Методология и методика изучения ценностных представлений

На отечественный взор, самый богатым и методически обоснованным направлением изучений ценностных представлений можно считать изучения, проводившиеся в конце 60-х — 70-е годы в Соединенных Штатах Рокичем, а также в других государствах на базе созданного им способа прямого ранжирования сокровищ. Сокровище Рокич определяет как устойчивое убеждение в том, что определенны метод поведения либо конечная цель существования предпочтительнее с личной либо социальной точки зрения, чем противоположный либо обратный им метод поведения, или конечная цель существования. Человеческие сокровища характеризуются следующими главными показателями: 1) неспециализированное число сокровищ, являющихся достоянием человека, относительно мало; 2) все люди владеют одними и теми же сокровищами, не смотря на то, что и в различной степени; 3) ценности организованы в совокупности; 4) истоки людских сокровищ прослеживаются в культуре, его институтах и обществе и личности; 5) влияние сокровищ прослеживается фактически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. Рокич различает два класса сокровищ: терминальные и инструментальные. Терминальные сокровища он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель личного существования с личной и публичной точек зрения заслуживает того, дабы к ней стремиться; инструментальные сокровища — как убеждения в том, что определенный образ действий (к примеру, честность, рационализм) с личной и публичной точек зрения есть предпочтительным в произвольных обстановках. Для диагностики личных иерархий сокровищ Рокич создал ставший очень популярным способ прямого ранжирования сокровищ, сгруппированных в два перечня — терминальных и инструментальных сокровищ. Масштабные изучения, совершённые им посредством этого способа на общенациональной американской выборке, разрешили распознать и проанализировать сообщение декларируемой значимости (ранга) разных сокровищ с этими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Данные исследований вторых авторов продемонстрировали сообщение сокровищ с некоторыми личностными изюминками, и их кросскультурную специфику. В 80-е годы С.Шварц и В.Билски предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации сокровищ и создали собственную диагностическую методику.

У нас в стране незадолго до выхода в свет главных монографий Рокича по проблеме сокровищ была создана исследовательская несколько по изучению ценностных ориентаций. Методика Рокича уже в 70-е гг. приспособлена А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым в ИСЭП АН СССР. В ходе адаптации перечень терминальных сокровищ был значительно поменян — частично по культурным, частично по политическим обстоятельствам. Популярности данной методики содействовало да и то, что изучение Г.И.Саганенко, сравнивавшей разные стандартизированные способы изучения сокровищ, продемонстрировало, что по устойчивости и надёжности прямое ранжирование перечней превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из сокровищ и уступает лишь способу парного сравнения, что технически приемлем только для совсем маленьких перечней сокровищ. В другом методическом изучении были распознаны ощутимые недочёты закрытых перечней (громадна часть случайных ответов, посоветованных перечнем и не высказывающих собственных сокровищ опрашиваемых). Но применение открытых вопросов имеет не меньше недочётов: ответы относятся и к личным сокровищам (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Помимо этого, тут значительно посильнее влияние таких ситуативных факторов, как, к примеру, пол интервьюера. Так, не смотря на то, что способ прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает вторым способам, реально употребляющимся при изучении ценностных представлений. Стала известной и диспозиционная концепция личности В.А.Ядова, в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Как раз в понятиях ценностных ориентаций интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных изучений.

Д.А. Леонтьев Ценностные представления в личном и групповом сознании…, Психотерапевтическое обозрение #1, 1998.
Д.А. Леонтьев Методика изучения ценностных ориентаций.

Способы изучения в биологии. Видеоурок по биологии 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: