Методики изучения конфликтных ситуаций

1. Системно-ситуационный анализ — изучение распрей по единицам. В качестве единицы анализа употребляется конфликтная обстановка — мельчайшая целостная, неделимая часть конфликта, владеющая всеми его фундаментальными особенностями, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. На протяжении изучения устанавливаются все главные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного сотрудничества. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых темперамент сотрудничества главных его участников как следует не изменяется. По окончании определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной обстановке проводится ее системный анализ. Применение конфликтной обстановке в качестве единицы анализа позволяет стандартизировать, хранить и накапливать данные о настоящих конфликтах. Конфликтная обстановка разрешает изучать характеристики распрей не «по большому счету», а на базе систематизации определенной информации о поведении конкретных социальных групп и людей. Конфликтные обстановки возможно разбирать ретроспективно (изучение документов, опрос свидетелей и участников конфликта) и конкретно на протяжении настоящего развития событий. С целью проведения ситуационного анализа разрабатывается особый бланк, в котором отражаются главные характеристики конфликта.

2. Математическое моделирование. Математическое моделирование с привлечением современных средств вычислительной техники разрешает перейти от анализа фактов и простого накопления к оценке и прогнозированию событий в настоящем масштабе времени развития. Математическая модель конфликта является системой формализованных соотношений между чертями конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, применяемых в конфликтологии, — вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени громаднейшего прогресса удалось достигнуть в описании и анализе распрей со следующими особенностями: число участников конфликта равняется двум, число способов действий каждого участника и их личные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, и неочевидность стратегий и целей участников распрей значительно снижают круг обстановок настоящего межличностного сотрудничества, к каким применимы созданные математиками описания.

3. Личностные тесты. Эксперты применяют последовательность апробированных тестов, каковые фиксируют выраженность качеств, состояний и свойств, показывающих на повышенную конфликтность личности. К числу чаще всего используемых опросников и общепризнанных тестов, разрешающих распознать те либо иные нюансы конфликтности личности и выяснить ее уровень, возможно отнести:

  • Тест А. Басса — А. Дарки (рекомендован для определения личного уровня агрессивности личности)
  • Диагностика межличностных взаимоотношений Т. Лири (позволяет выяснить преобладающий тип отношения личности к окружающим);
  • Личностный тест Г. Айзека (разрешает распознать тип темперамента личности посредством двух шкал — «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность)
  • 16-факторный личностный опросник Кеттелла (разрешает распознать психотерапевтические изюминки, воздействующие на конфликтность — скрытность, практичность, жестокость, суровость, честолюбие и пр.)
  • Шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности)

Личностные тесты употребляются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом смысле не являются способами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большее внимание уделяется качественным способам, каковые реализовывают смысловую интерпретацию данных. Причем наровне с общенаучными качественными способами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) показались эмпирические качественные способы: методика кейс — стадии — изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на базе сделанных выводов; экспертный опрос — опрос компетентной группы лиц; способ изучения фокус групп.

конфликтология. Конфликтные и предконфликтные ситуации в ресторане


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: