Методология и методика контент-анализа.

Контент-анализ (англ. content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстовых массивов и текстов с целью последующей содержательной интерпретации распознанных числовых закономерностей.

Принято вычислять, что контент-анализ складывается из трех главных этапов: 1) выделяются единицы анализа, каковые после этого сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид; 2) проводится подсчет частотных распределений, используется математический аппарат для обнаружения связей единиц анализа; 3) осуществляется интерпретация взятых результатов.

Методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение совокупности категорий анализа, вторым – соответствующая им единица анализа текста, а третьим – установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще именуют индикаторами контент-анализа), разрешающей регистрировать частоту (регулярность) появления показателя категории анализа в тексте.

На данный момент различается четыре методологии контент-анализа: грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и вторым формальным показателям языка; семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания; документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, документа и текста как сообщения (их нагрузка и дескрипторы, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный количества, информационная емкость и информативность); цитационный — анализ библиографических ссылок в документе.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки последовательности исследовательских инструментов. источники и Разные специалисты именуют неодинаковое число таких документов. Согласно точки зрения СИ. Григорьева и Ю.Е. Растова, их должно быть пять: 1) классификатор контент-анализа; 2) протокол итогов анализа (он еще именуется — бланк контент-анализа); 3) регистрационная карточка (кодировальная матрица); 4) инструкция исследователю, не плохо занимающемуся кодировкой и регистрацией единиц счета; 5) каталог (перечень) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа авторы именуют неспециализированную таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) единицы и анализа анализа. Ее главное назначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается любая категория, применяемая в изучении.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, количестве и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев потребления в нем определенных единиц анализа и следующие из этого выводы относительно категорий анализа).

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа.

Инструкция кодировщику. Ее содержанием выступает описание правил соотнесения единиц текста с списком категорий анализа, и правил регистрации в Кодировочной карточке. Примером может служить перечень элементов и категорий регламентации, что именуют кодификатором (кодом).

Обычные неточности анализа документов в социологическом изучении:

1. Исследователь применяет документальную данные в качестве первичной социологической информации без предварительного ее анализа; не проверены: подлинность, достоверность, авторство документа, назначение информации.

2. Анализ документов ведется без предварительного замысла, программы.

3. Выбранные для анализа документы имеют сходство с темой изучения только по заглавию. Информация, содержащаяся в них, не связана с догадками изучения.

4. Категории анализа не сопоставлены со языком текста и смысловым содержанием документов. В терминологическом обо значении категорий анализа имеется неясность; в одну и ту же категорию анализа попадают значительно различающиеся смысловые единицы текста.

5. Не подготовлены заблаговременно и не апробированы методические документы обзора данных. Появились трудности регистрации показателей.

6. Не совершён инструктаж среди кодировщиков и регистраторов, они не прошли особую подготовку.

7. Кодировка не соответствует программе обработки данных.

8. Не хорошо организовано рабочее место регистратора.

9. Нет перечня (каталога) документов, применяемых в анализе

Показатель, градация показателя Коды
1. Тип автора
— один человек
—два и более человека
— обстановка не ясна
2. Несколько, к у которых в собствености создатель
— неформальная несколько (семья, приятели и т.д.)
— формальная несколько (производственная несколько, учебный коллектив и т.д.)
— обстановка не ясна
3. Пол автора
— создатель (авторы)—мужчина (мужчины)
— создатель (авторы)—дама (дамы)
— смешанная несколько
— обстановка не ясна
4. Возраст автора
— молодежь (до 30 лет)
—лица среднего возраста (30—49 лет)
—лица старшего возраста (более чем 50 лет)
— смешанная несколько
— обстановка не ясна
5. Количество неприятностей, разглядываемых в письме
—одна
-две
— более двух
6. Локальность неприятностей, поднятых в письме Неприятность №1 Неприятность Ns2
— мир
— страна
— город
—предприятие, учреждение
— личная судьба
7. Сфера публичной судьбе (страна, область, город)
—промышленность
—сельское хозяйство
—транспорт
—строительство
— вопросы распределения жилья
— вопросы социального обеспечения
8. Типы суждений
—суждение оценочное
—суждение конструктивное
—суждение аналитическое
другие типы суждения

Методика Ломброзо на примере знаменитостей


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: