Методология познавательного процесса в теории социальной работы

Становление знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее направлений и школ, поиском действенных моделей сотрудничеств с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением исследования и предмета познания.

Теоретические изучения диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Базу ее теоретических концептов составили социального бихевиоризма и идеи психоанализа. Они же послужили основанием для создания методов и процедур взаимодействия с клиентом. Но в 1930-е гг. Ранк, Тафт, Робинсон, начинавшие практическую деятельность в духе психоанализа, отходят от него, создав концепцию функционального способа личной работы. В базе этого способа лежали ориентации и идеи экзистенцианализма. С 1940 г. проходит последовательность дискуссий между диагностической и функциональной школами о эффективности и приоритетах научного познания в практической совокупности помощи клиентам. Результатом этих дискуссий явилось осознание того факта, что имевшиеся школы социальной работы лишь отражают один из подходов к объяснению и помощи нуждающихся и не смогут урегулировать все вопросы клиента и удовлетворить все его запросы. Серьёзным нюансом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, каковые предлагали собственные модели практической социальной работы. Еще больше к осознанию этого факта подтолкнуло и выдвижение теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями психоанализа и бихевиоризма. Х.Перлман предложила свой вариант личного подхода к клиенту — проблемно ориентированную модель социальной работы. В базе данной модели лежали концепции и процедуры ситуационной теории теории и взаимодействия конфликтов. Сочетание теорий, имеющих неспециализированную мировоззренческую базу, содействовало появлению эклектических построений теоретических конструктов. Эклектизм стал реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Но, продемонстрировав, с одной стороны, направление вероятного поиска и правила модификаций помогающих моделей, эклектические помогающие модели, иначе, позволили осуществлять интервенции во время кризиса клиента, тем самым открыв направление моделей помощи центрированных на задачах (Эпштейна и исследования Рида).

Социогенез теоретических моделей социальной работы распознал главной объект ее познания — практику как объективную действительность, существующую в ходе реализации помощи, помощи клиенту в разных его субъектных модификациях (от индивидуума до общества в целом). Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого смогут изменяться в зависимости от уровня его реализации. Интеракции — элементы практики, высказывающие конструктивную функцию процесса помощи и существующие в виде определенных моделей, каковые обрисовывают, растолковывают и предвещают практические теории социальной работы. Формы и виды практической реализации смогут быть разными, потому, что это «моделируемая» действительность, которая интегрируется в модели судьбы клиента в качестве некоего примера, нормы, разрешающей вернуть потерянные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в способах интервенций, любой из которых связан с определенным уровнем социального пространства в формах личной субъектности. Практика в социальной работе — это форма социального трансформации среды, социальных взаимоотношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы практика осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним понимается восстановление функционирования субъекта. В главных видах собственных интервенций практику возможно представить как разные формы существования «конструктивной действительности», направленные на определенную жизненную совокупность, имеющую неприятности социального, ситуативного либо личного характера.

Таблица 9

Жизненная совокупность Социальные неприятности Ситуативные неприятности Личные неприятности
Индивид Личные способы социальной работы Консультирование, психотерапия, психоанализ
Семья Социальная личная работа Брачно-домашнее консультирование, домашняя терапия Консультирование, психотерапия
Несколько Социальная работа на улице Группы самопомощи, группы по заинтересованностям, группы социального окружения, клубная социальная работа Группы терапии, группы эмоциональной помощи, группы встреч
Организации Социальный обмен Т-группы (динамического и организационного развития ), организационной терапии
Сообщество Социальные акции, социальное планирование Развитие сообщества ___
Университеты социального обслуживания Социальные акции, социальное планирование, реформирование Социальное администрирование ____

Так, практика в социальной работе может выступать в следующих главных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, домашнее консультирование, домашнее и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.

Социальный работник в сфере предоставления социальных одолжений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: