Методология анализа отношения к школе

Мониторинг отношения к школе

Развитие каждой школы как образовательного учреждения требует не только решения проблем, которые связаны с совершенствованием образовательного процесса, но и активной работы по формированию у всех субъектов образования устойчивого хорошего отношения к школе. Опыт свидетельствует, что самые прогрессивные инновации, внедряемые администрацией, могут быть неэффективными, в случае если педагоги, обучающиеся и родители очень плохо относятся к школе, не проявляют личной заинтересованности в ее развитии.

Темперамент отношения в значительной степени определяет степень и характер активности, направленной на объект данного отношения. На обусловленность поступков и действий человека, сложившейся у него совокупностью субъективных взаимоотношений к явлениям и различным объектам, обращали внимание такие исследователи как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.

Сложность неприятности изучения взаимоотношений личности к явлениям окружающего и различным объектам мира проявляется уже в том, что «отношение» есть категорией последовательности разных наук: философии, социологии, психологии, педагогики. Наряду с этим в каждой из наук это понятие определяется по-своему, в зависимости от теоретических традиций и методологического аппарата данной дисциплины. К тому же, «отношение» есть обширно распространенным бытовым понятием, что еще больше усиливает употребления неоднозначности и проблему понимания этого понятия.

Теоретические базы анализа взаимоотношений человека к разным сторонам действительности еще в начале XX века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об экзопсихике» и В.М. Бехтеревым в учении «о соотносительной деятельности». Психология взаимоотношений взяла развитие в концепции М.Я. Басова.

В соответствии с В.М. Бехтереву, отношение («соотношение») понимается как «отзывчивость на внешние раздражения, проявляющаяся не только в отражении среды, но и в ее преобразовании». Активное отношение человека к среде рассматривается им как главная функция психики.

С позиций А.Ф. Лазурского отношение личности к тем либо иным объектам среды рассматривается как своеобразная реакция, обусловленная изюминками данной личности. Такие реакции, направленные объектам, описываются автором кроме этого через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются им на 15 видов, в зависимости от объектов этих взаимоотношений: к вещам, к животным и природе, к отдельным людям (равным, высшим, низшим по публичному положению), к социальной группе, к потивоположному полу, к семье, к стране, к труду, к материальной обеспеченности, к собственности, к праву и нормам поведения, к нравственности, к религии и мировоззрению, к науке, к мастерству, к самому себе.

Серьёзным методологическим положением, выдвинутым А.Ф. Лазурским, является представление о динамичности взаимоотношений, каковые не являются раз и окончательно данными, безотносительными. Отношения подвержены трансформациям, они развиваются в ходе людской судьбе.

М.Я. Басовым утверждалась необходимость изучать «разные формы активности человека в отношениях к окружающей среде». Причем, «среда» рассматривалась им не просто, как объективная действительность, а как объективная реальность в ее отношении к организму, которая начинается по мере развития самого организма.

самая глубокая разработка категории «отношение» была сделана в концепции В.Н. Мясищева, определяющий его как избирательную, осознанную сообщение человека со значимым для него объектом, как потенциал психологической реакции личности в связи с каким или предметом, процессом либо фактом действительности. Отношение рассматривается В.Н. Мясищевым и как объективная, реально существующая связь между определённым объектом и человеком и одновременно как субъективная действительность, отражаемая людской сознанием. Отмечаются такие характерные черты отношения как его избирательность, потенциальность, целостность (принадлежность субъекту в целом), конкретная предметная направленность. Неосознанное отношение в ходе собственного развития может купить такое качество как осознанность.

В концепции В.Н. Мясищева подчеркивается обусловленность характера взаимоотношений личности, как ее личным жизненным опытом, так и влиянием публично-исторического опыта. Отношения человека смогут изменяться тем либо иным образом под действием объективных изменений в его жизни. В.Н.Мясищев выделил три стадии развития субъективных взаимоотношений, продемонстрировал динамику этого процесса от случайных ощущений, через сознательную регуляцию факторов, вызывающих те либо иные эмоции, до обусловленности деятельности личности существующими у нее субъективными отношениями.

Теория взаимоотношений В.Н. Мясищева приобрела достаточную популярность среди практиков, благодаря собственной универсальности и относительной простоте.

[Ежи Сармат] Природа отличников


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: