модели с целью проведения шагового факторного анализа, от периода к периоду. Без оглядки на то, что существует возможность выстроить многофакторную модель изучаемого показателя, таковой анализ не эргономичен громоздкостью расчетов при громадном количестве факторов. Помимо этого, расчеты искажаются из-за неприятности последовательности трансформации факторов. Обычно легко нереально зафиксировать какой фактор изменился первым, а какие конкретно по окончании, к тому же в какой последовательности. Многие не уделяют внимание последовательности трансформации факторов и, как следствие, приобретают неверные расчеты.

Так, анализ рентабельности есть целевым направлением экономического анализа, опирается на свойственную ему методику анализа, требующие развития системного понимания для целей успешного национальной экономики экономики и развития региона в целом.

Рентабельность продаж: формула, пример анализа и расчёта


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: