Методология исследования

Под методологическими базами изучений знают те либо иные теории, концепции, на которых строится изучение, и каковые оказывают помощь осознать, растолковать, решить разглядываемую проблему. От выбора способа изучения зависит достоверность и надёжность взятых в нем результатов (цифр, утверждений, формул и т. д.).

Существуют две главные группы неспециализированных способов научных изучений – теоретические и эмпирические способы, и несколько смешанных, эмпирико-теоретических способов.

Теоретические способы изучений.Теоретические изыскания являются таковой вид изучений, в то время, когда изучению подвергается новая неприятность, вопрос, тема, о которых мало что известно. В ходе изучения требуется выяснить, концепции и какие теории смогут быть применены, а вдруг нужно, создать новые теории. Помимо этого, необходимо выяснить, возможно ли пользоваться существующими методиками.

Распространенными примерами теоретических способов изучения являются формализация и идеализация.

Идеализация. Для осуществления научного изучения активно применяются совершенные объекты, не существующие в конечном итоге. К примеру, в природе не бывает «свободного пространства», совершенных точек, прямых линий, квадратов, окружностей. Но мы используем их при изучении перемещения тел, расчетах расстояний и площадей. Посредством идеализации исключаются отношения и те свойства объектов, каковые мешают осознать сущность изучаемого процесса. Совершенные объекты разрешают существенно упростить системы и сложные процессы, что облегчает обнаружение значительных отношений и связей, формулирование законов.

Формализация. Способ изучения объектов методом отображения их структуры и содержания в знаковой форме. Это происходит при помощи различных «неестественных» языков – математического, химического и других. Способ снабжает полноту обозрения определенной области неприятностей и применяет обобщенный подход к их ответу. Формализации характерна точность и краткость фиксации знания, однозначность терминов, из этого – строгость и чёткость рассуждений, доказательность выводов при применении способа. Эффективность способа определяется тем, как верно распознано основное в содержании объекта, его сущность.

Эмпирические способы изучений.Эмпирические исследованияпозволяют контролировать применимость созданных теорий,определять пределы сделанных ранее обобщений. В ходе проверки способом прояснений и уточнений возможно обнаружить новые приложения ранее взятым знаниям, раздвигать их границы, делать новые обобщения. К эмпирическим способам изучений относят наблюдение, измерение, сравнение, опыт.

Наблюдение. Главная задача этого способа – распознать и зафиксировать поведение объекта познания в естественных условиях, в соответствии с программой изучения.

Итог наблюдения не должен зависеть от воли, желаний и чувств субъекта (наблюдателя). Субъект в этом способе приобретает первичную данные о мире, об отношениях и объективных свойствах реально явлений и существующих предметов. Устройства, применяемые в современной науке для наблюдений, должны лишь усиливать работу органов эмоций субъекта, не искажая наряду с этим настоящей картины мира.

Измерение. Способ предполагает определение численного значения некоей величины при помощи измерений. Преимущество способа в возможности обработки накопленных данных. Недочёт – необходимость иметь достаточно правильные и качественные измерительные устройства.

Сравнение. Способ основан на обнаружении сходств и явлений действительности и различий предметов. В следствии сравнения устанавливается то общее, что свойственно двум либо нескольким объектам. Сравниваться смогут как следствия ярких измерений и наблюдений, так и результаты их обработки. К примеру, их статистические характеристики.

Опыт (частный случай наблюдения). Этот способ подразумевает вмешательство в естественные условия явлений и существования предметов. Изучаются реакции исследуемых объектов на намерено создаваемые действия. Дабы выделить эти реакции, несколько исследуемых объектов может сравниваться с контрольной группой, которая таким действиям не подвергается. Опыт эргономичен тем, что может повторяться и проводиться как с настоящими объектами, так и с их моделями – «помощниками» объекта в познании.

Эмпирико-теоретические способы изучений.К этому типу способов относят способы аналогии, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.

Аналогия. На базе установления сходства между несколькими предметами по последовательности значительных показателей делается умозаключение о возможности сходства и по вторым показателям. При таком подходе по окончании изучения одного предмета (к примеру, модели) делается вывод, не смотря на то, что и не окончательный, не доказательный в полном смысле этого слова, о втором предмете (совокупности).

Абстрагирование. Данный способ предполагает мысленное отвлечение от несущественных особенностей, связей, взаимоотношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной либо нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результатом процесса абстрагирования есть построение абстракции в виде теории, закона, догадки и т. д., что формирует новое знание о некоторых сторонах изучаемых объектов.

Индукция. Это способ умозаключения, при котором на базе эмпирических данных строятся теоретические обобщения. Этим способом, к примеру, в математике выводится формула двучлена Ньютона. Тут перемещение мысли происходит от частных положений к более неспециализированным.

Дедукция. Данный способ подразумевает использование неспециализированных научных положений для изучения конкретных явлений, перемещение от более неспециализированных суждений к частным логическим выводам. В случае если накопленный нами опыт говорит, что на протяжении дождя почва делается мокрой, то, выяснив, что на улице ливень, мы, кроме того не глядя в окно, сходу воображаем себе лужи во дворе. В случае если по окончании дождя видим на мокрой почва сухое пятно прямоугольной формы, то полагаем, что тут стояла чья-то машина.

Возможно, возможно заявить, что индукция – это способ логического обобщения частных эмпирических фактов, а дедукция – способ применения накопленного опыта в принятии частных ответов.

К особым способам изучений, обширно используемым в диссертациях, возможно отнести способы системного анализа, математической статистики и теории вероятностей, теории принятия ответов, моделирования, теории управления и т.д.

Эффективность применения способов зависит от того, как их выбор согласован с ограничениями и требованиями, предъявляемыми к ним со стороны объекта, задач и предмета изучения, и от уровня подготовки соискателя.

ТИПОВОЙ ЗАМЫСЕЛ НАУЧНОГО Изучения

Замысел научного изучения нужен чтобы оказать помощь соискателю составить неспециализированное представление как о работе в целом, так и об ее отдельных частях.

Типовая последовательность этапов проведения изучения возможно представлена следующим перечнем [1]:

I. Подготовительный этап (Глава 1)

• анализ современного состояния конкретной области знания, обнаружение актуальных научных и практических неприятностей;

• выбор собственной темы и формирование догадки изучения;

• определение предмета и объекта изучения;

• постановка конкретных задач и цели изучения;

• выбор способов (методик) проведения изучения;

II. Главный этап (Главы 2 и 3)

• проведение изучения;

• описание процесса изучения, фиксация, оценка и анализ результатов;

• обсуждение результатов изучения на конференциях и научных семинарах кафедры с целью получения публичной накопления и оценки критических замечаний;

III. Последний этап (Введение и Заключение)

• формулирование конечных рекомендаций и выводов;

• публикация материалов диссертации;

Все эти этапы должны быть в обязательном порядке пройдены, не смотря на то, что, возможно, и не с первой попытки. Нужно готовься к тому, что к неудавшимся моментам до завершения работы нужно будет вернуться еще неоднократно, потому, что корректировка и переделка являются неотъемлемыми элементами процесса изучения.

ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗАМЫСЛОВ ДИССЕРТАЦИИ

Авторы методического пособия [5] уверены в том, что каждая диссертация должна иметь в собственном составе четыре следующие части:

— чёрта современного состояния области изучения, которая составляется посредством обзора научной литературы. В обзоре должны быть отражены дискуссии и разработки, каковые на данный момент ведутся в данной области. Тут принципиально важно представить личный взор на эту область с оценкой вклада в науку, сделанного вторыми учеными, с указанием направлений проводимых научных изучений, с определением не сильный мест в теоретической и практической науке и обоснованием собственных критических замечаний по этому поводу.

— определение направления изучения (поиск «белых пятен» и выбор собственной темы). Тут должны быть приведены подробные объяснения, что и из-за чего выбрано автором для изучения.

— обоснование достоверности данных и корректности их применения. В данной части диссертации должны быть приведены достоверности и доказательства уместности применяемых источников информации, способов ее сбора, интерпретации и обработки.

— описание вклада в развитие науки. Исследование должно вносить уникальный (новый, свежий, необычный, незаимствованный) вклад в исследуемую развитие и область избранной научной дисциплины. В последней части диссертации нужно дать четкую формулировку этого вклада и оценить его значимость. Необходимо убедительно растолковать, из-за чего другие ученые, трудящиеся в данной области, заинтересованы в применении представленных результатов и начнут учитывать их при планировании собственной деятельности.

Специалисты уверены в том, что научное изучение возможно признать уникальным в тех случаях, в то время, когда в его основе лежит что-либо из следующего перечня:

1. Развитие области знаний методом, до этого не использовавшимся.

2. Рассмотрение новых разделов научной дисциплины, до этого экспертами не изучавшихся.

3. Исполнение никем ранее не проводимой эмпирической работы.

4. Проявление оригинальности при проверке чужих планов.

5. описание и Получение новых фактов по известному вопросу.

6. Применение известного материала, но в новой интерпретации.

7. Изучение определенного способа и использование его в второй области.

8. Опробование в данной стране чего-то для того чтобы, что ранее выполнялось лишь в других государствах.

9. Работа на стыке нескольких научных дисциплин и использование разных методик.

Диссертация, удовлетворяющая таким требованиям, имела возможность бы, по мнения авторов [5], иметь следующую структуру:

Введение (с четкой формулировкой цели изучения)

1. Обзор литературы

2. Применяемые способы

3. Полученные результаты

4. Обсуждение результатов

5. Выводы

Библиографические ссылки

Приложения

В методическом пособии [6] предлагается уникальный способ магистрантов и подготовки аспирантов к проведению диссертационного изучения и приведен собственного рода шаблон замысла диссертации:

Введение (Постановка неприятности)

Глава 1. Познание предмета изучения (познание форм и сущности предмета)

1.1. Предмет во внешней совокупности

1.2. Внутреннее содержание предмета

1.3. Развитие форм предмета

Глава 2. Методологическое решение проблемы (разработка совокупности требований к решению проблемы)

2.1. Отдельные требования

2.2. Связь требований

Глава 3. Методическое решение проблемы (совершенствование методических документов)

3.1. Разработка новых методик

3.2. Улучшение действующих методик

Глава 4. Внедрение методических рекомендаций в практику (апробирование и детализация рекомендаций)

4.1. Советы к внедрению

4.2. Расчеты улучшения показателей

4.3. результаты и Ход опыта по апробированию рекомендаций

Заключение

Библиографические ссылки

Приложения

В учебно-методическом пособии [3] – еще один, достаточно неспециализированный вариант:

Введение

Глава 1. Критический анализ состояния неприятности

1.1 Развернутая постановка неприятности с учетом ее исходного состояния

1.2. Точки зрения вторых авторов на пути и проблему ее решения. Анализ предшествующих работ.

1.3. принятие и Обоснование способа изучения.

1.4. Главный план решения проблемы – теоретическое и методическое обоснование.

Глава 2. Предлагаемые методы решения проблемы.

2.1. Расчленение неприятности на составляющие ее подпроблемы.

2.2. пути и Способы ответа подпроблем.

2.3. Соединение результатов ответа подпроблем и предлагаемое на данной базе ответ всей неприятности.

Глава 3. подтверждение и Проверка результатов изучения.

3.1. Проверка предложенного метода решения проблемы на базе собственных расчетов, опытов, опытов, данных.

3.2. Сопоставление взятого результата с другими имеющимися данными, подтверждающими достоверность, прогрессивность, перспективность взятых в диссертации результатов.

3.3. Практическое приложение результатов решения проблемы.

3.4. Возможность, которую открывают практике и науке итоги диссертационного изучения.

Заключение

Библиографические ссылки

Приложения

Большое количество вариантов возможно отыскать в других авторефератах и методических пособиях. Они смогут различаться заглавиями, числом разделов и глав, но неспециализированные советы, приведенные в [5], относительно того, что диссертация обязана складываться из обзора литературы, описания того, что было сделано, дискуссии взятых заключения и результатов с рекомендациями и выводами довольно предстоящей работы, в любых ситуациях остаются неизменными.

Методика диссертационного изучения | Вводный ролик


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: