Методологические принципы построения организационных структур.

Тема 6: Организационное проектирование

Цель лекционного занятия: дать понятие организационного проектирования, продемонстрировать способы, применяемые при разработке организационных проектов и показатели, характеризующие эффективность организационного проекта.

Замысел лекционного занятия

• 1.Методологические правила проектирования организационных структур.

• 2.Способы проектирования организационных структур

• 3.Оценка эффективности организационных проектов.

Использованная литература:

1.Богданов А.А. Тектология. Общая организационная наука.-М.:Экономика, 1989 г.

2.Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.:ИНФРА-М, 1999.

3.Смирнов Э.А. Базы теория организаций.-М.:ЮНИТИ, 2000.

4.Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие/ Е.П.Третьякова.- М.:КНОРУС, 2009.

Методологические правила построения организационных структур.

• Научно обоснованное формирование организационных структур и структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.

• Организационная структура (ОСУ) включает в себя их распределение и систему целей между разными звеньями, коммуникации, документооборот и потоки информации.

• Это поведенческая совокупность, это их группы и люди, неизменно вступающие в разные взаимоотношения для ответа неспециализированных задач.

• В базу методики построения структур должно быть положено четкое формулирование целей организации.

• Сперва формулируются цели, а после этого — механизм их успехи.

• Разработку структур возможно организовать по трем стадиям.

• 1.Формирование неспециализированной структурной схемы.

• 2.Разработка состава главных связей и подразделений между ними.

• 3.Регламентация организационной структуры.

^Формирование неспециализированной структурной схемы

• На этом этапе определяются направления характеристики проектирования и главные организации с учетом внутриорганизационного экономического механизма, кадрового обработки обеспечения и способов информации.

• К принципиальным чертям ОС на данной стадии возможно отнести: :

• проблемы и Цели, подлежащие ответу;

• Системы, снабжающие их достижение;

• Число уровней в совокупности управления;

• децентрализации полномочий и Степень централизации и ответственности;

Главные формы взаимоотношений организации с внешней средой;

• Требования к экономическому механизму;

• Формам обработки информации;

• Кадровому обеспечению организационной совокупности.

Правила для стадии «композиции»

• Полнота охвата всех нужных функций управления;

• Обеспечение предельного количества уровней в управленческой иерархии;

• Устранение задач и дублирования подразделений на различных уровнях;

• Сокращение протяженности коммуникаций между подразделениями;

• Выделение независимых подразделений исходя из рационального сочетания административных и экономических способов;

• Создание условий для более действенного применения АРМ;

• Соблюдение рациональных норм управляемости;

• Обеспечение рациональной пропускной свойстве совокупностей переработки информации;

• Минимизация административно- управленческих затрат.

2.Разработка состава главных связей и подразделений между ними (стадия «структуризации») предусматривает:

• Определение рационального состава независимых (базисных) подразделений каждой линейно-функциональной работы и программно-целевой совокупности;

• Распределение задач каждой системы между главными подразделениями;

• Построение организационных связей между блоками и подразделениями.

• Ориентация каждого подразделения на одну либо группу однородных и взаимосвязанных целей (КФУ);

• Обеспечение соответствия суммы подцелей, закрепленных за базисными подразделениями, соответствующей цели наибольшего уровня;

• Концентрацию в подразделении всей полноты ответственности за конечные результаты по закрепленным за ним целям и нужных полномочий по их реализации;

• Приоритет функционально-технологической специализации подразделений как самая универсальной и устойчивой перед пообъектной;

• Комплексную увязку взаимосвязанных видов деятельности на базе ответственности и рационального распределения полномочий за достижение промежуточных и конечных результатов.

3.Регламентация организационной структуры

• Предусматривает разработку количественных процедур и характеристик аппарата управленческой деятельности.

• Она включает:

• Определение состава подразделений;

• Распределение работ и задач между конкретными исполнителями;

• Установление ответственности за их исполнение;

• Определение проектной численности подразделений;

• Трудоемкости главных квалификационного состава и видов работ исполнителей;

• Разработку процедур исполнения работ в подразделениях;

• Разработку порядка сотрудничества подразделений.

• Утверждаются два основных регламентирующих документа — схемы и штатное расписание подразделений внутренних структур базисных подразделений, соответствующих этому расписанию.

• Кроме этого разрабатывается последовательность рабочих документов: технологические карты, должностные руководства, карты организации труда и другие.

Менеджмент. Лекция 4. Построение организационных структур


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: